Методика обучения учащихся 5–11-х классов технике игры в волейбол (программа занятий спортивной секции)

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Пояснительная записка.

Предлагаемая программа реализует концепцию физического совершенствования, стремления к ведению здорового образа жизни, формирует и воспитывает интерес к спорту. Она составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по физической культуре.

Программой предусмотрены как теоретические, так и практические занятия, на которых представлены приёмы освоения умений и навыков игры в волейбол.

В соответствии с этим целью является формирование спортсмена-волейболиста, способного полноценно воспроизвести полученные навыки при игре.

Задачи определены целью и связаны с физической деятельностью и с основной функцией физической культуры как предмета. К их числу можно отнести:

  • совершенствование игры в волейбол;
  • усвоение основных приёмов игры;
  • тренировка свойств внимания: устойчивость, интенсивность, переключение.
  • совершенствование жизненно важных двигательных умений и навыков;
  • укрепление здоровья;
  • воспитание нравственных качеств: взаимовыручка, сопереживание, чувство коллективизма.

Средством достижения цели и задач является формирование навыков игры в волейбол, поэтому особое место в программе отводится практическим занятиям. На каждом году обучения формируется ведущая теоретико-практическая проблема.

Программа ориентирована на личностно-гуманистический подход к обучению, который объединяет индивидуальный подход, разноуровневое обучение, обучение в сотрудничестве, предусматривает дифференциацию процесса.

Программа предназначена для учащихся 11 – 17 лет.

Сроки реализации программы:

  • 1-й этап – 11-13 лет.
  • 2-й этап – 12-14 лет.
  • 3-й этап – 13-15 лет.
  • 4-й этап – 14-16 лет.
  • 5-й этап – 15-17 лет.

Рассматривая формирование физической грамотности как единство теоретических знаний и практических умений и навыков, программа предлагает методику совершенствования игры в волейбол. Основной формой работы является практика, поэтому в программе большая часть времени отводится тренировкам, коллективным играм, соревнованиям.

Результатом совершенствования игры в волейбол является сформированность навыков и умений, применение на практике приёмов игры, проявление способностей при участии в соревнованиях разного уровня. Физическое совершенство предполагает не только рост эстетической культуры, накопление игрового опыта, но и предполагает самореализацию в деятельной сфере.

Обучение игре в волейбол способствует выявлению спортсменов – волейболистов, создаёт предпосылки для массового приобщения всех желающих к систематическим занятиям волейболом, а также способствует ведению здорового образа жизни и воспитанию нравственного потенциала.

Подведение итогов реализации программы проходит через участие обучающихся в разного рода тренировках, играх, соревнованиях.

Учебно-тематический план программы.

Первый год обучения.

№ п/п

Содержание

Количество часов

Теория

Практика

1.

Передача мяча сверху двумя руками.

21

1

20

2.

Приём мяча сверху двумя руками.

21

1

20

3.

Подача мяча снизу двумя руками.

21

1

20

4.

Передача мяча снизу двумя руками.

21

1

20

5.

Подача мяча через сетку снизу с 4 – 5 метров.

21

1

20

6.

Двусторонняя игра

31

1

30

 

Итого

136

6

130

Второй год обучения.

№ п/п

Содержание

Количество часов

Теория

Практика

1.

Приём и передача мяча сверху двумя руками.

21

1

20

2.

Приём и передача мяча снизу двумя руками.

21

1

20

3.

Приём мяча после подачи снизу двумя руками.

21

1

20

4.

Подача мяча через сетку снизу с 6 – 8 метров.

21

1

20

5.

Нападающий удар.

21

1

20

6.

Учебная игра

31

1

30

 

Итого

136

6

130

Третий год обучения.

№ п/п

Содержание

Количество часов

Теория

Практика

1.

Верхняя прямая передача

21

1

20

2.

Приём мяча снизу двумя руками

21

1

20

3.

Подача мяча через сетку снизу

21

1

20

4.

Нападающий удар

21

1

20

5.

Приём мяча после отскока от сетки

21

1

20

6.

Учебная игра

31

1

30

 

Итого

136

6

130

Четвёртый год обучения.

