Урок по окружающему миру с применением здоровьесберегающих технологий по теме "Природная зональность"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • проверка знаний отличия животного и растительного мира различных природных зон (от чего это зависит);
  • воспитание любви к родной природе и ее сохранению;
  • развитие логического мышления;
  • формирование сознательного отношения учащихся к сбережению своего здоровья.

Оборудование: карта природных зон России, карта Кемеровской области, схема зрительно-двигательных траекторий (по Базарному В.Ф.), схема точечного массажа при простудных заболеваниях А. Уманской, пословицы о здоровье, плакат со строфой Е. Евтушенко, массажный коврик для ног, лист контрольного опроса.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка цели.

Учитель. Мы закончили тему «Природная зональность». Задачи нашего урока: повторить, закрепить, проверить знания по изученному материалу. Этому будет посвящена первая половина урока. Вторую половину мы посвятим вопросам здоровья человека и окружающей среды; разучим точечный массаж, предупреждающий простудные заболевания; проведем конкурс красноречия на экологическую тематику. Начнем с разминки.

III. Интеллектуальная разминка (краеведческая).

  • Как по-другому называется Кемеровская область? (Кузбасс)
  • Главный город Кузбасса. (Кемерово)
  • Самый северный город на карте нашей области. (Мариинск)
  • Южная столица Кузбасса. (Новокузнецк)
  • Название города и хвойного леса. (Тайга)
  • Угольная столица Кузбасса. (Междуреченск)
  • Сколько городов в Кемеровской области? (20)

– Спасибо, молодцы!

IV. Минутка здоровья.

Учитель. Встаньте на массажные коврики. Улыбнитесь. Хорошее настроение улучшает здоровье. Массируя стопы, мы массируем все внутренние органы. Оздоровительную минутку проведет мой помощник (называет имя ученика).

Ученик (выходит к доске, читает стихи и показывает движения, а дети повторяют за ним).

Прямо к дому на лужайку (шагают)
Прибежал из леса зайка (бег на месте).
Прыг-скок, прыг-скок (прыгают),
Прыгал, прыгал сколько мог.
Зайка очень любит спорт (приседают),
Любит тренировку (наклоны).
Бегал, прыгал и скакал (прыгают),
Заслужил морковку (хлопки над головой).

V. Работа по теме.

Учитель. Спасибо, хорошо размялись. Пора за работу. Перед вами лист контроля. Первое задание «Одень планету». Вам нужно раскрасить тепловые пояса. По окончании работы каждый может пошагать на массажном коврике. (Учителю видно, что когда все встанут на коврики – работа окончена.) Взаимопроверка. Если все правильно, ставьте (+). Есть ошибки (–). (Дети раскрашивают схему земного шара, круг разбитый на пояса: синим цветом холодные, зеленым – умеренные, красным – жаркий.)

Второе задание называется «Помоги животным». Нужно подчеркнуть название животного определенной зоны соответствующим цветом: синим – зоны тундры, зеленым – лесной зоны, красным – зоны саванн. Будьте внимательными. (Животные: медведь, лев, белка, морж, олень, жираф, заяц, буйвол, антилопа, бурундук, белый медведь, рысь, зебра, тюлень, лось, носорог.) По окончании работы встаете на массажный коврик.

Проверка (один ученик читает список животных определенной зоны, а другие проверяют свои ответы и при ошибке хлопают в ладоши). Оценки выставляют себе сами. Критерии указаны в конце задания.

VI. Минутка здоровья.

Учитель. Наступило время оказать помощь глазам. Слова напутствия прочитает моя помощница (называет имя ученицы).

Ученица.

Мы трудились, мы трудились,
Наши глазки утомились.
Их порадуют сейчас
Упражнения для глаз.

Напоминаю, что каждое упражнение выполняется 10 раз в порядке, указанном на схеме-тренажере.

VII. Продолжение работы.

Учитель. В 3-м задании вам нужно определить с какого дерева листок и соединить их парами. (В задании изображено два хвойных и два лиственных дерева, а под ними их веточки с плодами. Деревья и плоды пронумерованы от 1 до 8)

Проверка (зачитывают получившиеся пары чисел).

VIII. Задание «Смекалка»

Учитель. Следующее задание на смекалку. Мои помощники прочитают вам загадки, вы постарайтесь их отгадать. Пожалуйста, друзья..

1-й ученик.

Сетчатая занавеска – первый слог.
Обращение к мужчине в Польше – второй слог.
А вообще-то я цветок. Украшаю я природу.
В какой зоне и в какое время года?
(Тюльпан в степной зоне весной)

2-й ученик.

Расту я в роще много лет,
От кабанов отбоя нет.
Плоды им нравятся мои.
Узнал меня? Так назови.
(Дуб в зоне широколиственных лесов)

3-й ученик.

В диаметре метровая,
Кто же я такая?
Красная большая,
Как будто бы мясная.
Запах мой ужасен,
Но для мух прекрасен.
Расту я у деревьев на корнях.
Скорей скажи в каких лесах.
(Раффлезия в тропических лесах)

Учитель. Спасибо помощникам, спасибо всем.

