Цель урока: Повышение интереса к прочитанной книге, свободно ориентироваться в тексте и пользоваться выборочным чтениям. Участвовать в беседе, понимать вопрос и отвечать на него. Развивать эмоциональное чувство.
Оборудование: портрет В.П. Катаева, книги, аппликация “Цветик-семицветик”.
Ход урока
- Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Садитесь, пожалуйста. И как настоящим хозяевам вам нужно быть гостеприимным т.е. стараться, чтобы гостям было у нас интересно. А для этого нужно активно работать на уроке.
- С какой книгой на уроке будем работать? Покажите мне ее, пожалуйста.
- Как она называется? Кто её автор? (Ответы учащихся)
- Валентин Петрович Катаев – замечательный писатель. Он написал много книг для взрослых. С некоторыми из них вы познакомитесь в старших классах. Другие прочитаете сами. Я уверена, вам захочется сделать это. Но Валентин Петрович и прекрасный детский писатель. В чём же секрет? Сейчас разберемся.
- Почему книга называется “Цветик-семицветик ”?
- В подзаголовке написано, что это сказка. Вы согласны с этим? Докажите. (Ответы детей)
- Кто помнит начало сказки? (Один ученик начинает пересказ, другой продолжает до эпизода встреч с волшебницей)
- Значит, Женя заблудилась. Она оказалась в незнакомом месте.
Сценка. Выходит Женя и плачет: Что же делать? Входит волшебница: “Девочка, как тебя зовут? Почему ты плачешь? Я помогу тебе. Денег у меня нет и баранок тоже нет, но я подарю тебя цветок”. (Падает девочке цветок)
- Ребята, о чем могла по секрету сказать волшебница девочке Жене? (Учащиеся говорят о том, что Женя получила волшебный цветок и узнала; как пользоваться им)
- А кто из вас знает эти волшебные слова? (Ответы детей)
- Что произошло потом? Исполнилось её желание? (Дети пересказывают дальше)
- А как автор описывает медведей на Северном полюсе? (Один ученик находит в книге этот эпизод и зачитывает его)
- Какие игрушки прибежали к Жене? (Ответы детей)
И вот Женя увидела, что остался один – единственный лепесток.
- Ребята, сколько лепестков Женя истратила? (Ответы детей)
- А вы уверены? (Дети вспоминают и перечисляют)
- Да, действительно шесть! О чём задумалась Женя? (Учащиеся находят в книге эпизод)
- Что произошло дальше? (Женя быстро отвернулась, оторвала последний лепесток и дрожащим от счастья голосом тихонечко запела: Лети …)
- Чем же заканчивается сказка?
- Истрачены все семь лепестков, Женя загадала семь желаний. Какое желание, на ваш взгляд было самым важным? (Ответы детей)
- Какой эпизод из сказки показался смешным? Самым грустным? А самым радостным?
- А теперь, ребята, давайте немного пофантазируем. Считайте, что перед вами я - волшебница. Я вам подарю по волшебному цветочку. Только вы можете загадать одно желание. (Всем раздаю по волшебному цветочку)
- Ребята, вы загадали свое желание? Помните: у вас только одно желание. (Учащиеся высказывают свои желания, гости тоже)
- А сейчас хочу обратить внимание на доску (на доске записаны пословицы).
Повторенье - мать учения.
Труд кормит, а лень портит.
Весна красна цветами, а осень плодами.
На бога надейся, а сам не плошай.
Жизнь дана на добрые дела.
- Подумайте и скажите, какая из пословиц выражает мысль сказки?
Что значит “ Жизнь дана на добрые дела”?
- Какие дела можно назвать добрыми?
- А кто из вас делает добрые дела?
- Скажите, пожалуйста, а обязательно ли нужно иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела? Нет, достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту. И необязательно ждать, когда об этом тебя попросят.
В начале урока вы сказали, что книга вам понравилась. Что же вам понравилось в этой книге? (Ответы учащихся)
- Молодцы, вы сегодня очень хорошо поработали на уроке. Пройдет время. Вы окончите школу и станете строителями, врачами, рабочими. Но кем бы вы ни были, прежде всего, вы должны вырасти по настоящему хорошими людьми - добрыми, смелыми, честными и трудолюбивыми.
А этому тоже надо учиться, чтобы радостные чувства вызывали у окружающих вас людей сказанные вами слова и совершенные вами поступки.
Спасибо за урок.