Цель: формирование познавательного интереса, интеллектуальных умений и навыков, расширение кругозора учащихся, умение работать с дополнительной литературой и СМИ, развитие умения выделять главное, коротко и четко излагать свои мысли.
Оборудование: мультимедийный проектор, таблицы, доклады.
Ход:
- Вступительное слово учителя.
- Выступления представителей различных профессий:
- Электрик РЭУ
- Работник водоканала (контролер УВКХ)
- Зам. директора по АХЧ школы
- Техник смотритель РЭУ
- Журналист “Городской газеты”
- Потребитель (житель города)
- Корреспонденты центральной прессы
Ход урока
Вступительное слово учителя: Сегодня мы собрались на необычное занятие. Мы будем говорить о бережном отношении к воде, электроэнергии в быту и школе.
Слово “энергосбережение” всем понятно и известно, оно “на слуху”, но не все понимают его так, как хотелось бы и желалось бы. У нас в гостях люди разных профессий. Они познакомят нас с проблемами города, так как им по роду занятий приходится часто с этим сталкиваться. Постарайтесь в конце своего выступления обратиться к жителям нашего города с обращением и пожеланиями.
Итак, у нас в гостях:
- Электрик РЭУ
- Работник водоканала (контролер УВКХ)
- Зам. директора по АХЧ школы
- Техник-смотритель РЭУ
- Журналист “Городской газеты”
- Потребитель (житель города)
- Корреспонденты центральной прессы
Проблема одна: “Что я хотел бы сам сделать для сохранения ресурсов в нашем городе?” Но хотят ли жители нашего города жить бережливо? Это мы постараемся выяснить в ходе занятия. С чем же пришли к нам наши гости?
Слово предоставляется электрику РЭУ.
Электрик: Обслуживая квартиры на своем участке по ремонту и замене электропроводки и розеток, я столкнулся с тем, что жители “транжирят” электроэнергию в своих квартирах. Очень много потребителей подключается на одну розетку, отсюда – перегрев розеток, выбивание пробок, короткое замыкание.
Жители жалуются на то, что невозможно, приходя с работы, что-либо включить, сразу же выбивает пробки. Но ведь это здорово, что счетчики могут так реагировать. Если бы этого не было, то отключался бы свет во всем доме или даже в микрорайоне.
В светлое время дня жители моего участка забывают отключать лампы, включают компьютер, телевизор, микроволновую печь, электрический чайник, плиту, зарядное устройство сотового телефона, стиральную машину… Хотя такую нагрузку провода не выдерживают. Хорошо, если хозяева дома. А если нет, то может замкнуть проводку, и случится пожар.
Люди, относитесь бережнее к своим электроприборам! Отключайте их вовремя! Не оставляйте их без присмотра!
Учитель: Слово работнику водоканала.
Работник водоканала: Я работаю контролером УВКХ. Знаете, с какой проблемой я столкнулась? Не все жители города знают, какую норму они должны потреблять в сутки на одного человека.
О какой экономии может идти речь, если вода просто течет рекой, причем везде… Приведу простые расчеты, которые мы сделали за годы работы водоканала:
- если вода капает из крана, то в сутки потери составляют около 30 литров, а в месяц это будет уже около 900 литров, в год – 328 500 литров.
- если вода течет из крана, то в сутки потери составят в пределах 120 литров, в месяц – 3 600 литров, а вод это будет уже 1 314 000 литров.
- если вода течет при неисправном смывном бачке, то потери составляют более 1 500 литров в сутки, или 45 000 литров за месяц, или 16 425 000 литров.
Получается, что нам приходится управлять потоками бурных рек, а водоизмещение наших очистительных сооружений не могут справиться с такими расходами. Мы советуем жителям вовремя менять устаревшие прокладки, а если необходимо, то и всю сантехнику.
Запасы воды не бесконечны! Старайтесь что-то оставить потомкам! Экономно жить надо уже сейчас, пока это еще возможно!
Учитель: Слово заместителю директора школы по хозяйственной части.
Зам. директора по АХЧ школы: Моя обязанность – следить за рациональным использованием и потреблением энергоресурсов в школе.
В темное время суток территория школы должна освещаться прожекторами, но вовремя выключаться, как только отпадает в этом необходимость. В кабинетах освещение должно соответствовать нормам, которые предъявляет санэпидемстанция к освещению учебных кабинетов. Но если на улице становится светло, лампы необходимо отключать. Во-первых, учащиеся должны привыкать к дневному освещению, которое более полезно для глаз. Во-вторых, перерасход энергии оплачивается силами школы.
