Приобретение положительного опыта успешности учащихся через творчество на уроках искусства

Разделы: МХК и ИЗО


Приложение 1

“Рационализированное общее образование игнорирует сферу чувств растущего человека, пускает на самотек его эмоционально-нравственное развитие. Это чревато “эмоциональной тупостью”, отсутствием чуткости по отношению к другому человеку и к природе, диктатурой узко понятого интеллекта, не различающего добро и зло. Последствия такого превращения человека в “компетентного робота” достаточно очевидны. В светском общем образовании только гуманитарно-художественный цикл может постоянно держать в центре внимания человеческую душу, обогащать эмоциональную жизнь ребенка, пробуждать душевную отзывчивость, развивать нравственную и ценностную, а не только интеллектуальную сферу. Полноценное художественное образование сохраняет целостность личностного развития ребенка.

Потребность в творчестве – неотъемлемая характеристика нормально развивающегося человека, несводимая к решению каких бы то ни было частных, прагматических задач. Дефицит творчества в современной школе, отсутствие у ребенка положительного опыта свободного творчества искажают нормальный процесс становления личности. Это чревато непредсказуемыми личностными кризисами и асоциальными проявлениями, вплоть до так называемых немотивированных преступлений. (Так, некоторые психологи аргументированно утверждают, что “компьютерная” преступность во многом является следствием невостребованности творческой одаренности молодых людей.) Заметим также: именно дефицит творчества является, скорее всего, главной причиной того парадоксального на первый взгляд факта, что школьная успешность детей от года к году не повышается, а снижается.

Именно в области искусства ребенок может приобрести ранний, успешный и полноценный опыт творчества – порождения и осуществления собственных замыслов. Опыт, который незаменим для становления самосознания, самоощущения человека в мире и который поможет ему в будущем стать “креативным” в любой сфере деятельности.

Одной из неотложных задач образования считается переход от “знаниевого” подхода к “компетентностному”. В художественном образовании эта проблема решается “сама собой”, поскольку искусство – не область отвлеченных знаний, а в первую очередь область практического творчества (или сотворчества, когда речь идет об адекватном восприятии искусства). В этой области нельзя “знать, не умея”, причем умение означает не усвоение каких-либо безличных приемов, а умение решить свою конкретную творческую задачу.

Занятия искусством давно и с успехом применяются как мощное терапевтическое средство; уже это одно гарантирует его благотворное профилактическое воздействие на здоровье детей. В учебных заведениях, где художественное творчество занимает достойное место, повышается эмоциональный тонус детей, возникает положительное отношение к школе, снижается невротизация, тревожность и утомляемость детей. Особо подчеркнем последнее обстоятельство: занятия искусством снимают, а не увеличивают перегрузки”, пишет Мелик-Пашаев в статье “О состоянии и возможностях художественного образования.

Вышеперечисленные причины существовали всегда в той или иной мере. Именно два аспекта подвигли меня заняться проблемой описания строения некой системы в преподавании предмета, чтобы у учащихся формировался опыт успешного обучения и положительной мотивации к учению, а учителю было проще работать.

Цели: развитие положительного опыта успешной деятельности на уроках искусства через дифференциацию творческих заданий и формирование навыков успешного сотрудничества в коллективном и индивидуальном творчестве.

Задачи: анализировать ситуацию возможностей кабинета и школы для реализации опыта успешности учащихся, разработать систему поощрения учащихся в развитии творческих навыков, расширить возможности для реализации поставленных целей.

Противоречие между современными требованиями общества к организации и проведению занятий и уровнем оснащения школ и кабинетов искусства для реализации качественного обучения и применения профессионального мастерства учителя. Противоречие между признанием нужности предметов и их физиологической необходимостью для школьников. Заставило обратиться к научным обоснованиям необходимости приобретения учащимися положительного опыта успешности обучения, в которых нашла многочисленные подтверждения продуктивности учебной деятельности, если ребенок приобретал опыт успешной деятельности в любой из учебных сфер, то этот опыт давал ему необходимый заряд для дальнейшего совершенствования положительного опыта успешности обучения. И ребенок начинает учиться более успешно в других областях, а также в творчестве. Противоречие между современным миром информационных технологий и технических возможностей и реальным положением дел в оснащении и оборудовании учебного процесса. Это положение вряд ли кардинально изменится в ближайшие годы, не смотря на все декларативные высказывания.

Психологический и педагогический аспект рассматриваемой проблемы, определяющий искусство как основу творческой деятельности учащихся, занимает в научных исследованиях большое и особое место. А обоснование внедрения опыта успешности обучения дали многие педагоги как Б.М. Неменский, А.А. Мелик-Пашаев и др.

