Цели урока:
Образовательные:
- формирование навыков построения графиков тригонометрических функций с использованием компьютерной программы;
- использование ПК при решении прикладных задач;
- формирование мотивации процесса обучения через компьютер.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к учебным дисциплинам и умение применять свои знания в практических ситуациях;
- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.
Воспитательные:
- развивать культуру общения и культуру речи;
- воспитание чувства ответственности и солидарности.
Оборудование урока:
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска,
- ПК,
- компьютерный тест «Формулы приведения» (1-2 варианты).
Тип урока:
- интегрированный (алгебра и начала анализа, информатика)
Ход урока
I. Оргмомент:
- Здравствуйте, ребята!
- Мы находимся в компьютерном классе, поэтому должны помнить правила поведения при работе с компьютером (слайд 1). Приложение 1.
Цель урока: Сегодня займемся преобразованием графиков тригонометрических функций с помощью компьютера, описывая свойства функций по построенному графику, (слайд 2).
II. Фронтальный опрос:
1) Назовите формулы тригонометрических функций, знаки функций (слайд 3).
2) «Тригонометрия на ладони» (слайд 4)1.
Значение тригонометрических функций острого угла.
a) ;
б) ;
в) tg 00 = 0;
г) sin 450= ;
д) cos 600=;
е) ;
ж) ;
з) сtg 00 не сущ.
3) Проверь себя: компьютерный контроль с оценкой после выполнения теста «Формулы приведения». (Файл «Тест») приложение 2.
III. Актуализация прежних знаний:
1) В 9-м классе вы уже занимались преобразованием графиков функций. Вспомним эти преобразования (Слайд5)
- График функции y=f(x)+n можно получить из графика функции y=f(x) с помощью параллельного переноса вдоль оси y на n единиц вправо, если n>0, или на n единиц влево, если n<0;
- График функции y=f(x+m) можно получить из графика функции y=f(x) с помощью параллельного переноса вдоль оси x на m единиц вправо, если n>0, или на n единиц влево, если m<0;
- График функции y=kf(x) можно получить из графика функции y=f(x) с помощью растяжения вдоль оси y в k раз;
- График функции y=f(px) можно получить из графика функции y=f(x) с помощью cжатия вдоль оси x в p раз.
2) Свойства тригонометрических функций (слайды 6-9).
IV. Изучение нового материала.
Мы с вами разобрались в процессе построения графиков тригонометрических функций, заметили, что процесс построения очень трудоёмкий, поэтому сегодня мы научим компьютер выполнять тоже самое, но значительно быстрее. Хотя существует ряд учебных программ, с помощью которых можно также быстро построить график функции. Но мы с вами сами напишем программу на языке QBASIC. построения графиков функций. Давайте определим, как правильно организовать этот процесс.
Прямоугольная система координат представляет собой ось у и ось х. Она нам хорошо и давно известна. Но... Та система координат, которую предоставляет нам графическая страница на экране компьютера, является как бы зеркальным отражением нашей математической системы координат. И в ней ось у направлена вниз, ось х вправо, точки на осях начинаются со значения 1 и по оси х могут изменяться до 640, а по оси у до 320, и самое главное отличие в том, что все они - положительные.
Что же делать, если нам нужно отобразить точку. Координаты которой имеют хотя бы одно отрицательное значение? Как ее увидеть?
Необходимо:
- SCREEN 12 -выбрать режим экрана
- VIEW (100,10)-(500,410)- размер и положение области просмотра
- WINDOW (x1,y1)-(x2,y2) – создание системы координат
- LINE (x1,0)-(x2,0) –ось Ox
- LINE (0,y1)-(0,y2) –ось Оy
- PSET(X,Y)- точка
- FOR x=x1 TO x2 STEP h NEXT x - операторы цикла
Итак, определив основные операторы языка программирования QBASIC для построения графиков, выполним следующее задание:
Написать программу построения графика функции y=sin x на промежутке [-5π;5π], h =
REM «график функции y= sin x»
SCREEN 12
VIEW (100,10)-(600,410)
WINDOW (-15.7,-3)-(15.7,3)
LINE (-15.7,0)-(15.7,0)
LINE (0,-3)-(0,3)
FOR x=-15.7 TO 15.7 STEP 0.1
PSET (x, sin (x))
NEXT x
END
Задание 2: Построить графики функций в одной и той же системе координат графики функций:
- y= sin x,
- y= sin x +2;
- y = sin x-1;
- y= sin(x+);
- y= sin (x+).
[Все изменения к программе записываем на компьютере] Выполнив данное задание, мы проследим за процессом преобразованием графика функции y= sin x.
Задание 3: Построить графики функций в одной и той же системе координат графики функций:
- cos x,
- y= cos x +1;
- y = cos x-2;
- y= cos (x-) ;
- y= cos (x+).
Самостоятельно написать программу построения графика функции и его преобразования.
Задание 4: Построить графики функций в одной и той же системе координат графики функций:
y= tg x,
y= tg x +5;
y = tg x-4;
y= tg (x-);
y= tg (-x).
Дополнительное задание 5: Построить графики функций в одной и той же системе координат графики функций:
y=ctg x;
y=ctg x +3;
y=ctg x-3;
y=ctg (x+);
y= ctg (- x).
Подведение итога урока.
1. Мы можем создать программу, которая позволяет осуществить построения графиков функций в математической системе координат.
2. И, наконец, в этой же программе, моделируя построение графиков, мы сможем следить за преобразованиями графиков и изменениями свойств самой функции.
3. Мы с вами можем написать программу построения графиков функций таких, что после исполнения программы получим рисунок. (Слайд 10-11)
REM «РИСУНОК» VIEW (100,10)-500,410) WINDOW (-5,17)-(16,-6) LINE (-5,0)-(16,0) LINE(0,17)-(0,-6) FOR X=-3 TO 0 STEP 0.01 PSET (X,(1/2)^X) NEXT X FOR Y=8 TO 12 STEP 0.01 PSET (-3,Y) NEXT Y FOR X=-3 TO -1 STEP 0.01 PSET (X,-(X+1)^2+16) PSET (3,Y) NEXT Y |
NEXT X FOR X=-1 TO 13 STEP 0.01 PSET (X,-0.5*X+15.5) NEXT X FOR X=4 TO 13 STEP 0.01 PSET (X,2*SQR(X-4)+3) NEXT X FOR X=4 TO 6 STEP 0.01 PSET (X,(X-6)^2-1) NEXT X FOR X=0 TO 6 STEP 0.01 PSET (X,-(1/3)*X+1) NEXT X FOR Y=14 TO 16 STEP 0.01 PSET (3,Y) |
FOR X=-1 TO 8 STEP 0.01 PSET (X,-SQR(X+1)) NEXT X FOR X=6 TO 8 STEP 0.01 PSET (X,(X-7)^3-4) NEXT X FOR X=0 TO 6 STEP 0.01 PSET (X,-(1/3)*X-3) NEXT X FOR X=-1 TO 0 STEP 0.01 PSET (X,-3*X-3) NEXT X FOR Y=-2 TO 0 STEP 0.01 NEXT Y END |
Домашнее задание.
Повторить п.10,1-10.4 [Творческое задание: написать программу «Рисунок», использую операторы построения графика функции]
__________________
1Филипповский Н. Тригонометрия на ладони.- Еженедельная учебно-методическая газета «Математика»,№6/2004