Цели:
- проверить уровень усвоения материала по теме: «Российская империя при Петре I»;
- развивать монологическую речь, память, умение воспроизводить материал, хронологические данные;
- воспитывать любовь к Родине и к ее истории.
Ход урока
I. Организация класса (1-2 мин.).
II. Основная часть (38 мин.).
- Вступительное слово учителя:
- объяснение правил путешествия;
- представление жюри.
- Конкурсы:
I. Представление при дворе (3 балла)
(Команды представляют себя, сообщают название, девиз, эмблему)
II. Введение в эпоху (по 1 баллу за правильный ответ)
1 команда | 2 команда |
1700-1721 | 1672-1725 |
1720 | 1724 |
1707-1709 | 1714 |
1709 | 1703 |
коллегия | галера |
экспорт | инфантерия |
III. Исторические дыры (3 балла)
(Вставить в тексте нужные даты и имена царской фамилии.)
После смерти в 1682г. царя Федора новым царем стал его младший брат десятилетний Петр. Однако оставался еще средний брат- слабоумный Иван. После восстания стрельцов бояре были вынуждены провозгласить царями обоих братьев, но фактически власть оказалась в руках их сестры царевны Софьи. Лишь в 1689г. Петр сверг Софью и стал править самостоятельно. До своей смерти в 1696г. его соправителем формально считался брат Иван.
IV. Художественная галерея (5 баллов)
(Командам заранее дается задание нарисовать рисунок (формат А12), представить его и задать вопрос противнику.)
1 команда. «Битва у мыса Гангут» (Чем закончилось это сражение? Как вы можете объяснить такой исход событий?)
2 команда. «Строительство Петербурга». (С какой целью в устье Невы был построен город и почему Петр I называл его «парадизом»?)V. Петровский экзамен (по 1 баллу за правильный ответ)
(Тест)
- Как назывались в России училища нижней ступени:
а) цифирные;
б) навигационные;
в) церковно-приходские.- Первая печатная газета в России:
а) «Новости»;
б) «Ведомости»;
в) «Куранты».- Год выпуска первой газеты:
а) 1703г.
б) 1701г.
в) 1702г.- Провозглашение России империей:
а) 1721г.
б) 1714г.
в) 1720г.VI. Исторический суд (4 балла)
(Конкурс для капитанов команд - дать оценку деятельности Петра I).
1 команда. С позиции защиты.
2 команда. С позиции обвинения.VI. Исторический термин (2 балла)
(За минуту собрать определение по ключевому слову и ответить на вопрос).
Ключевое слово – абсолютизм.
Вопрос - Какое по характеру государство оформлялось в результате преобразований Петра? Как это проявлялось?
VII. Петровский театр (5 баллов)
(Командам заранее давалось задание инсценировать какой-либо эпизод периода правления Петра I и задать вопрос по своей сценке)
1 команда. Сценка - «Полтавская битва»- Какое значение для дальнейшего хода Северной войны имела победа в Полтавской битве?
2 команда. Сценка - «Сражение у Нотебурга. 1702 г.»- В чем состояла трудность компании 1702 г.? Когда она была ликвидирована?
- Подведение итогов игры. Награждение.