Пояснительная записка.
Предлагаемая программа реализует концепцию физического совершенствования, стремления к ведению здорового образа жизни, формирует и воспитывает интерес к спорту. Она составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по физической культуре.
Программой предусмотрены как теоретические, так и практические занятия, на которых представлены приёмы освоения умений и навыков игры в волейбол.
В соответствии с этим целью является формирование спортсмена-волейболиста, способного полноценно воспроизвести полученные навыки при игре.
Задачи определены целью и связаны с физической деятельностью и с основной функцией физической культуры как предмета. К их числу можно отнести:
- совершенствование игры в волейбол;
- усвоение основных приёмов игры;
- тренировка свойств внимания: устойчивость, интенсивность, переключение.
- совершенствование жизненно важных двигательных умений и навыков;
- укрепление здоровья;
- воспитание нравственных качеств: взаимовыручка, сопереживание, чувство коллективизма.
Средством достижения цели и задач является формирование навыков игры в волейбол, поэтому особое место в программе отводится практическим занятиям. На каждом году обучения формируется ведущая теоретико-практическая проблема.
Программа ориентирована на личностно-гуманистический подход к обучению, который объединяет индивидуальный подход, разноуровневое обучение, обучение в сотрудничестве, предусматривает дифференциацию процесса.
Программа предназначена для учащихся 11 – 17 лет.
Сроки реализации программы:
- 1-й этап – 11-13 лет.
- 2-й этап – 12-14 лет.
- 3-й этап – 13-15 лет.
- 4-й этап – 14-16 лет.
- 5-й этап – 15-17 лет.
Рассматривая формирование физической грамотности как единство теоретических знаний и практических умений и навыков, программа предлагает методику совершенствования игры в волейбол. Основной формой работы является практика, поэтому в программе большая часть времени отводится тренировкам, коллективным играм, соревнованиям.
Результатом совершенствования игры в волейбол является сформированность навыков и умений, применение на практике приёмов игры, проявление способностей при участии в соревнованиях разного уровня. Физическое совершенство предполагает не только рост эстетической культуры, накопление игрового опыта, но и предполагает самореализацию в деятельной сфере.
Обучение игре в волейбол способствует выявлению спортсменов – волейболистов, создаёт предпосылки для массового приобщения всех желающих к систематическим занятиям волейболом, а также способствует ведению здорового образа жизни и воспитанию нравственного потенциала.
Подведение итогов реализации программы проходит через участие обучающихся в разного рода тренировках, играх, соревнованиях.
Учебно-тематический план программы.
Первый год обучения.
№ п/п |
Содержание |
Количество часов |
Теория |
Практика |
1. |
Передача мяча сверху двумя руками. |
21 |
1 |
20 |
2. |
Приём мяча сверху двумя руками. |
21 |
1 |
20 |
3. |
Подача мяча снизу двумя руками. |
21 |
1 |
20 |
4. |
Передача мяча снизу двумя руками. |
21 |
1 |
20 |
5. |
Подача мяча через сетку снизу с 4 – 5 метров. |
21 |
1 |
20 |
6. |
Двусторонняя игра |
31 |
1 |
30 |
|
Итого |
136 |
6 |
130 |
Второй год обучения.
№ п/п |
Содержание |
Количество часов |
Теория |
Практика |
1. |
Приём и передача мяча сверху двумя руками. |
21 |
1 |
20 |
2. |
Приём и передача мяча снизу двумя руками. |
21 |
1 |
20 |
3. |
Приём мяча после подачи снизу двумя руками. |
21 |
1 |
20 |
4. |
Подача мяча через сетку снизу с 6 – 8 метров. |
21 |
1 |
20 |
5. |
Нападающий удар. |
21 |
1 |
20 |
6. |
Учебная игра |
31 |
1 |
30 |
|
Итого |
136 |
6 |
130 |
Третий год обучения.
№ п/п |
Содержание |
Количество часов |
Теория |
Практика |
1. |
Верхняя прямая передача |
21 |
1 |
20 |
2. |
Приём мяча снизу двумя руками |
21 |
1 |
20 |
3. |
Подача мяча через сетку снизу |
21 |
1 |
20 |
4. |
Нападающий удар |
21 |
1 |
20 |
5. |
Приём мяча после отскока от сетки |
21 |
1 |
20 |
6. |
Учебная игра |
31 |
1 |
30 |
|
Итого |
136 |
6 |
130 |
Четвёртый год обучения.
