Цель: развивать орфографическую зоркость и умение проверять безударные гласные в корне слова; познакомить со способами проверки безударного в корне слова; воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: карточки, веера.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Минутка чистописания
На доске стихотворение:
Голубенький, чистый
Подснежник – цв.ток,
А подле – сквозистый
Последний сн.жок…
Учитель: Прочитайте стихотворение. Как вы понимаете слово “подле”? На какую орфограмму пропущены буквы? Что вы знаете о проверки безударных гласных? Найдите в стихотворении однокоренные слова? Какой корень? Что такое однокоренные слова?
Слово “подснежник” от какого слова образовано?
Дети. Снежок.
На доске: Жг.
Учитель: Какие буквы мы будем сегодня писать? (ж, г)
– Кто догадался? (слово снежок образовано от слова снег)
– Определите порядок написания букв в цепочке?
Жг Жжг Ггж Ггжж
3. Словарно-орфографическая работа
– Послушайте еще одно стихотворение, найдите родственные слова, выпишите их.
(записывают на доске и в тетрадях.)
Снежная Баба
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут снег снегурки.
(С. Погореловский)
(Снег, снежок, подснежник, снежные, снегири, снеговик, заснеженный, бесснежный, снежочек, снежиночка, снежность)
– Почему эти слова мы называем родственными? Выделите корень.
– Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную в корне.
– Как обозначены ударные и безударные гласные в корне? (Одинаково.)
– Как проверить написание безударного гласного в корне слова?
– Запомните! Большинство корней в родственных словах пишутся одинаково
4. Объяснение нового материала
Связь между значением слова и его написанием.
Одно из труднейших правил русской орфографии – правило написания безударного гласного в корне. На это правило, дети делают больше всего ошибок. Мы постараемся понять, почему эти ошибки бывают и как от них избавляться.
Первое, что нужно усвоить: во время письма обязательно надо вникать в смысл слова.
Послушайте рассказ “ Как Коля дедушку вторично сделал седым”
Ребята писали диктант. В одном предложении речь шла о старичке, который посидел на скамье и, немного отдохнув, отправился дальше.
Проверив Колину тетрадку, учительница с улыбкой заметила ему:
А ведь дедушка уже до этого был седым.
Ребята поняли и рассмеялись, а Коля покраснел.
В каком слове он сделал ошибку? Объясните, как надо написать слово посидел.
Объясните разницу в значении слов (слова записаны на доске).
Посидел – поседел.
Прожевал – проживал.
Запевал – запивал.
Примерял – примирял.
Запишите эти слова в сочетаниях с другими словами так, чтобы было понятно их значение, используя слова для справок, записанные на доске.
На доске:
Пос.дел на лавочке, пос.дел от старости, прож.вал пищу, прож.вал в сторожке, зап.вал песню, зап.вал водой лекарство, прим.рял костюм, прим.рял драчунов.
Проверка веерами.
5. Физкультминутка
6. Объяснение нового материала
(продолжение)Способы проверки безударного гласного в корне.
На доске записано слово СО-ЛОН-КА.
Дети слушают сказку Кривина.
Встретились в слове солонка ударный О и безударный О.
– А. здравствуйте.
– Извините, я не А, я О.
– О, значит, тезка. А голос у тебя – совсем как у А.
– Стань на мое место, тогда посмотрим, какой у тебя будет голос. Конечно, слог у меня не тот. В твоем положении легко звучать. Я бы на твоем месте еще не так бы зазвучал!
– Так ведь я под ударением, - напомнил ударный. – Стань под ударение – и звучи. Кто тебе мешает?
Безударный произносит какой-то звук, больше напоминающий А, чем О, и умолкает.
– Как помочь безударной О? (Правило.)
– При проверке мы будем применять два способа:
1) – изменить форму слова: ед. ч. на мн. ч.
сосна – сосны
з.рно зерны
тр.па – тропы
или мн. ч. на ед. ч.
д.жди – дождь
з.нты – зонт
(Слова записываются в тетрадях и на доске).
– подобрать однокоренные слова:
п.стух –пас
н.чной – ночь
– Значит, какие способы проверки безударных гласных существуют?
7. Закрепление
На партах листочки с записанными словами с пропущенными безударными гласными.
Зеленый м.рской н.чной цв.тной с. Сна
8. Итог урока
– К вам прилетела сорока – сплетница со страницей одного ученика.
(У нас всаду растут диревья. витя взял ножык и стал выризать свае имя накаре. Помогите нам.)
Дети исправляют ошибки.
– А можно вырезать имена на коре? Над каким правилом мы работали на уроке?
– Что вы из урока взяли на заметку?
Выставление оценок.
9. Домашнее задание
Упражнение 314, выучить правило.