Анализируя ситуацию по оснащению учебного процесса и оснащению кабинета. Пришла к выводу, что на протяжении 15-ти лет практически не изменилось ни чего и ждать перемены к лучшему нет оснований. Безвременье, кризис, модернизация какие еще оправдания последуют далее? Да, всегда найдется что-то, чтобы спокойно бездействовать, а крайним остается педагог. Так вот, чтобы облегчить свою деятельность и не быть крайним педагоги всегда и чтецы, и жнецы, и на дуде игрецы. Вот и играем по правилам не нами установленными. Вначале своей профессиональной деятельности имелись возможности укомплектовать наглядными пособиями весь учебный процесс по предмету изобразительное искусство, которые были выполнены самостоятельно и использованы различные периодические издания, в которых освещалась область искусства, и печатались репродукции произведений. Для основы преподавания предмета с первых лет была взята за основу программа Б.М. Неменского, по которой работаю до настоящего времени, что дало возможность шире использовать накопленный наглядный материал, лишь пересматривая появляющиеся изменения в программе и изменения времени. Для облегчения и экономии времени на подготовку к уроку, и быструю смену тематики урока, так как специфика предмета такова, что, встречаясь, лишь раз в не делю, сменяемость коллективов учеников и тем равносильна всем классным параллелям и классным коллективам, входящим в нагрузку учебного года. (Средняя нагрузка на протяжении последних 5–10 лет – 25 часов) Первое, что было выполнено это систематизация всех учебных материалов: наглядного материала по параллелям классов, по темам четвертей и по отдельным наиболее разработанным тематикам по предметам: изобразительное искусство, моровая художественная культура, черчение. Применена система упорядочения материала с применением каталога, как в наглядных и иллюстративных материалах, так и в теоретических и искусствоведческих.

Следующим этапом систематизации стала область контроля. Для этого была разработана система для проверки заданий и оценивания творчества учеников. Что включало в контроль учет и проверку урочных заданий, работ выполненных самостоятельно домашних заданий, творческих работ как индивидуальных, так и групповых, для этого изготовила простую конструкцию, где компактно сохраняются работы до последующих уроков, по классам и параллелям, где система предусматривает градацию проверено-оценено либо непроверенно, или неоцененно. Для проверки теоретических знаний по предмету сформирована система перфокарт общих для проверки тестового задания и проверки в параллелях 5,6 классов заданий кроссвордов, что позволяет при минимальном отрезке времени проверить большое количество тестов и контрольных кроссвордов.

. Система автоматизированной оценки в творческих заданиях искусствоведческого материала учеников. С помощью папки сокровищ и “древа знаний”, сформировалась ветвь системы как положительной дополнительной творческой работы и исследовательских работ, которые выполняются самостоятельно по схемам программированного обучения. Тем самым ученики – искусствоведческого цикла имеют возможность обучаться на отлично, не имея хороших навыков владения техниками и материалами в области искусства, либо выполняя задания по тематике самостоятельно на современных технических средствах либо компьютере, опять же используя программированное обучение.

Следующим этапом стала дифференциация (условная, только для педагога) анализируя работу учащихся, вывела закономерность различия восприятия материала и воспроизведения творческих заданий. Условно, для более точной и щадящей психику ребенка дифференциации, разделила учащихся на три категории. Одна из категории, это искусствоведы – дети, грамотно формулирующие свои мысли, умеющие говорить и строить диалог, умеющие преподнести теоретический материал, как в письменной, так и в устной форме. Дети – художники и творцы, которые владеют техниками и навыками творческой деятельности, работают быстро и обдуманно любыми материалами; и дети – ремесленники, которым требуется большая помощь, они по разным причинам выполняют задания тщательно, долго и часто по образу и подобию, то есть репродуктивным методом. Так же дифференциация заданий по объему выполненной работы, по сложности самого задания, по нестандартному подходу, то есть творческий, новый необозначенный в предварительных объяснениях учителя, найденный самостоятельно.

Так же внесение в банк данных по классам “особое внимание” с указанием причины необходимости дополнительного внимания педагога, опять же по причине большого количества обучающихся, периодичности уроков и специфики предмета. Который существует только для учителя, и позволяет грамотно оценить ситуации и быстро найти выход из сложных ситуаций. Так же для реального личностного подхода к учащимся, опять же, из практики работы с большим количеством учеников, невозможности упомнить все нюансы педагогического процесса.

