Урок чтения: В.П. Катаев "Цветик-семицветик"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: Повышение интереса к прочитанной книге, свободно ориентироваться в тексте и пользоваться выборочным чтениям. Участвовать в беседе, понимать вопрос и отвечать на него. Развивать эмоциональное чувство.

Оборудование: портрет В.П. Катаева, книги, аппликация “Цветик-семицветик”.

Ход урока

- Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Садитесь, пожалуйста. И как настоящим хозяевам вам нужно быть гостеприимным т.е. стараться, чтобы гостям было у нас интересно. А для этого нужно активно работать на уроке.

- С какой книгой на уроке будем работать? Покажите мне ее, пожалуйста.

- Как она называется? Кто её автор? (Ответы учащихся)

- Валентин Петрович Катаев – замечательный писатель. Он написал много книг для взрослых. С некоторыми из них вы познакомитесь в старших классах. Другие прочитаете сами. Я уверена, вам захочется сделать это. Но Валентин Петрович и прекрасный детский писатель. В чём же секрет? Сейчас разберемся.

- Почему книга называется “Цветик-семицветик ”?

- В подзаголовке написано, что это сказка. Вы согласны с этим? Докажите. (Ответы детей)

- Кто помнит начало сказки? (Один ученик начинает пересказ, другой продолжает до эпизода встреч с волшебницей)

- Значит, Женя заблудилась. Она оказалась в незнакомом месте.

Сценка. Выходит Женя и плачет: Что же делать? Входит волшебница: “Девочка, как тебя зовут? Почему ты плачешь? Я помогу тебе. Денег у меня нет и баранок тоже нет, но я подарю тебя цветок”. (Падает девочке цветок)

- Ребята, о чем могла по секрету сказать волшебница девочке Жене? (Учащиеся говорят о том, что Женя получила волшебный цветок и узнала; как пользоваться им)

- А кто из вас знает эти волшебные слова? (Ответы детей)

- Что произошло потом? Исполнилось её желание? (Дети пересказывают дальше)

- А как автор описывает медведей на Северном полюсе? (Один ученик находит в книге этот эпизод и зачитывает его)

- Какие игрушки прибежали к Жене? (Ответы детей)

И вот Женя увидела, что остался один – единственный лепесток.

- Ребята, сколько лепестков Женя истратила? (Ответы детей)

- А вы уверены? (Дети вспоминают и перечисляют)

- Да, действительно шесть! О чём задумалась Женя? (Учащиеся находят в книге эпизод)

- Что произошло дальше? (Женя быстро отвернулась, оторвала последний лепесток и дрожащим от счастья голосом тихонечко запела: Лети …)

- Чем же заканчивается сказка?

- Истрачены все семь лепестков, Женя загадала семь желаний. Какое желание, на ваш взгляд было самым важным? (Ответы детей)

- Какой эпизод из сказки показался смешным? Самым грустным? А самым радостным?

- А теперь, ребята, давайте немного пофантазируем. Считайте, что перед вами я - волшебница. Я вам подарю по волшебному цветочку. Только вы можете загадать одно желание. (Всем раздаю по волшебному цветочку)

- Ребята, вы загадали свое желание? Помните: у вас только одно желание. (Учащиеся высказывают свои желания, гости тоже)

- А сейчас хочу обратить внимание на доску (на доске записаны пословицы).

Повторенье - мать учения.
Труд кормит, а лень портит.
Весна красна цветами, а осень плодами.
На бога надейся, а сам не плошай.
Жизнь дана на добрые дела.

- Подумайте и скажите, какая из пословиц выражает мысль сказки?

Что значит “ Жизнь дана на добрые дела”?

- Какие дела можно назвать добрыми?

- А кто из вас делает добрые дела?

- Скажите, пожалуйста, а обязательно ли нужно иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела? Нет, достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту. И необязательно ждать, когда об этом тебя попросят.

В начале урока вы сказали, что книга вам понравилась. Что же вам понравилось в этой книге? (Ответы учащихся)

- Молодцы, вы сегодня очень хорошо поработали на уроке. Пройдет время. Вы окончите школу и станете строителями, врачами, рабочими. Но кем бы вы ни были, прежде всего, вы должны вырасти по настоящему хорошими людьми - добрыми, смелыми, честными и трудолюбивыми.

А этому тоже надо учиться, чтобы радостные чувства вызывали у окружающих вас людей сказанные вами слова и совершенные вами поступки.

Спасибо за урок.