Богатырские образы в искусстве (5-й класс)

Разделы: Музыка

Класс: 5


Цель: Показать, как музыка и изобразительное искусство разными путями идут к созданию богатырских образов.

Задачи:

  • Знать термины: симфония.
  • Развивать творческие музыкальные способности, музыкальное мышление, художественный вкус, совершенствовать певческие навыки, эмоциональную отзывчивость на музыку;
  • Воспитывать и прививать любовь и уважение к искусству, Родине через знакомство с героями былин, богатырями.

Музыкальный материал:

  • А.П. Бородин “Богатырская симфония №2”
  • Никитин “Песня о маленьком трубаче”.

Оборудование и музыкальный материал: мультимедиа (слайды), наглядности: Репродукция Васнецова “Богатыри”, симфония, богатырь, синквейн, алгоритмы: эмоциональное настроение, музыкальные инструменты, магнитофон, фортепиано.

Структура урока:

  • Организационный момент;
  • Мотивация;
  • Проблемная ситуация;
  • Составление кластера;
  • Слушание и осмысливание;
  • Проблемная ситуация;
  • Закрепление нового материала в процессе выполнения задания;
  • Проблемная ситуация;
  • Рефлексия в процессе составления синквейна;
  • Оценивание.

Виды деятельности учащихся:

  • Слушание музыки;
  • Вокально-хоровая работа;
  • Выполнение творческого задания в процессе слушания.

Методы обучения: словесный, наглядно-слуховой, стимулирование музыкально-творческой деятельности через создание проблемно-поисковых ситуаций, анализ, обобщение.

Ход урока

Перед уроком проверить готовность ребят (ручки, тетради).

1. Организационный момент (музыкальное приветствие)

2. Мотивация

Учитель: Друзья мои, я очень рада зайти в приветливый ваш класс и для меня теперь награда сиянье ваших умных глаз, я знаю в классе каждый гений, но без труда талант не впрок. Возьмем же музыку и творчество и вместе создадим урок.

3. Проблемная ситуация

Учитель: Определите к кому относятся эти слова?

У него суровый взгляд,
Силушка в его руке,
Меч он держит на спине,
И всегда он на коне.

Дети. Богатырь.

Учитель: Какие два вида искусства мы с вами рассматриваем в III четверти? (музыка, ИЗО). Определите тему нашего урока. “Богатырские образы в искусстве” (“Презентация богатырские образы в искусстве”, см. Приложение 1).

4.

Учитель: И так БОГАТЫРЬ. С кем ассоциируется это слово (составление кластера, актуализация знаний). Богатырская тема с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречались с ней в народном творчестве, поэзии, музыке, живописи, театре, кино. Это от того, что с древних времен со всех концов на Русь наступали враги, пытались завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ. Образ богатыря и родился в русском искусстве, как образ могучего защитника Родины.

5.

Учитель: Сейчас прозвучит музыкальный фрагмент, определите, может ли такая музыка рассказать о богатырях? (Звучит А.П. Бородин Симфония №2.) Ответы учащихся.

6.

Учитель: Музыка будет звучать, а вам предлагается задание. (Звучит А.П. Бородин Симфония №2.)

  1. Какую картину представили слушая произведение
  2. Описать характер музыки, пользуясь таблицей
  3. Какие музыкальные инструменты вы услышали?

– Хорошо. Спасибо. Вы меня порадовали. Запишите, пожалуйста, в тетрадь.

(Репродукция Васнецова “Богатыри”, работа по картине.)

Физкультминутка

Смотрят вдаль богатыри
Не видать врагов вдали
Силушку свою покажем
О хорошем всем расскажем.

7. Проблема

Учитель исполняет “Песню о маленьком трубаче”.

Учитель: Как вы думаете можно ли этого героя назвать богатырем и почему? Ответы детей.

8. Работа над песней

(Вокально-хоровая работа), разучивание, концертное исполнение.

9. Рефлексия

Учитель: Сегодня мы с вами на уроке познакомились с богатырями. Мы встречаемся с ними на картинах, в кино, музыке, литературе. Русский народ восхищается богатырями, их силой, умом и добротой и стремится в искусстве показать это, а так же любовь к Родине.

(Дети составляют синквейн со словом БОГАТЫРЬ.)