Педагогические технологии.
В настоящее время человеческая культура (будь то наука, искусство, техника или коммуникация) «оглядывается» назад в попытке понять, что она собой представляет и куда движется.
Этой общей тенденции соответствуют процессы, происходящие в отечественной и зарубежной педагогической науке и практике. На сегодняшний день задача состоит в том, чтобы превратить школьное образовательное пространство из потенциально образовательного в подлинно саморазвивающуюся систему, основанную на самопроектировании и способствующую решению многообразных и сложных задач становления личности в культуре, т.е. такое образовательное пространство, в котором ребенок рассматривается не как объект обучающих воздействий учителя, а как самоизменяющийся субъект учения.
Создание же условий, при которых ученик является субъектом деятельности, т.е. становится активным участником образовательного процесса, возможно различными способами. Среди этих способов, как правило, выделяют три. И построены они, во-первых, на основе интереса к знаниям, во-вторых, на основе увлекательного способа изучения предмета и, в-третьих, на мотивации учения.
400 лет назад в Польше, Западной Белоруссии существовали братские школы. Учителя в этих школах считали, что только с помощью образования можно победить врага. А главное для них было – следование заповеди: «Прежде люби детей, а потом учи». На сегодняшний день эта заповедь также актуальна, только следуя ей можно добиться успеха. Гораздо позже Н.К. Крупская утверждала, что любая истина из уст ненавистного учителя – ненавистна. Педагог не воспитывает, не учит, а активизирует, стимулирует стремления, формирует мотивы учащегося к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижения. Саморазвитие же личности зависит от степени творческой направленности образовательного процесса, который, обеспечивается учителем использованием современных развивающих педагогических технологий.
Технология I
«Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Задача этой технологии – воспитание иного ученика, ученика, умеющего работать самостоятельно. Эту технологию можно широко применять при работе с текстом, когда обязательно предусмотрено чтение и письмо. Работу по этой технологии можно разбить на три этапа.
1-й этап – это «Вызов» (мотивация). Учитель должен постараться вызвать интерес ученика. (Например начать с названия текста. О чем он? Заинтересовать ребенка.)
2-й этап – это «Осмысление», т.е. заинтересованный ребенок самостоятельно читает текст, пытаясь изобразить его схематично (тот же опорный сигнал по Шаталову или план, только развернутый на плоскости и минимизированный комментариями).
3-й этап – это «Рефлексия», т.е. переработка информации при обсуждении с одноклассниками; и здесь же может быть закрепление в виде пересказа устного или письменного.
Технология II
«Коллективно-взаимное обучение».
Применять эту технологию можно при изучении нового материала, расширении знаний по какой-либо теме, при повторении.
На таком уроке ребята могут работать, как в группах, так и индивидуально, самостоятельно. Если учитель предпочел первую форму работы, то каждая группа должна в конце урока выступить с выводами.
Каждый школьник в процессе коллективно-взаимного обучения участвует в обсуждении информации с партнерами. Кроме этого здесь действует принцип, установленный психологами: прочитанный материал усваивается на 20-30%, услышанный – 30-40%, а использованный на практике усваивается на 50-70%. Обмен информацией, идеями, собственным опытом, быстрое обсуждение почерпнутого из разных источников, выявление и обсуждение разногласий и расхождений, выход чувств и переживаний: все это создает именно те условия при которых:
- совершенствуются навыки по данному материалу;
- включается в работу память;
- каждый ученик чувствует себя более свободно;
- несмотря на то, что обучение коллективное, способ деятельности для каждого индивидуальный;
- формируется умение ребенка работать в коллективе. Это и есть преимущество этого способа обучения.
Технология III
«Модульное обучение».
Весь материал по какой-либо большой теме делится на отдельные блоки. Задания могут быть разного уровня, т.е. присутствует личностно-ориентированный подход в обучении. В каждом блоке обязательно должна содержаться проверочная работа.
