Разработка урока в 6-м классе по теме "Движения земной коры. Вулканы, горячие источники, гейзеры"

Разделы: География


Цели урока:

  • познакомить учащихся с движениями земной коры;
  • усвоение понятий «землетрясение», «очаг», эпицентр», «горст», «грабен», «вулкан», «гейзер»;
  • продолжить формирование умений работать с картами, выделять главное в тексте;
  • развитие логического мышления, культуры устной речи;
  • способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению окружающего мира.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: физическая карта полушарий, учебник «География. Начальный курс» Герасимовой и Неклюковой, атласы 6 класс, образцы горных пород, карточки с заданиями, мультимедийный проектор, экран, компьютер.

Ход урока

Знакомство с планом урока

  1. Повторение материала по теме «Горные породы»;
  2. Усвоение знаний по теме «Движения земной коры. Вулканы, горячие источники, гейзеры»;
  3. Подведение итогов, проверка знаний;
  4. Объяснение домашнего задания.

Повторение материала в ходе отгадывания загадок о горных породах.

Учитель загадывает загадки, учащиеся отгадывают, определяют образцы горных пород, рассказывают о них по плану:

1) к какому типу относятся;

2) как образовались;

3) как используются;

4) где добывают.

Загадки:

1. В воде родится, а воды боится. (Соль)

2.

Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобиться сразу.
(Глина)

3.

Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже.
(Песок)

4. Черен как ворон, а греет как солнце. (Уголь)

5.

Порода горного царства
Из шпата, слюды и кварца.
(Гранит)

6.

Без нее не поедет
Ни такси, не мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это?
(Нефть)

7.

Белый как сахар, но не сладкий.
Пока руки им не испачкаешь,
Ума – разума не наберешься.
(Мел)

Учитель, после отгадывания загадки о нефти, рассказывает о значении нефти для родного города Ишимбая - город Ишимбай образовался и развивался благодаря открытию в 1932 году Ишимбайского месторождения нефти - самого первого в Башкортостан.

В 1940 году рабочий посёлок преобразуется в город. 10 февраля 2010 года нашему городу исполняется 70 лет – юбилейная дата.

Поэтесса Тамара Соколова написала стихотворение, посвящённое юбилейной дате « Мой город - юбиляр». В стихотворении есть такие строки:

Башкортостан! Мой край благословенный,
Прославленный поэтами не раз,
Швейцарией второю нареченный,
Судьбою предназначенный для нас.
Здесь на земле твоей родился город
Зеленым пятнышком на облике Земли,
Под трепетный курай средь гор он
Фонтаном нефти взвился для страны.

Учитель после отгадывания загадки о меле рассказывает:

Мел и известняк похожи по составу. В нашей местности есть всем известные горы-одиночки – шиханы. Самый яркий из них, который ближе к Ишимбаю – шихан Торатау. Посмотрите на фото (см. приложение 5). Он самый высокий из четырёх шиханов, протянувшихся на 20км на правом берегу р. Белая. Его высота 406м. Все шиханы сложены известняками, состоящими из окаменевших морских организмов. Учёные предполагают, что 250 миллионов лет назад здесь было море, в нём жили разнообразные морские организмы – моллюски, кораллы, губки и др. На дне моря их окаменевших остатков накопилась большая толща. Как же они оказались на поверхности и почему сейчас здесь нет моря?

Учащиеся делают предположение, что произошло поднятие территории.

Учитель подтверждает предположение и переходит к объяснению нового материала по теме «Движения земной коры»

Объяснение хода усвоения нового материала.

Учитель:

Знания по новой теме вы будете изучать в ходе игры «Путешествие по планете Земля».

Ребята! Вы должны разделиться на 4 группы. Каждая группа отправиться по своему маршруту. Объект, куда вы должны отправиться, вы должны определить по указанным в маршрутном листе координатам. Так же там есть задание, которое вы должны выполнить с помощью карт и текста учебника, затем вы должны отчитаться о своём путешествии.

«Путешествие по планете Земля»

Маршрутный лист №1

Вы отправляетесь к природному объекту, координаты которого –

20*с.ш. 70*з.д.

Ваши задачи:

1) определить положение объекта по координатам с помощью физической карты полушарий;

2) выяснить, что происходит на этих объектах и причины происходящих явлений по тексту учебника параграфа 18 пункт 1;

3) рассказать о местах, где побывали и о том, что видели;

4) показать объект на карте.

Маршрутный лист №2

Вы отправляетесь к природному объекту, координаты которого –

35*с.ш. 115*з.д.

Ваши задачи:

1) определить положение объекта по координатам с помощью физической карты полушарий;

2) выяснить, что происходит на этих объектах и причины происходящих явлений по тексту учебника параграфа 18 пункт 2;

3) рассказать о местах, где побывали и о том, что видели;

4) показать объект на карте.

Маршрутный лист №3

Вы отправляетесь к природному объекту, координаты которого –

40*с.ш. 14*в.д.

