Классный час для учащихся 6-го класса "Право быть ребенком"

Разделы: Классное руководство


Цели:

  • познакомить учащихся с Конвенцией ООН о правах ребенка;
  • воспитывать уважение к правам других людей;
  • способствовать формированию активной жизненной позиции.

Форма: беседа с элементами игры.

Подготовительный этап:

  • подготовить презентацию (Приложение 1);
  • Подготовить текст Конвенции о правах ребенка;
  • Плакат “Наши права”.

Ход классного часа

Классный руководитель: Ребята, вы должны знать, что 20 ноября – это всемирный день прав ребенка. В этот день была принята международная Конвенция “О правах ребенка”. Сегодня мы и будем говорить о правах детей.

1 этап. “Я мыслю – следовательно, я существую”

Учащиеся должны высказать свою точку зрения. Желательно, чтобы на этом этапе была организована мини-дискуссия. Ученикам предлагается фрагмент из книги А.Усачева “Всеобщая декларация для детей и взрослых”.

Приключения Маленького Человека

Большие люди удивительно безграмотны, - подумал Маленький Человек.

– Надо это исправить.

И однажды Маленький Человек вышел на центральную площадь города с большим плакатом в руках:

Все люди рождаются свободными и равными, все имеют одинаковые достоинства и права. Все наделены разумом и должны относиться друг к другу как братья и сестры.

Вскоре вокруг плаката собрались горожане.

– Глупость какая-то написана, - заявил один Большой гражданин.

– Люди не могут рождаться равными. Я, например. Когда родился, весил 4кг 500г, а мой сосед всего 3кг 100г, а вы?..

– Послушайте! – сказал Маленький Человек.

Рождаться равными – это не значит рождаться людьми одного роста и веса. Или одинаково сильными и красивыми. Рождаться равными – значит рождаться людьми. Маленькими и голыми. Ведь еще никто не появился на свет министром с портфелем или генералом с погонами.

Как вы понимаете смысл плаката? Что вы возразите Маленькому Человеку?

2 этап. Беседа.

– Действительно, все люди обладают правами независимо от пола, цвета кожи, национальности и т.д. Существуют документы, в которых обозначены эти права (работа со слайдом “Основные документы о правах человека”).

Документ, о котором мы с вами сегодня говорим – это Конвенция о правах ребенка.

Конвенция – это международный договор, соглашение по определенному вопросу с взаимными обязательствами.

В этом документе 54 статьи, и они касаются не только прав и свобод детей, но и обязательств государств по защите прав детей.

Почему же был принят специальный документ, защищающий права ребенка? Очевидно, потому, что дети имеют меньшие возможности для защиты своих прав, чем взрослые люди. Они нуждаются в особой защите. Наше государство также приняло на себя обязательства выполнять Конвенцию о правах ребенка.

В Конвенции говорится, что ребенок имеет право знать свои права, поэтому мы с вами начинаем изучать права ребенка, т.е. ваши права.

Учитель называет основные права детей и работает со слайдами презентации:

  • Право на жизнь
  • Право на имя при рождении
  • Право на гражданство
  • Право на защиту жизни, чести и достоинства
  • Право свободно выражать свое мнение
  • Право на медицинскую помощь, охрану здоровья
  • Право на образование
  • Право на отдых и досуг
  • Право иметь имущество
  • Право на свободное перемещение
  • Право на заботу и воспитание родителями
  • Право на защиту от всех форм эксплуатации, насилия

3 этап. Игра – упражнение “Правовые пиктограммы”

– Пиктограмма – рисуночное письмо, в котором зашифровано какое-то послание.

Учитель предлагает ребятам, изучив статьи Конвенции, выбрать два, обративших на себя особое внимание, и “зашифровать” их в рисунке.

– После того как все группы справились с заданием, рисунки поступают учителю. Ребятам предлагается угадать, о какой статье, зашифрованной на другом рисунке, идет речь.

Правильные ответы учащиеся записывают на плакате “Наши права”.

4 этап. Обсуждение проблемы:

Учитель обращает внимание учащихся на то. Что правильно пользоваться своими правами не менее важно, чем их просто знать.

Можно организовать обмен мнениями учащихся по вопросам:

  • Какими правами вы пользуетесь?
  • Сталкивались ли вы с нарушениями ваших прав?
  • А приходилось ли вам нарушать права других людей?

В конце ребятам раздаются памятки “Мои права” (Приложение 2).

 Приложение