Урок по модульной технологии можно построить, используя несколько форм работы. Например:
1-й этап урока – это диспут на заданную тему, который способствует развитию логического мышления; формирует умение задавать вопросы и отвечать на них. В основе диспута лежит научная полемика, а раз полемика - значит сотрудничество.
2-й этап урока – конспект-лекция. Т.е. учитель излагает новый материал в форме лекции, а учащиеся делают конспект, выписывают основные мысли, составляют схематическую модель излагаемого материала и т.д. и тому подобное. Эта работа помогает развивать самостоятельность и умение выбирать нужную информацию.
3-й этап урока – лекция с обратной связью, т.е. после 2 этапа учитель задает ряд вопросов по теме, а ответы учеников, которые они дают при помощи своих конспектов, позволяют понять, на сколько усвоен материал.
Технология IV
«Интегративный подход в обучении».
Известно, что профильный характер старшей ступени требует более глубокого, прагматичного характера обучения. Принцип междисциплинарной взаимосвязи, позволяющий обеспечить практическую направленность и индивидуализацию образования, является основным принципом интегративного обучения.
Практическое применение системы интегративного обучения показывает, что эта система:
- формирует и развивает познавательные интересы, творческие способности, общеучебные умения, навыки самообразования, позволяющие в дальнейшем адаптироваться к динамичным условиям образовательного пространства;
- обеспечивает развитие и формирование коммуникативной компетенции, а именно способности вести диалог в естественных ситуациях общения;
- способствует воспитанию бережного отношения к культурным ценностям не только своей страны, но и уважению к традициям и обычаям других народов;
- имеет профориентационный характер обучения, так как учащиеся могут сравнить, найти сходства, различия по изучаемым проблемам в разных областях, тем самым определяя область своих интересов.
При освоении интегративного курса необходимо обозначить предметно-содержательный аспект, а именно:
- минимум информативности, которая включает в себя теоретический и фактологический блоки знаний;
- языковой аспект: выражения теоретических знаний и лексико-грамматические средства выражения фактологических знаний;
- коммуникативный аспект: при помощи лексико-грамматических средств тематического словаря совершенствуется коммуникация с целью информирования своего собеседника-слушателя;
- познавательный характер интегративного курса, который предполагает широкое использование текстового материала, так как текст – источник приобретения знаний как теоретических, так и фактологических.
Таким образом интегративный курс предполагает перенос функций общения (познавательной, регулятивной, ценностно-ориентационной, этикетной), которыми ученик овладевает в рамках базового уровня одного предмета, на новое предметное содержание.
Технология V
«Технология работы с аудио- и видеоматериалами».
Основными задачами использования такой технологии на уроках являются:
- «погружение» учеников в мир конкретного фрагмента урока или самого урока;
- развитие у учеников таких когнитивных умений, как наблюдение, выбор, антиципация, выдвижение гипотез и т.д.;
- обучение анализу урока или фрагмента;
- обучение комментированию и критическому отношению к реализации задач урока или фрагмента.
Работа по данной технологии базируется на 3-х известных в методике этапах работы с аудио-, видеоматериалами:
1-й этап – работа до просмотра/прослушивания;
2-й этап – просмотр/прослушивание;
3-й этап – работа после просмотра/прослушивания.
Эта технология позволяет
- формировать у учеников чувство уверенности – «я тоже так могу»;
- «шлифовать» свои знания, навыки, умения;
- развивать у учеников навыки самостоятельной деятельности.
Очень полезно приобщать к проведению урока по этой технологии учеников, которые в будущем, возможно, станут учителями, т.к. это помогает развивать и прививать творческий подход к организации проведения урока; позволяет научить серьезному отношению к выполняемой работе; и, самое главное, помогает создавать у учеников ощущение нужности для школы.
Технология VI
«Здоровьесберегающие технологии».
Здоровьесберегающие технологии на уроках помогают сохранить и укрепить здоровье учащихся. Процесс обучения в школе требует от ребенка не только умения учиться. Он должен быть физически и психологически готов систематически выполнять школьные задания вне зависимости от собственного желания.
