Цель:
- Находить и читать книги о ратных подвигах родного народа.
- Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине на примере подвигов, совершённых народом во все времена.
- Воспитывать мужество, смелость и бесстрашие.
- Учить умению работать с книгой.
Ход урока
I. Организация класса. (Дети входят в класс, рассаживаются по местам и слушают «Героическую» симфонию Шостаковича).
II. Чтение учителем отрывка из стихотворения.
Ничего нет лучше, краше милой
Родины твоей! Оглянись на
предков наших, на героев
прошлых дней. Вспоминай их
добрым словом – слава им,
бойцам суровым! Слава нашей
стороне! Слава русской старине!
- Ребята, в прошлом году весь наш народ с великой радостью и глубокой скорбью отметил 64 годовщину Великой Победы. Это радостная и памятная дата, поэтому урок мы начали с прослушивания такой героической музыки.
- А вот почему я прочла вам стихотворение с таким содержанием? (Урок посвящается героическим Защитникам Земли Русской).
III. Сообщение темы и цели урока.
– Да, сегодня мы поговорим о книгах, в которых говорится о ратных подвигах нашего народа во все времена.
- Скоро праздник – День рождения нашей Армии. Когда это будет?
- Поэтому тема нашего урока звучит так: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!».
- Кто знает, кому принадлежат эти слова?
IV. Работа с картиной П. Корина «Александр Невский».
- Посмотрите, ребята, на часть триптиха П. Корина «Александр Невский».
- Что бы вы могли сказать про этого человека? Внимательнее рассмотрите его одежду. Какое оружие он держит в руке?
- Да. Ребята, А. Невский был воин, великий русский полководец, не раз одерживавший победу над врагом. Эти слова принадлежат ему.
V. Беседа – выявление знаний из прочитанных книг.
- Мы с вами много знаем о защитниках нашей Родины. В старину их называли богатырями. С ними можно встретиться в сказках, былинах. Эти чудо – богатыри любили свою Родину, защищали её в беде. Так несли службу верную Иван – крестьянский сын, Никита Кожемяка, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.
- Кто из вас знаком с этими героями сказок и былин?
Посмотрите, как выглядели русские богатыри – воины – защитники Земли русской. (Демонстрация репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри»).
- Кто знает, как несли службу в дозоре первые пограничники?
- К уроку вы читали произведения разных жанров: рассказы, стихи, сказки, былины, исторические повести. Из них вы узнали о давнишних и недавних победах русского оружия над врагом, об отдельных сражениях, о полководцах, которых знают все, о рядовых бойцах и их подвигах.
- Скажите, о каком полководце, какой автор писал так: «И вот, не спросясь разрешения, он завязал с неприятелем бой. Отбросил противника, прогнал и ворвался в турецкую крепость Туртукай…». (Демонстрация портрета А.В.Суворова).
VI. Демонстрация портрета М.Ю.Лермонтова, продолжение беседы.
- Портрет какого поэта и писателя я вам показываю? Какое произведение он написал, в котором отражены правдивые исторические события? («Бородино»).
- Когда это происходило? (1812 г. – началась Отечественная война).
- Как звали главнокомандующего русской армией? (Демонстрация портрета М. И. Кутузова).
- Под чьим предводительством пришла многотысячная армия французов на русскую землю? (Демонстрация портрета Б. Наполеона).
VII. Ориентация в общественной жизни города.
- Ребята, а где у нас в городе отдают дань уважения и вспоминают воинов – защитников нашей Родины? (В городе есть памятный обелиск в Парковой зоне отдыха).
- Да, ребята, этот обелиск был поставлен в память о воинах – защитниках и штатских людях, которые погибли, защищая Родину, на полях сражений, когда гремела Великая Отечественная война с 1941 по 1945 годы.
- Кто читал рассказы, связанные с этими трудными, страшными годами, когда фашистская Германия напала на нашу страну?
VIII. Дополнение, углубление читательского кругозора.
- В память о нашей Победе над врагом в Берлине – столице Германии установлен памятник воину – освободителю. В одной руке он держит меч, а на другой руке – маленькая беззащитная девочка. Это говорит о том, что какой бы враг ни пришёл на землю русскую, ему всегда будет дан достойный отпор.
- В минувшую войну мечей в армии не было. Наши воины воевали винтовками, автоматами, пулемётами, пушками. Но автоматы меняются, забываются, а меч остаётся как эмблема мужества. А для нашего государства, которое на протяжении сотен лет вело оборонительные войны, меч – символ защиты Отечества и воинской доблести. И меч в руке у воина – освободителя приравнивает его к былинным богатырям и связывает его с героической историей нашей Родины.
- Наша страна – Россия. Это большое государство, и значит, есть армия, в которой будут служить наши мальчики, когда подрастут, и также будут защищать свою Родину, Отечество как А.Невский, А.Суворов, М.Кутузов и безымянные герои минувшей войны.
IX. Осмысление каждого эпизода, отрывка, события. Словарная работа.
- Вы сегодня рассказывали о разных героях, которые, несмотря на их несхожесть, выполняли одну главную работу. Что бы вы про них сказали? (Открываются слова на экране:
Богатыри любят Родину, бесстрашные, смелые, готовы на подвиг, защищали Отечество, храбрые, ненавидели врага, сильные, умные, смекалистые).
- Какова была цель у ратника – воина? (Благородная: защита Отечества).
- На что опирался дух воинов – героев, когда они выполняли свой долг или шли на подвиг?
- По заслугам перед Отечеством героям устанавливались памятники, присваивали их имена улицам, площадям и городам, а также награждали орденами и медалями.
Х. Оценивание учащихся.
- А вам сегодня за ответы, работу на уроке тоже награда – хорошие отметки – 5.
XI. Итог.
- Ребята, отчего же ратные встречи с врагом родной земли всегда, во все времена заканчивались нашей победой, как бы ни тяжело было её добыть?