Урок физики по теме "Превращение энергии" (7-й класс)

Разделы: Физика

Класс: 7


Целевая аудитория: 8-й класс, 7 учеников, 14 лет.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: комплексно-творческий.

Педагогическая технология: технология полного усвоения.

Форма деятельности: индивидуальная, в парах и группах.

Оценка педагогической ситуации: состав класса резко полярный по скорости и сложности усвоения материала. Тема урока характеризуется доступностью и наглядностью, что выступает дополнительным условием к включению детей в самостоятельно–творческую деятельность.

Цели урока.

1. Образовательные:

  • - изучить закон сохранения и превращения энергии и узнавать его в жизненных ситуациях;
  • - продолжить обучение навыкам выполнения тестовых заданий открытого и закрытого типа;
  • - формировать у учащихся умения описывать свои действия.

2. Воспитательные:

  • воспитывать чувство ответственности каждого за свои действия;
  • воспитание доброжелательности, сотрудничества, сотворчества;
  • воспитывать умение работать в группе.

3. Развивающие:

  • улучшать внимание и наблюдательность;
  • реально оценивать собственные действия.
  • уметь творчески интерпретировать имеющуюся информацию.

Продолжительность занятия – 40 минут.

Материалы и оборудование:

  • компьютер,
  • мультимедиапроектор,
  • оборудование для опытов.

Детальное описание занятия

Этапы урока, длительность

Метод обучения

Виды самостоятельной работы

Приемы общения с учащимися

Взаимодействие учителя с учащимися

Взаимодействие ученика с учителем

Мотивация.
2 мин.

Привлекательная цель

Целеполагание

Настрой

Ребята! Мы с вами продолжаем разговор об энергии. Давайте вспомним, какие мы знаете виды энергии? Каким видом энергии обладаете в данный момент каждый из нас? Меняется ли энергия? Если да, то как происходит это изменение?

Участвуют в беседе. Отвечают по желанию.

Ставят совместно с учителем цели урока.

Проверка домашнего задания.

Повторение материала
3 мин.

Работа в парах

Повторяем с расширением

Диалог, саморефлексия

Дома надо было составить тестовый вопрос на виды теплопередачи с четырьмя вариантами ответов.

Дети по желанию зачитывают свои варианты, на большинство вопросов пытаются дать ответ.

Изучение нового материала.
7 мин.

Беседа.

Демонстрационные опыты.

(Приложение №1).

Работа с текстом учебника.

Проблемные вопросы.

  1. Показ демонстрационных опытов
  2. Просмотр фрагментов слайдовой презентации (Приложение № 3, приложение №4).
  3. Проблемные вопросы:
    1) Можно ли свою энергию кому-нибудь
    передать?
    2) Петя хочет передать часть своей энергии Максиму. Что может сделать Петя?
    3) В какую энергию превратится внутренняя (химическая) энергия холодного бутерброда, съеденного Вами утром?
    4) Опишите превращение энергии при торможении поезда.
  4. Запись закона сохранения механической энергии: Е = Ек + Еп
  5. Применение этого закона в тепловых, механических процессах, в природе и технике.

Активно участвуют в беседе – диспуте.

Рассказывают друг другу формулировку закона.

Записывают основные моменты в тетради.

Закрепление нового материала.
8 мин.

Контроль знаний

Тестирование, самоконтроль (приложение №3.3)

Индивидуальная помощь, консультация.

Помогает детям, испытывающим затруднение.

Решают данный тест.

После решения сверяют ответы, в случае затруднения (приложение №3.1.) получают консультацию учителя.

Валеологические минутки отдыха.
3 мин.

Дыхание по методике Стрельниковой.

Необходимость данных упражнений продиктована с возросшим числом заболеваний ОРВи.

Творческая работа учащихся.
7 мин.

Работа в микрогруппах.

Творческое создание письменное оформление вопросов и задач.

Ситуации учебной, познавательной коммуникации.

Используя свои знания по физике, справочную таблицу (приложение №2) на доске, придумать каждой группе свою задачу или вопрос, в котором жизненная ситуация связана с темой «внутренняя энергия».

Работа в группах. Создание, творение своих задач, вопросов с вариантами ответов и без них, стихов, песен с использованием справочной таблицы на доске.

Заключение.
9 мин.

Представление работ.

Выступления групп

Похвала саморефлексия

Пожалуйста, ребята, зачитайте то, что у вас получилось!

Выступления ребят.

Домашнее задание.
2 мин.

П.11, придумать свои примеры к новому материалу (выдвижение своих идей).

Поиск материала в литературе.

Творческое создание своих примеров.

Обсуждение, уточнение домашнего задания.

Происходит индивидуализация в обучении на уроке – финиш. Ученик присваивает, применяет, осознаёт для чего ему нужно освоенное содержание.

Рефлексия
2 мин.

Наглядная аппликация (забавные личики с различной мимикой - удручённое, спокойное, улыбающееся, хмурое)

Ответы на вопросы

Диалог.

Ребята, отвечая на вопросы, выбирают и приклеивают на доску выбранный вариант ребёнка.

У ребят на столе получилась компания детей с различными настроениями.

Придожение №5.