№ п/п

Содержание

Количество часов

Теория

Практика

1.

Верхняя прямая передача двумя руками через сетку.

11

1

10

2.

Передача мяча снизу двумя руками через сетку

11

1

10

3.

Одиночное блокирование мяча

21

1

20

4.

Подача мяча через сетку сверху

21

1

20

5.

Нападающий удар

21

1

20

6.

Учебная игра

51

1

50

 

Итого

136

6

130

Пятый год обучения.

№ п/п

Содержание

Количество часов

Теория

Практика

1.

Сочетание передач мяча в парах, тройках

11

1

10

2.

Приём мяча после подачи и нападающего удара.

11

1

10

3.

Подача мяча через сетку сверху (силовая).

21

1

20

4.

Групповое блокирование мяча

21

1

20

5.

Нападающий и обманный удар

21

1

20

6.

Учебно-тренировочная игра

51

1

50

 

Итого

136

6

130

Ожидаемые результаты.

1-й год обучения:

  1. Уметь принимать и передавать мяч сверху и снизу двумя руками.
  2. Выполнять подачу мяча через сетку.
  3. Использовать полученные навыки в двусторонней игре.

2-й год обучения:

  1. Совершенствовать навыки приёма и передачи мяча сверху и снизу двумя руками.
  2. Владеть навыками подачи мяча снизу.
  3. Уметь выполнять нападающий удар.
  4. Применять полученные навыки в учебной игре.

3-й год обучения:

  1. Выполнять передачу мяча сверху и снизу двумя руками партнёру через сетку.
  2. Владеть навыками приёма мяча после отскока от сетки.
  3. Совершенствовать навыки нападающего удара.
  4. Совершенствовать полученные навыки в учебной игре.

4-й год обучения:

  1. Владеть навыками передач и приёмов мяча двумя руками сверху и снизу.
  2. Выполнять подачу мяча через сетку сверху.
  3. Освоить навыки одиночного блокирования.
  4. Уметь выполнять передачи мяча по зонам, во время игры применять одиночное блокирование и нападающий удар.
  5. Совершенствовать полученные навыки во время учебной игры.

5-й год обучения:

  1. Владеть в совершенстве приёмом мяча после подачи и нападающего удара.
  2. Уметь подавать мяч через сетку сверху.
  3. Выполнять нападающий и обманный удар по зонам.
  4. Владеть в совершенстве групповым блокированием.
  5. Уметь выполнять технико-тактические действия во время учебно-тренировочной игры.

Содержание программы.

Данная программа рассчитана на пять лет теоретического и практического обучения игре в волейбол. Последовательное формирование умений и навыков идёт на протяжении всех лет обучения. В течение первого года усваиваются приёмы подачи мяча, удара в нападении и др. Второй год обучения формирует навыки всевозможных передач мяча, отрабатывает подачу мяча через сетку сверху. В течение третьего года идёт обучение блокированию мяча, постановке удара. В течение четвёртого года усваиваются приёмы передачи мяча двумя руками сверху и снизу. На пятом году обучения участники объединения совершенствуют приёмы группового блокирования, учатся выполнять технико-тактические действия во время игры. В течение всего времени обучения главная роль отводится учебно-тренировочным играм.

Методическое обеспечение программы.

Совершенствование процесса игры в волейбол происходит с помощью таких методов и приёмов, как:

  • ознакомление – рассказ, показ, объяснение;
  • изучение – подбор упражнений и методов управления;
  • изучение приёма в усложнённых условиях;
  • закрепление – анализ выполнения приёма.

Основная форма занятий – игровая деятельность, которая носит соревновательный характер со специальным кодексом правил и требований.

Средства обучения игре в волейбол – это физические упражнения (соревновательно – тренировочные), показы учителем приёмов, демонстрация наглядных пособий, набивные мячи, гантели, прыжковые тумбы, волейбольные мячи.

Список использованной литературы.

Литература для учителя:

  1. Железняк Ю.120 уроков по волейболу.-М. Просвещение: 1965.
  2. Железняк Ю. Слуцкий Л. Волейбол в школе. – М. Просвещение: 1989.

Литература для учащихся:

  1. Ж. «Физкультура в школе»