Ваши задачи:

1) определить положение объекта по координатам с помощью физической карты полушарий;

2) выяснить, что происходит на этих объектах и причины происходящих явлений по тексту учебника параграфа 19 пункт 3;

3) рассказать о местах, где побывали и о том, что видели;

4) показать объект на карте.

Маршрутный лист №4

Вы отправляетесь к природному объекту, координаты которого –

55*с.ш. 160*в.д.

Ваши задачи:

1) определить положение объекта по координатам с помощью физической карты полушарий;

2) выяснить, что происходит на этих объектах и причины происходящих явлений по тексту учебника параграфа 19 пункт 4.

3) рассказать о местах, где побывали и о том, что видели;

4) показать объект на карте.

Желаю успеха!

После окончания путешествия 1 учащийся из каждой группы рассказывает о своём путешествии, остальные дополняют его.

Дополняет так же учитель, рассказывая и показывая фото природных объектов на экране (см. приложение 1).

Группа №1 побывала на о. Гаити, где 13 января 2010 года произошло землетрясение силой 7 баллов, в результате которого погибло более100 тысяч человек. 1 учащийся рассказывает о разрушениях и причинах землетрясений. Учитель дополняет рассказ учащихся и показывает фото землетрясения на о. Гаити. (См. приложение 1).

Учитель рассказывает, о науке «сейсмология», о профессии сейсмолога, о сейсмических поясах.

Учащиеся рассматривают рисунок в учебнике, где изображены очаг и эпицентр землетрясения. Учитель поясняет – что это такое.

Группа №2 рассказывает о своём путешествии на р. Колорадо, где Большой Колорадский каньон. Учащийся рассказывает о причинах образования таких форм рельефа.

Учитель дополняет о размерах каньона, показывает фото (см. приложение 2). Объясняет виды медленных движений земной коры – вертикальные и горизонтальные.

Учащиеся рассматривают рисунок в учебнике, где изображены формы рельефа – горст, грабен, складчатые формы. Учитель поясняет – как образовались.

Группа №3 рассказывает о путешествии к вулкану Везувий, о том – что увидели там.

Учитель показывает фото вулкана в настоящее время, фото реконструкции извержения, репродукцию картины Брюллова «Последний день Помпеи» (см. приложение 3) и рассказывает об извержении этого вулкана в начале нашей эры, которое описал историк Плиний младший.

Учащиеся рассматривают рисунок в учебнике «Строение вулкана».

Учитель поясняет, что такое жерло, кратер, очаг, лава. Рассказывает – вулканы бывают действующие и потухшие.

Учащиеся находят в тексте примеры действующих и потухших вулканов, ищут их на карте.

Группа №4 побывала на полуострове Камчатка и рассказывает о гейзерах.

Учитель поясняет рассказ учащегося об особенностях гейзеров Камчатки, показывает фото (см. приложение 4). Рассказывает о других местах, где есть гейзеры – о. Новая Зеландия, о. Исландия, Йеллоустонский национальный парк в США.

III. Подведение итогов.

Учитель: изучили материал познакомились с разными видами движений земной коры, их причинами. Повторим новые термины. Показывает карточки с терминами – «сейсмология», «очаг землетрясения», «эпицентр», «горст», «грабен», «вулкан», «жерло», «лава», «кратер», «гейзер». Учащиеся объясняют – что это такое.

Учитель: а теперь проверим в такой форме - как вы усвоили знания по новой теме: ответите на вопросы теста, выпишите буквы, около которых написан правильный, по вашему мнению, ответ и эти буквы выпишите в таблицу под заданиями теста. У вас должно получиться какое-то слово. Назовите его. (Браво)

Тест

1. Где происходит большинство землетрясений?:

И) в центре материков;
Б) на дне океанов;
С) в горах .

2. Горст образовались в результате:

Р) вертикальных движений;
Д) горизонтальных движений;
К) разрушения горных пород.

3. Отверстие в вулкане, откуда изливается магма?

А) кратер;
У) жерло;
Ш) очаг магмы.

4. Какой вулкан находится в Европе?

Т) Мауна-Лоа;
Ф) Килиманджаро;
В) Везувий.

5. Фонтанирующий источник горячей воды это…

Ч) вулкан;
Ц) грабен;
О) гейзер.

Таблица ответов

Номер вопроса

 1

 2

 3

 4

 5

Буква ответа

 

 

 

 

 

Оценка ответов – «5» за 5 правильных ответов, «4» - за 4 правильных ответа и т. д.

По окончании урока учитель читает стихотворение:

Два мира есть у человека!
Один, который нас творил.
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н. Заболоцкий

Так давайте постараемся, что бы этот другой мир был таким же совершенным, как вечная дикая природа-мать человека. А для этого потребуется все новые и новые знания.

IV.Объяснение д/з: читать параграф 18,19; выполнить зад.6 стр.49, зад.4 стр.52.