№ п/п |
Содержание |
Количество часов |
Теория |
Практика |
1. |
Верхняя прямая передача двумя руками через сетку. |
11 |
1 |
10 |
2. |
Передача мяча снизу двумя руками через сетку |
11 |
1 |
10 |
3. |
Одиночное блокирование мяча |
21 |
1 |
20 |
4. |
Подача мяча через сетку сверху |
21 |
1 |
20 |
5. |
Нападающий удар |
21 |
1 |
20 |
6. |
Учебная игра |
51 |
1 |
50 |
|
Итого |
136 |
6 |
130 |
Пятый год обучения.
№ п/п |
Содержание |
Количество часов |
Теория |
Практика |
1. |
Сочетание передач мяча в парах, тройках |
11 |
1 |
10 |
2. |
Приём мяча после подачи и нападающего удара. |
11 |
1 |
10 |
3. |
Подача мяча через сетку сверху (силовая). |
21 |
1 |
20 |
4. |
Групповое блокирование мяча |
21 |
1 |
20 |
5. |
Нападающий и обманный удар |
21 |
1 |
20 |
6. |
Учебно-тренировочная игра |
51 |
1 |
50 |
|
Итого |
136 |
6 |
130 |
Ожидаемые результаты.
1-й год обучения:
- Уметь принимать и передавать мяч сверху и снизу двумя руками.
- Выполнять подачу мяча через сетку.
- Использовать полученные навыки в двусторонней игре.
2-й год обучения:
- Совершенствовать навыки приёма и передачи мяча сверху и снизу двумя руками.
- Владеть навыками подачи мяча снизу.
- Уметь выполнять нападающий удар.
- Применять полученные навыки в учебной игре.
3-й год обучения:
- Выполнять передачу мяча сверху и снизу двумя руками партнёру через сетку.
- Владеть навыками приёма мяча после отскока от сетки.
- Совершенствовать навыки нападающего удара.
- Совершенствовать полученные навыки в учебной игре.
4-й год обучения:
- Владеть навыками передач и приёмов мяча двумя руками сверху и снизу.
- Выполнять подачу мяча через сетку сверху.
- Освоить навыки одиночного блокирования.
- Уметь выполнять передачи мяча по зонам, во время игры применять одиночное блокирование и нападающий удар.
- Совершенствовать полученные навыки во время учебной игры.
5-й год обучения:
- Владеть в совершенстве приёмом мяча после подачи и нападающего удара.
- Уметь подавать мяч через сетку сверху.
- Выполнять нападающий и обманный удар по зонам.
- Владеть в совершенстве групповым блокированием.
- Уметь выполнять технико-тактические действия во время учебно-тренировочной игры.
Содержание программы.
Данная программа рассчитана на пять лет теоретического и практического обучения игре в волейбол. Последовательное формирование умений и навыков идёт на протяжении всех лет обучения. В течение первого года усваиваются приёмы подачи мяча, удара в нападении и др. Второй год обучения формирует навыки всевозможных передач мяча, отрабатывает подачу мяча через сетку сверху. В течение третьего года идёт обучение блокированию мяча, постановке удара. В течение четвёртого года усваиваются приёмы передачи мяча двумя руками сверху и снизу. На пятом году обучения участники объединения совершенствуют приёмы группового блокирования, учатся выполнять технико-тактические действия во время игры. В течение всего времени обучения главная роль отводится учебно-тренировочным играм.
Методическое обеспечение программы.
Совершенствование процесса игры в волейбол происходит с помощью таких методов и приёмов, как:
- ознакомление – рассказ, показ, объяснение;
- изучение – подбор упражнений и методов управления;
- изучение приёма в усложнённых условиях;
- закрепление – анализ выполнения приёма.
Основная форма занятий – игровая деятельность, которая носит соревновательный характер со специальным кодексом правил и требований.
Средства обучения игре в волейбол – это физические упражнения (соревновательно – тренировочные), показы учителем приёмов, демонстрация наглядных пособий, набивные мячи, гантели, прыжковые тумбы, волейбольные мячи.
Список использованной литературы.
Литература для учителя:
- Железняк Ю.120 уроков по волейболу.-М. Просвещение: 1965.
- Железняк Ю. Слуцкий Л. Волейбол в школе. – М. Просвещение: 1989.
Литература для учащихся:
- Ж. «Физкультура в школе»