С первых лет работы изготовила и усовершенствовала мобильные, легкие простые в применении рамки для организации выставок, как в рамках школы, так и вне её стен. Организовала постоянное место экспозиций работ учащихся на уроке: мобильная выставочная площадка у доски с объёмом площади необходимой для экспозиции работ всего класса, легко и просто заполняется с помощью иголочек самими учениками в конце урока перед обсуждением выполненного задания. Выставочная площадь экспозиции лучших работ по параллели классов с системой легкой для быстрой замены экспозиции, и стена для экспозиций в рекреации школы с той же системой, которая стала традицией школы. Благодаря технологии оформления с помощью упомянутых рамок значительно просто и без больших временных и физических затрат периодически сменяются либо экспонируются выставки работ школьников. Что как положительный опыт признания творческой деятельности учащихся имеет высокий позитивный результат. Благодаря простому устройству выставку, возможно, заменить и вывесить в течение получаса, без каких бы то не было трудностей. Что не просто облегчает работу учителя, но и дает положительные эмоции, как ученикам, так и их родным, которые в курсе традиции школы, поднимает значимость и самооценку ребенка.

Соблюдая, основные принципы программы Неменского, использую все виды творческой деятельности, которые имеют продолжение в неурочное время: студия, мастерские дизайна и оформления школы силами учеников, оформительская бригада старшеклассников, работающая по настенной росписи рекреаций школы, а также выполнение рельефов учениками и их реставрация.

Формируется фонд наглядных пособий для использования в обучении с помощью новых технических средств: компьютера и мультимедиа проектора, фонд презентаций, клипов, фильмов и иллюстративный фонд.

С помощью банка данных осуществляю дифференциацию учеников в творческих группах по типологии одаренности, формируется группа, где присутствует интеллектуал, академист и творец. Дифференциация в отношении оценки по предмету черчение, где выставляются оценки по заявленной учеником степени претензий (флажковая или хроматическая дифференциация). При выполнении практического задания по черчению ученик указывает цвет-флажок, по которому оценивается его деятельность учителем на конкретном уроке, соблюдая конфиденциальность заявленной степени оценки. Так же выбираются задания самим учеником для работы на уроке и работы самостоятельной, по сложности материала либо креативности самого задания.

Важный ресурс компьютерная графика и компьютерные технологии. Которые также дают положительный эффект в таком ракурсе учения в школе как успешность, например предмет черчение. Не каждому дано качественно выполнить графическое задание даже при условии хороших знаний теоретических, нет навыков либо по другой причине ребенок не может выполнить аккуратно, соблюдая все требования к проведению и насыщенности линий, разрешает эту проблему компьютерная технология такая, как например КОМПАС 3D LT V10. Эта программа решает достаточно много других сложных задач в упомянутом предмете. Так же касается напрямую геометрии и такой области как формирование пространственного мышления ребенка. Решает опять таки проблему успешности и наглядности, что очень важно учитывая детское и подростковое восприятие окружающего мира. Именно в возрасте 13–14 лет ребенок начинает предъявлять повышенные требования к себе, выполнить достаточно хорошо он еще не может, а выполнять плохо уже не хочет, и это становится препятствием к успешности в этот период.

Фестивали искусств, мастер – классы, как решение многих негативных явлений в детском творчестве, ненужная, а зачастую вредящая детской психике “конкуренция” в сфере искусства, одна из красивейших нарядных, эмоционально насыщенных форм работы в сфере предметов искусства, которая также разрешает ряд проблем школьного уровня. Фестивали традиционно проводятся в школах в апреле месяце в неделю искусства, и которые имеют удачное продолжение в фестивалях летних детских и взрослых, таких как фестиваль этнической музыки “Саянское кольцо”, которое проходит в июле месяце в селе Шушенском, с его мастер – классами и городом мастеров, а так же ярмаркой ремесел.

Через перечисленные выше методы и приемы реализуется системный подход и опыт успешности обучения в области искусства. В одном ряду с положительными результатами, есть и противоположные: не всегда срабатывает “древо знаний” и папка сокровищ, ученики замечают, что учитель загружен и есть вероятность проверки поверхностной представленных работ (теоретических) что непременно используется. Быстро передается информация по параллелям классов, если идут административные контрольные работы, по условным окнам перфокарт, что дает дополнительную изобретательность в использовании перфокарты без изменения текста тестов.

Отрицательным результатом считаю обстоятельство, когда нет возможности оформить рамками все творческие работы учеников, так как, рамка как бы облагораживает работу, и делает ее в глазах ученика более значимой. Что огорчает и заставляет предпринимать новые формы работы, где бы поучаствовали все детские работы без исключения, что несет новые затраты сил и времени, а зачастую и средств и увы эти средства не возмещаются, хотя говорят когда-то школы приобретали наглядные пособия.

Вывод: Проведя анализ учебной деятельности, делаешь корректировку во всех упомянутых нюансах системы работы, которые по различным причинам дали сбой или не оправдали надежд.

В первую очередь конечно облегчая собственную деятельность и затраты временные, психологический нюанс, ресурсный и просто изменившиеся условия работы либо изменившиеся, а точнее другие дети с новыми взглядами и новым видением мира. А так же другие стандарты и требования и прочие не зависящие от педагога условия.