Кроме того, я должна смотреть за тем, чтобы не “текли” трубы, чтобы исправны были краны, чтобы работали питьевые фонтанчики. Но я должна также смотреть и за тем, чтобы вода не текла рекой, чтобы не было простой “утечки”. Конечно, мне помогает слесарь и электрик, но вместе нам действовать намного проще. Радует то, что учитель вместе с учащимися выключает свет тогда, когда он им уже не нужен, а также освещение отключается на переменах, если это возможно.
На зиму утепляются окна, учащиеся помогают заклеивать их. Поэтому у нас все тепло, приходящее к нам по трубам, остается в школе. В кабинетах тепло и уютно.
Ребята! Помогайте своим участием! Давайте экономить вместе!
Учитель: Слово предоставляется технику-смотрителю РЭУ.
Техник-смотритель РЭУ: На вверенном мне участке я выяснил, что не все жильцы желают заниматься экономией. Жалуясь на работников РЭУ, они элементарно – не следят за состоянием своих квартир. Необходимо летом посмотреть межпанельные швы и сделать заявку на имя начальника РЭУ, тогда зимой не надо будет плакаться о том, что из всех щелей дует. Кроме того, необходимо либо заклеить окна, либо заменить оконные блоки на новые, более теплые и современные, которые не пропускают холод в помещение квартиры. Тогда многих проблем можно будет избежать.
Люди! Помогите себе сами! Проверьте качество оконных блоков! Замените или утеплите входные двери! Тепла и света вам!
Учитель: Слово предоставляется журналисту “Городской газеты”
Журналист “Городской газеты”: В нашей “городской газете часто печатаются нормы потребления и оплаты электроэнергии, воды и тепла на одного человека в год. Следите за публикациями. Я хотела бы обратиться к вам с такими строками:
Мне кажется, что наша жизнь
Не так длинна, не так легка,
Как бы хотела вся Земля…
Но ты продлить ее пытайся, -
Энергию сберечь старайся;
Тепло и воду сохрани;
Пожар ты в доме избеги;
И сор свой в мусорку бросай;
Бутылки “Вторсырью” сдавай;
Дверь за собою закрывай;
Утюг и плитку выключай;
Открытым кран не оставляй!
Ведь это важно! Так и знай!
И в будущем не забывай:
Экономию города пополняй!
Учитель: Слово предоставляется потребителю – жителю нашего города.
Потребитель: Я – простой потребитель, житель своего города. Да, я жалуюсь, когда мне холодно в квартире. Но я понял, что надо еще и самому бороться за свое жиль, свое тепло, свой уют. Я начал читать в “Городской газете” все, что касается потребления энергоресурсов, и понял, что могу оплачивать меньше, чем плачу сейчас. (“Городская газета” от 3 февраля 2007 года – статья “Нормы потребления коммунальных услуг”).
Я поставил в квартиру водосчетчики, перенес с площадки электросчетчик, стало удобнее наблюдать за расходом воды и энергии. Еще я хочу поставить счетчик, учитывающий тепло в квартире, тогда я точно буду знать, какой температуры вода приходит ко мне по трубам. Это очень удобно. Оказывается, я больше платил за воду. Мне не нужно столько воды, сколько в среднем отводится на одного человека. Чтобы не платить лишнего, я слежу за исправностью сантехники в целом и кранов в частности. Мне стало смелее ходить в дни оплаты квартплаты, – я плачу меньше, чем платил в прошлом году. Затратив деньги на покупку и установку счетчиков один раз, я экономлю теперь при оплате за квартплату в среднем 200–300 рублей в месяц. Люди! Жители города! Учитесь быть экономными, прежде всего для себя, тогда и городу легче будет экономить!
Учитель: Что же вы вынесли с этого занятия, с этой встречи? Надеюсь, что корреспонденты нам выскажут свои мнения, выпустив газету со своими очерками, рассказами, статьями. А мы подводим итог.
Нам есть, чем гордиться, нам есть, что беречь. Нам надо стараться быть бережливыми и объяснить выгоду от этого всем, кто рядом с нами. Есть хорошая пословица “Береженого бог бережет!”.
Подумайте дома, какие еще пословицы и поговорки можно вспомнить по теме “Энергосбережение”, “Экономия”, “Бережное отношение к энергоресурсам”.
Будьте рачительными хозяевами своего жилища! Экономно используйте энергоресурсы города!