Понятие «Здоровьесберегающие технологии» - это ни что иное, как разнообразие приемов, форм и методов работы, потому что постоянная смена деятельности снимает, как физическую, так и психологическую нагрузку, а значит, защищает здоровье учащихся от нанесения потенциального вреда.
На уроках учитель должен максимально снизить негативное влияние нервно-физического напряжения, а для этого, «переключать» детей с одной деятельности на другую. Включать в уроки небольшой блок изученного материала, физминутку и музыкальную паузу. Все это дает дополнительную энергию, радостное настроение, появляется блеск в глазах детей. Знакомый материал – это определенные знания, умения и навыки, а они помогают достичь такой степени эмоционального благополучия, которая позволит детям полноценно «прожить» урок (на первом этапе урока). Второй этап урока, как правило, предполагает какую-то проверку, а это всегда стресс («вдруг, неправильно!»). Лучший способ быстро выйти из состояния стресса – физические упражнения, движение. В конце урока оставить время для музыкальной паузы - это превосходный способ снять напряжение, ведь хорошая музыка оказывает положительное влияние, как на физическое состояние, так и на психику.
Технология VII
«Метод проектов».
Всякий намеченный комплекс работ, необходимых для достижения некоторой цели, называют проектом.
Каждая отдельная работа, входящая в комплекс (проект), требует затраты определенного времени. Некоторые работы могут выполняться только в определенном порядке. Существуют работы, входящие в комплекс, которые могут выполняться независимо друг от друга, одновременно.
Метод проектов - обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.
Суть метода проекта – стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Различают следующие типы проектов: исследовательские, творческие, ролевые, игровые, ознакомительно-ориентированные проекты (информационные), практико-ориентированные (прикладные).
Как пример, проект по теме: "What are you going to be?"
Проблема: правильный выбор профессии.
Тип проекта:
доминирующая деятельность |
ролевой |
предметно-содержательная область |
межпредметный |
характер координации |
непосредственный |
количество участников |
личностный, групповой |
характер контактов |
один класс |
продолжительность выполнения |
краткосрочный |
Учебная цель: предоставить учащимся практику в разработке коммерческого предложения своей рабочей силы на иностранном языке.
Задачи проекта:
- Познакомиться с профессиями, сферой их деятельности;
- Изучить профессии родителей;
- Определить специфические профессии региона;
- Сделать выбор в пользу одной из профессий;
- Уметь аргументировать свою точку зрения;
- Обосновать необходимость и полезность выбранного вида деятельности для других;
- Уметь предложить свою специальность в коммерческих целях на иностранном языке;
- Планируемый результат: ученики разрабатывают план своего города через несколько лет, создают его проект и представляют как коммерческий продукт.
Материалы:
- фотографии,
- иллюстрации.
Время работы: 6 уроков.
Работа над проектом:
Урок № 1.
1. Знакомство и активизация лексики по теме «Профессии»:
а) название профессии;
б) место работы;
в) характеристика деятельности.
2. Активизация грамматических структур:
а) глагол to be с названием профессий, употребление неопределенного артикля;
б) предлоги места при указании места работы;
в) I think, аргументация своего мнения.
Урок № 2.
- Знакомство и активизация лексики, обозначающей профессиональные действия.
- Работа над выпуском брошюры “What do you know about these professions?"
Урок № 3
Обсуждение профессий родителей и выпуск газеты.
Урок № 4
Знакомство с профессиями, определяющими специфику:
- выпуск брошюры (название профессии, иллюстрации, описание профессиональных действий). Работа в группах со словарем, обмен информацией между группами.
Урок № 5.
1. Активизация грамматических структур:
I' m going to ...
I want to ...
That's why ..., аргументация своего выбора.
2. Обсуждение и защита минипроекта "My future job".
Урок № 6.
Защита проекта "Our town in future".
Учащиеся, предлагая свою рабочую силу как – коммерческий продукт, создают свой город. Обсуждение другими учащимися данных предложений и выбор одного из предложенных заведений.
