Итоговое занятие для детей подготовительной логопедической группы "Зима в лесу"

Разделы: Логопедия


Программное содержание:

  • обогащать словарный запас по теме «Зима» эпитетами, родственными словами,
  • закреплять умение образовывать относительные и притяжательные прилагательные,
  • упражнять в составлении небольших рассказов с использованием алгоритма,
  • развивать логическое мышление, зрительное внимание,
  • прививать любовь к русской природе.

Предварительная работа:

1. Чтение стихотворений:

  • А.С.Пушкин «Мороз и солнце»
  • Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою…»
  • И.З. Суриков «Зима»

2. Чтение рассказа Г.Скребицкого «Четыре художника. Зима».

3. Заучивание:

  • С.А.Есенин «Белая береза».
  • И. Бунин «Первый снег».

4. Наблюдение примет зимы с воспитателем во время прогулки.

Оборудование:

  • картинки с изображением зимнего пейзажа,
  • предметные картинки,
  • сказочные домики для зверей,
  • снеговики,
  • алгоритм синквейна.

Методы и приемы:

  • художественное слово,
  • музыкальное сопровождение,
  • беседа,
  • рассказ.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Тему нашего сегодняшнего занятия вам помогут определить картинки.

(На столе разложены 2 сюжетные картинки, разрезанные на части).

Я попрошу вас подойти к столу и взять по одному фрагменту.

А теперь посмотрите на обратную сторону фрагмента. Видите, что они разного цвета. Те ребята, у которых картинки с синей обратной стороной подойдите к столу, отмеченному синим кружком, а те, у кого обратная сторона фрагмента желтая, подойдите к столу с желтым кружком.

(Звучит тихая музыка)

Попробуйте из частей составить целую картинку. Внимательно посмотрите на получившиеся у вас пейзажи. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии? Правильно, о том времени года, которое наступило совсем недавно.

- А как вы догадались, что на картинках изображена зима?

- Какие приметы зимы отчетливо видны на этих картинках?

2. Работа над темой.

а) Загадка.

- Ребята, наше сегодняшнее занятие будет волшебным. И начнем мы его со сказочной загадки:

Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом –
Все покрыла серебром.

- Как вы думаете, о какой царице идет речь в этой загадке?

- Почему зиму называют царицей?

- На какой тройке прилетела зима? (на тройке скакунов).

- Что за скакуны в этой тройке? (декабрь, январь, февраль).

б) Игра на развитие логического мышления, зрительного внимания.

- Я недаром начала наше занятие с загадки, в которой используются образные выражения. Они позволяют украсить нашу речь, точно выразить нашу мысль, кроме того. Они часто используются в сказках. А мы сегодня отправляемся в путешествие в зимнюю сказку. А в сказку нельзя попасть на обычном транспорте. Я предлагаю создать необычный поезд, все вагончики которого соединяются между собой с помощью магической связи.

(На столе разложены предметные картинки: елка, шишка, белка, рыжий кот, малыш, бабушка, варежки).

- Первой я ставлю картинку с изображением елки, потому что Новый год – главный праздник зимы, а елка – основной символ этого праздника.

(дети по очереди берут картинки и объясняют свой выбор, используя ключевую фразу)

  • Я присоединяю к елке шишку, потому что шишки растут на елке.
  • Я присоединяю к шишке белку, потому что белка собирает шишки.
  • Я присоединяю к белке кота, потому что он такой же рыжий.
  • Я присоединяю к коту малыша, потому что малыш любит играть с котом.
  • Я присоединяю к малышу варежки, потому что он их носит зимой.
  • Я присоединяю к варежкам бабушку, потому что она их связала.

в) Обогащение словаря родственными словами.

- Мы приехали в зимний лес. Он выглядит сказочно: деревья покрыты снегом, под деревьями вьется лыжня, кусты покрылись сугробами. Давайте попробуем подобрать сказочные слова для описания леса.

- Как выглядят деревья зимой? (они тихие, задумчивые, продрогшие, замерзшие; укрытые снегом, как одеялом; одеты в снежные шубки…)

- Какой снег в лесу? (пушистый, сверкающий, искристый, мягкий, колючий, рыхлый, серебристый…).

- Давайте подберем родственные слова к слову снег.

Снег – снежок, снежинки, снежная, снегопад, снеговик, Снегурочка, снегоход, подснежник.

3. Физминутка «На полянку, на лужок…»

На полянку, на лужок (руки вверху и плавными движениями опускаются вниз).
Тихо падает снежок.
Улеглись снежинки
Белые пушинки.
Но подул вдруг ветерок, (дети поднимают руки вверх и плавными движениями раскачивают их из стороны а затем кружатся).
Закружился наш снежок.
Кружатся снежинки, в стороны,
Белые пушинки.

4. Пальчиковая гимнастика «Снежок».

5. Игра на развитие зрительного внимания.

(Дети делают пальчиковую гимнастику, а логопед выкладывает снеговика на магнитной доске)

- Ребята, у нашего большого снеговика есть фотографии своих братцев-снеговиков. Давайте найдем отличия между ними.

  • У маленького снеговика три пуговицы, а у большого две пуговицы.
  • У этого снеговика на голове красное ведро, а у большого – зеленое и т.д.

6. Образование притяжательных прилагательных.

А теперь я предлагаю отправиться в гости к Лесовичку – вот и тропинка к его дому. Смотрите, сколько сказочных домиков, целая лесная улица.

- В этом домике слышится тявканье лисы. Чей это дом? Кто еще живет с лисой?

- А в этом доме живет медведь. Чей это дом? Кто еще живет в нем?

- А в этом домике живет волк со своим семейством. Чей это дом?

- Дружно живут зайцы в доме. Чей это дом?

- А в этом доме живет кабан. Чей это дом?

- А вот и домик Лесовичка.

7. Образование относительных прилагательных.

Лесовичок.

- Ребята, вы, наверное, продрогли, пока ко мне добирались. Чтобы вы не заболели, я угощу вас чаем с вареньем. Садитесь за стол. Возьмите баночки, которые лежат на столе перед вами. Ответьте: какое у вас варенье?

  • У меня варенье из малины – малиновое.
  • У меня варенье из слив – сливовое.
  • У меня варенье из груш – грушевое.
  • У меня варенье из крыжовника – крыжовенное.

8. Составление рассказа по плану-схеме.

- Спасибо тебе, Лесовичок, за чай, за варенье, за гостеприимство.

Мы хотим отблагодарить тебя и подарить тебе рассказ «Зима в лесу».

(Дети составляют рассказ по цепочке, используя план- схему ).

9. Итог занятия.

Вот и закончилось наше путешествие в зимний лес. Я думаю, что оно надолго останется в вашей памяти. Поэтому я хочу, чтобы свое впечатление об этом путешествии вы выразили с помощью стихотворения, составленного по алгоритму синквейна.

Лес.
Заснеженный, тихий.
Стоит, задумался, отдыхает.
Зима накрыла деревья белым покрывалом.
Лес, сугробы, сказка.

Зима.
Холодная, снежная
Засыпала, укрыла, разукрасила.
Пришла долгожданная зима.
Снег, елка, Новый год.