Цель: Показать, как музыка и изобразительное искусство разными путями идут к созданию богатырских образов.
Задачи:
- Знать термины: симфония.
- Развивать творческие музыкальные способности, музыкальное мышление, художественный вкус, совершенствовать певческие навыки, эмоциональную отзывчивость на музыку;
- Воспитывать и прививать любовь и уважение к искусству, Родине через знакомство с героями былин, богатырями.
Музыкальный материал:
- А.П. Бородин “Богатырская симфония №2”
- Никитин “Песня о маленьком трубаче”.
Оборудование и музыкальный материал: мультимедиа (слайды), наглядности: Репродукция Васнецова “Богатыри”, симфония, богатырь, синквейн, алгоритмы: эмоциональное настроение, музыкальные инструменты, магнитофон, фортепиано.
Структура урока:
- Организационный момент;
- Мотивация;
- Проблемная ситуация;
- Составление кластера;
- Слушание и осмысливание;
- Проблемная ситуация;
- Закрепление нового материала в процессе выполнения задания;
- Проблемная ситуация;
- Рефлексия в процессе составления синквейна;
- Оценивание.
Виды деятельности учащихся:
- Слушание музыки;
- Вокально-хоровая работа;
- Выполнение творческого задания в процессе слушания.
Методы обучения: словесный, наглядно-слуховой, стимулирование музыкально-творческой деятельности через создание проблемно-поисковых ситуаций, анализ, обобщение.
Ход урока
Перед уроком проверить готовность ребят (ручки, тетради).
1. Организационный момент (музыкальное приветствие)
2. Мотивация
Учитель: Друзья мои, я очень рада зайти в приветливый ваш класс и для меня теперь награда сиянье ваших умных глаз, я знаю в классе каждый гений, но без труда талант не впрок. Возьмем же музыку и творчество и вместе создадим урок.
3. Проблемная ситуация
Учитель: Определите к кому относятся эти слова?
У него суровый взгляд,
Силушка в его руке,
Меч он держит на спине,
И всегда он на коне.
Дети. Богатырь.
Учитель: Какие два вида искусства мы с вами рассматриваем в III четверти? (музыка, ИЗО). Определите тему нашего урока. “Богатырские образы в искусстве” (“Презентация богатырские образы в искусстве”, см. Приложение 1).
4.
Учитель: И так БОГАТЫРЬ. С кем ассоциируется это слово (составление кластера, актуализация знаний). Богатырская тема с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречались с ней в народном творчестве, поэзии, музыке, живописи, театре, кино. Это от того, что с древних времен со всех концов на Русь наступали враги, пытались завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ. Образ богатыря и родился в русском искусстве, как образ могучего защитника Родины.
5.
Учитель: Сейчас прозвучит музыкальный фрагмент, определите, может ли такая музыка рассказать о богатырях? (Звучит А.П. Бородин Симфония №2.) Ответы учащихся.
6.
Учитель: Музыка будет звучать, а вам предлагается задание. (Звучит А.П. Бородин Симфония №2.)
- Какую картину представили слушая произведение
- Описать характер музыки, пользуясь таблицей
- Какие музыкальные инструменты вы услышали?
– Хорошо. Спасибо. Вы меня порадовали. Запишите, пожалуйста, в тетрадь.
(Репродукция Васнецова “Богатыри”, работа по картине.)
Физкультминутка
Смотрят вдаль богатыри
Не видать врагов вдали
Силушку свою покажем
О хорошем всем расскажем.
7. Проблема
Учитель исполняет “Песню о маленьком трубаче”.
Учитель: Как вы думаете можно ли этого героя назвать богатырем и почему? Ответы детей.
8. Работа над песней
(Вокально-хоровая работа), разучивание, концертное исполнение.
9. Рефлексия
Учитель: Сегодня мы с вами на уроке познакомились с богатырями. Мы встречаемся с ними на картинах, в кино, музыке, литературе. Русский народ восхищается богатырями, их силой, умом и добротой и стремится в искусстве показать это, а так же любовь к Родине.
(Дети составляют синквейн со словом БОГАТЫРЬ.)