Дается оценка данному проекту.
1-й прием
Этот прием можно использовать в начале урока и/или в конце урока как обобщение. Данный прием называется «синквейн» – от французского слова «пять». «Синквейн» включает в себя пять строк, первая строка состоит из одного слова, а каждая последующая увеличивается на одно.
Например возьмем для обобщения тему «Зима» и в виде разминки по заданной теме составим «синквейн». Итак,
1-я строка – Зима. (Тема)
2-я строка – Сезон года. (Что это?)
3-я строка – Зима – суровая пора. (Какой сезон? Что свойственно?)
4-я строка – Держитесь люди, скоро лето! (Свои эмоции)
5-я строка – Готовь сани летом, телегу – зимой. (Пословица или цитата)
или тема «Безразличие»
1-я строка – Безразличие (Тема)
2-я строка – Опасная черта (Что это?)
3-я строка – Равнодушие всегда опасно. (Чем это выражено?)
4-я строка – Безразличие должно быть наказуемым. (Свое отношение, эмоции)
5-я строка – Безразличный друг хуже злейшего врага. (Цитата)
2-й прием
Этот прием удобно использовать на стадии вызова для повторения материала или в конце для закрепления. Данный прием называется «кластер», в переводе с английского – гроздь.
Перед классом ставится задача: «Вспомните и запишите все, что вы знаете по теме «…..»».
Используя этот прием применяю следующие формы работы:
- обсуждение в парах;
- дополнение друг друга;
- работа в группах.
Результат этой работы заключается в некой таблице:
Гроздей может быть сколько угодно, это зависит от темы.
Например тема «4 типа вопросов»:
и так далее, до исчерпания темы, т.е. гроздей может быть сколько угодно.
3-й прием
Данный прием – это составление таблицы, которая называется ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал). Создавать эту таблицу можно по любой теме на любом предмете. Например на русском языке по теме «Числительные»:
№ |
Знаю |
Хочу знать |
Узнал |
|
1. |
Часть речи. |
Как изменяется? |
Изменяется по падежам. |
|
2. |
Обозначает количество. |
Какие разряды? |
Порядковые и количест-ные; простые, составные, сложные. |
|
3. |
…………… |
………………? |
……………… |
|
4. |
…………… |
………………? |
……………… |
|
В этой таблице возможна еще одна колонка – «Где узнать дополнительную информацию?»
4-й прием
Этот прием называется «пенсил», в переводе с английского карандаш. Данный прием ни что иное, как чтение с пометками. То есть изучение материала с карандашом в руках.
Рассматриваемый прием заставляет ребенка внимательно читать текст. Полностью этот прием может применяться при выполнении домашнего задания. Ограничение здесь только одно: текст не должен быть очень большим.
Итак, каждый учитель может придумать свою систему пометок, при чем ею можно варьировать. Например:
- + (то, что знаю);
- * (новая информация);
- ? (об этом хочу узнать больше);
- ! (то, что вызвало эмоциональный отклик).
5-й прием
Чтение с остановками – это прием который также можно применять на любом предмете по любой теме.
Рассмотрим этот прием на примере урока литературы, при работе с эпизодам. Обязательное условие – текст должен быть новым для учащихся.
Задача учителя:
1) заранее разделить текст на несколько частей (часть должна быть не более половины страницы);
2) подготовить вопросы по каждому фрагменту (вопросы могут быть на понимание, прогнозирование, анализ); и
3) подготовить задания по каждому из фрагментов. В конце урока предложить детям вспомнить пословицы и/или цитаты по теме.
В качестве домашнего задания, после проделанной работы, может быть предложено изложение по тексту.
Как вы сумели заметить, этот прием можно выделить отдельной педагогической технологией, т.е. технология работы с незнакомым текстом. Причем в этой технологии выделяются две взаимосвязанные стороны: самостоятельное освоение учебного материала и накапливание опыта работы с учебной литературой.