IX. Закрепление.

Учитель. А сейчас споем песню. Потренируем наши легкие, слух, помассируем стопы. Заодно повторим основные моменты по теме урока. Встаньте на коврики. Дирижером будет (называет имя уч-ка).

Ученик (дирижер) выходит к доске. Все встают и под его управлением исполняют песню на мелодию «Где-то на белом свете, там где всегда мороз ...» из кинофильма «Кавказская пленница».

Пять поясов на планете.
В них климат Земли заключен.
Пускай неизменным он будет
И жизнь на Земле бьет ключом.
Два пояса очень холодных,
Умеренных тоже два,
А жаркий один в серединке,
Протиснулся едва.

На шаре земном огромном
Зоны природные есть.
У каждой свои растения,
Животные тоже есть.
Живут они в тесной дружбе –
Им враждовать нельзя.
Ведь если у них порядок –
Счастлива Земля.

А в каждой природной зоне
Есть много экосистем.
Закон в них цепной установлен,
Не нарушаем ни кем:
Едок поедает кормильца,
Мусорщик – мусор от них.
Пусть цепь эта будет вечной –
Она для жизней других.

Учитель. Спасибо всем. Усаживайтесь поудобнее.

X. Выступление волонтеров.

Учитель. В последнем куплете затронут круговорот веществ. А мы с вами кто?

Дети. Едоки.

Учитель. Верно. Но есть, оказывается, надо с умом. Наши волонтеры принесли домик «Пищи». Они очень коротко познакомят нас с жителями этого домика. Прошу вас, ребята. (Волонтеры выходят к доске, крепят домик, на крыше которого написано «Пища», а на этажах: белки, жиры и углеводы.)

1-й волонтер.

Чтобы умными сильными стать,
Надо здоровье свое уважать.

2-й волонтер.

Чтобы клетки организма росли и были крепки,
В пище нашей должны быть белки.

3-й волонтер.

Молочные каши на завтрак и ужин,
Омлеты и сырники кушать нужно.

4-й волонтер.

А мясо надо есть в обед.
Белков вам хватит на сто лет.

5-й волонтер.

Второй этаж у нас жиры.
Они не менее важны.
Их только не переедать,
Иначе толстым можно стать.

6-й волонтер.

Овощи и фрукты –
Это с углеводами продукты.
Здоровая пища людям нужна.
Здоровая пища очень важна.

Все.

Белки, жиры и углеводы
Помогут нам в любую непогоду.

Учитель. Спасибо, волонтеры. Постепенно мы будем более подробно знакомиться с каждым компонентом пищи в отдельности и узнаем значение белков, жиров и углеводов для организма человека.

XI. Продолжение работы.

Учитель. 4-ое и 5-ое задания прочитайте и выполните самостоятельно. (Дети записывают группы лиственных, хвойных, листопадных и вечнозеленых растений. Затем составляют цепи питания одной из зон по желанию и передают листки контроля на стол учителю.)

XII. Минутка здоровья.

Учитель. Спасибо за работу. Сейчас я познакомлю вас с приемами точечного массажа, предупреждающего простудные заболевания. (Практикум с опорой на плакат.)

XIII. Чтение пословиц о здоровье. (Хором)

– Здоровье дороже богатства.

– Здоровому врач не нужен.

– Веселый смех – здоровье.

XIV. Конкурс красноречия.

Учитель. В заключение урока мы поработаем над смыслом строфы замечательного российского поэта Е. Евтушенко. Прочитаем строфу хором.

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!

Учитель. Со зверями внутри природы понятно. А какую беду приносят природе звери, живущие внутри нас?

Дети:

  • Когда они просыпаются, то позволяют нам рвать цветы.
  • Оставлять мусор после пикников.
  • Мыть в реках машины.
  • Жечь костры и не гасить их.
  • Сбрасывать в реки промышленные неочищенные воды.
  • Нарушать жизнь в экосистемах.
  • Уродовать ландшафт Земли.
  • Рубить елки на Новый год.

Учитель. Как же победить это чудовище, живущее в нас? И по силам ли это нам, людям?

Дети. Да! Надо научиться самим любить природу и бережно к ней относиться. А став взрослыми, научить своих детей любить наш общий дом – родную Землю.

Учитель. Ребята, предлагаю вам подумать и составить небольшую, но емкую по содержанию речь со словами благодарности окружающей нас природе. Предлагаю работать в парах. (Подготовка и выступление детей.)

XV. Итог.

Что понравилось на уроке? (Ответы детей)

XVI. Домашнее задание.

Учитель. Ребята, домашнее задание будет по краеведению. Предлагаю поработать с картой нашей области. Выписать названия самых крупных рек. Научиться находить их на карте и показывать. Я, в свою очередь, приготовлю вам рассказ о водных ресурсах нашей области, об их значении в жизни людей.

Благодарю за урок.