Цели:
- образовательные: повторить, обобщить и проверить знания и умения учащихся по данной теме;
- развивающие: развивать активное математическое мышление учащихся; формировать и совершенствовать вычислительную культуру;
- воспитательные: воспитывать умение анализировать, рассуждать, принимать решения, слушать собеседника, работать индивидуально и в коллективе.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Сообщение темы урока
Учитель. Сегодня мы повторим сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. У нас будут соревноваться 3 команды, турнирная таблица начерчена на доске.
3. Повторение основных правил действия с дробями
(Правильный полный ответ приносит команде 1 балл)
1. Основное свойство дроби.
Если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же натуральное число, то получится равная ей дробь.
2. Какие способы сокращения дробей вы знаете?
3. Как сравнить дроби с одинаковыми знаменателями?
Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та дробь, у которой числитель больше.
4. Как сравнить дроби с одинаковыми числителями?
Из двух дробей с одинаковыми числителями больше та дробь, у которой знаменатель меньше.
5. Как сравнить дроби с разными знаменателями?
Чтобы сравнить дроби с разными знаменателями надо:
- привести дроби к наименьшему общему знаменателю;
- сравнить полученные дроби.
6. Как сравнить обыкновенную и десятичную дроби?
Представить обыкновенную дробь в виде десятичной дроби или десятичную в виде обыкновенной дроби.
7. Что значит записать дроби в порядке убывания (возрастания)?
8. Как сложить дроби с разными знаменателями?
Чтобы сложить дроби с разными знаменателями надо:
- привести дроби к наименьшему общему знаменателю;
- сложить полученные дроби, используя правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями;
- сократить, если возможно, полученную дробь или выделить целую часть.
9. Как выполнить вычитание дробей с разными знаменателями?
Чтобы вычесть дроби с разными знаменателями, надо:
- найти наименьший общий знаменатель данных дробей;
- привести дроби к наименьшему общему знаменателю;
- из числителя уменьшаемого вычесть числитель вычитаемого и оставить тот же знаменатель
- сократить, если возможно, полученную дробь или выделить целую часть
4. Основная часть урока
На доске и на столах учащихся (в конвертах) подготовлен игровой материал.
1 игра: “Цветок”
Принимают участие команды.
На доске 3 цветка, на лепестках написаны равенства. От каждой команды поочерёдно к доске к своему цветку выходит ученик, отрывает лепесток и называет вместо буквы такое число, чтобы равенство было верным. Верный ответ – 1 балл (лепестки складываются в копилку команды).
2 игра: “Колонки” (индивидуальная работа с взаимопроверкой)
Учитель предлагает ученикам сложить числа, стоящие по вертикали и горизонтали. Учащиеся записывают ответ в клетки. Затем таблицы передаются соседу по парте и школьники проверяют результаты вычислений друг друга (можно выставить оценки). После проверки задания учитель собирает таблицы.
3 игра: “Кто быстрее”
Принимают участие команды.
На доске набор дробей, которые нужно расположить в порядке возрастания. Даётся 1минута на обдумывание. Из каждой команды вызывается к доске по одному ученику, которые выбирают наименьшее число из набора и магнитом прикрепляют его к доске. Затем его сменяет другой член команды, можно исправить неверный ответ. Выигрывает та команда, которая первая правильно выполняет задание. (Команды получают 3, 2 или 1 балл соответственно)
Обмен карточками. Теперь дроби нужно расположить в порядке убывания.
Учитель наблюдает и оценивает действия участников команд.
4 игра: “Знатоки Москвы”
Работа в парах.
Учащиеся, сидящие за одной партой, из конверта достают таблицу с ответами на уравнения, лежащими в конверте. Каждый ученик достаёт по одному цветному прямоугольнику из конверта и решает предложенное уравнение. Карточка закрывает один из ответов. В результате получается изображение уголка Москвы. (5,4,3,2 и 1 балл может заработать команда)
Предложенные учащимся варианты уравнений:
5 игра: “Конкурс капитанов” (задания выполняются во время игры “Знатоки Москвы”)
Задача 1. Через одну трубу бассейн наполняется за 15 часов, а через другую – за 18 часов. Через какую трубу нальется воды больше: через первую за 6 часов или через вторую за 7 часов?
Задача 2. Один трактор может распахать поле за 7 дней, а другой – за 5 дней. Какую часть поля уберут оба трактора за 1 день?
5. Подведение итогов, выставление оценок
6. Домашнее задание
Придумать свою игровую ситуацию по данной теме.