Цели урока:
Образовательная:
- изучить разнообразие плодов; растений, показать многообразие плодов;
- продолжить формирование умений выделять главные признаки в характеристике органов растений;
- подвести учащихся к выводу о родстве цветковых, расширить кругозор обучающихся.
Развивающая:
- развивать учебные умения – исследовательские, способствовать развитию логических умений и навыков по применению биологических знаний на практике; стимулировать развитию навыков познавательного интереса, выявлению связей «строение – функция», синтеза, анализа, делать выводы.
Воспитывающая:
- воспитание аккуратности и самостоятельности в работе, экологическое воспитание. Продолжить формирование коммуникативных и организаторских умений, умений работать в коллективе.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: частично-поисковый, словесный, наглядно-образный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: коллекция семян и плодов, таблицы, учебник, рисунки, мультимедийный материал, экран, медиапроектор.
Ход урока
I. Организационный момент (подготовка игры)
Приветствие учащихся. Определение их готовности к работе. Сообщение о том, что
урок пройдет в необычной форме – в форме игры.
Ребята! Сегодня у нас необычный урок – урок-путешествие в «Королевство плодов».
Вы знаете много стран в мире. Я предлагаю вам отправиться в путешествие в одну удивительную страну «Королевство плодов». Это страна, где царит полный достаток и изобилие. Вы согласны?
Ну что же, отправимся в путь.
– А на каком виде транспорта? (С учащимися выбираем вид транспорта)
– Отправимся в путешествие на поезде.
Состав подан.
Учащихся, сидящих в первом ряду, прошу пройти в вагон №1 – «Сочные ягодки"; во втором ряду – в вагон №2 – «Короли-семена»; в третьем ряду – в вагон №3 – «Крепкие орешки».
Места в оставшихся вагонах предложим нашим гостям. Сопровождать наш состав будет строгий проводник. Это очень строгий человек, любящий порядок.
Я буду машинистом и экскурсоводом одновременно. Но чтобы занять места в вагоне, необходимо приобрести билеты. А билеты в эту страну не продаются за деньги. Мы должны заработать их своими знаниями. Ваше выполненное задание и будет служить билетом, чтобы отправиться в путешествие. Выполнивший тест, приобретает билет и право на посадку.
II. Проверка знаний (взаимопроверка с использованием тестовых заданий)
Тест по теме «Цветок».
-
Цветок – это:
A) околоцветник;
Б) яркий венчик;
В) видоизмененный побег;
Г) часть стебля. -
Главные части цветка:
А) лепестки и чашелистики;
Б) пестик и тычинки;
В) цветоножка и цветоложе;
Г) столбик и рыльце. -
Тонкий стебелек, на котором у большинства растений сидит цветок называют:
А) цветоложе;
Б) пестик;
В) цветоножка;
Г) тычинка. -
Частью околоцветника является:
А) венчик;
Б) тычинки;
В) пестик;
Г) цветоложе. -
Венчик состоит из:
А) пестиков;
Б) тычинок;
В) лепестков;
Г) цветоложе. -
Назовите структуру цветка, частями которой являются рыльце, столбик, завязь:
А) тычинка;
Б) пестик;
В) околоцветник;
Г) цветоножка. -
Цветки, в которых есть и тычинки, и пестики, называют:
А) раздельнополые;
Б) обоеполые;
В) двудомными;
Г) ветроопыляемыми. -
Как называют околоцветник, состоящий из листочков двух типов:
А) двойной;
Б) двудомный;
В) простой;
Г) сложный.
Ответы: 1 – В; 2 – Б; 3 – В; 4 – А; 5 – В; 6 – Б; 7 – Б; 8 – А.
(Ответы на тестовые задания на магнитной доске или мониторе)
Все хорошо справились с заданием. Пора отправляться в путь. Наш поезд трогается с места.
Звенит колокольчик. Звучит музыка «Голубой вагон».
III. Изучение новой темы
План:
- Плоды. Функции плодов.
- Образование плодов и семян.
- Строение плодов.
- Классификация плодов.
Основа всей жизни на Земле – растения, их зеленые стебли, листья, корни, плоды и семена. Жизнь любого растения начинается с семян, которые созревают в плодах. После того как цветок отцвел, наступает новый этап в его развития – образование плода.
Плод – это орган размножения цветковых растений, развивающийся из цветка и содержащий в себе семена.
Функции плода:
- обеспечивают защиту,
- развитие и созревание семян,
- осуществляют их распространение по земной поверхности.
Плод образуется в результате ряда изменений, происходящих в цветке после опыления и оплодотворения.
Плод состоит из околоплодника и семян.
Околоплодник – это разросшиеся и видоизмененные стенки завязи. В образовании околоплодника участвует основания тычинок, лепестков, чашелистиков, цветоложе.
Все плоды делятся на группы по трем признакам:
- По количеству воды в околоплоднике;
- По количеству семян;
- По количеству пестиков, участвующих в образовании плода.
В зависимости от количества воды в околоплоднике плоды разделяются на сочные и сухие, односемянные и многосемянные. Если в цветке один пестик, то плод развивается простой, а если в цветке несколько пестиков – плод сложный.
Разнообразие плодов очень велико.
А) Сочные плоды:
Ягода – сочный плод с мякотью, покрытый снаружи тонкой кожицей, внутри плодов находится много мелких семян.
Яблоко – сочный плод с мякотью, покрытый кожицей, но семена лежат в пленчатых сухих камерах.
Тыквина – семена лежат в сочной мякоти, но наружный слой околоплодника деревянистый (арбуз, тыква, огурец).
Померанец или гесперидий – ягодовидный плод у цитрусовых (апельсин, лимон, мандарин).
Костянка – сочный плод с тонкой кожицей, мякотью и косточкой, внутри которого находится 1 семя (вишня, слива).
Б) Сухие плоды:
Орех – околоплодник жесткий, деревянистый, семя лежит свободно (лещина, фундук).
Желудь – околоплодник менее жесткий, плод окружен защитным покровом(дуб).
Семянка – сухой плод, околоплодник прилегает к единственному семени, но не срастается с ним (подсолнечник).
Зерновка – сухой плод, околоплодник срастается с семенной кожурой (рожь, пшеница).
Боб – сухой плод, который вскрывается двумя створками (горох, фасоль, бобы).
Стручок – сухой плод с двумя створками, но семена развиваются не на створках, а на перегородке плода (репа, капуста).
Коробочка – сухой плод, в котором находятся многочисленные семена (мак).
Сухие | Сочные | ||||||
Односемянные | Многосемянные | Односемянные | Многосемянные | ||||
Название плода | Название растения | Название плода | Название растения | Название плода | Название растения | Название плода | Название растения |
орех орешек |
лещина, лотос, липа | боб | горох, фасоль, бобы, акация, люпин | костянка, многокостянка | вишня, абрикос, миндаль, грецкий орех | ягода | смородина, виноград, картофель |
желудь | дуб | стручок, стручечек | капуста, редька, редис, горчица | многоорешек | шиповник | ягодовидный (тыквина) | арбуз, огурец, тыква |
крылатка | береза, вяз,клен, ясень | коробочка | мак, тюльпан, белена, дурман | померанец | апельсин, лимон, мандарин | ||
семянка | одуванчик, подсолнечник, череда, василек | яблоко (яблочко) | яблоня, рябина, боярышник, груша | ||||
зерновка | пшеница, рис, кукуруза, просо | гранатина, землянична (многоорешек) | гранат, клубника, земляника |
Путь наш был нелегким, давайте отдохнем. (Физкультминутка)
IV. Закрепление
1. Лабораторная работа «Классификация плодов»
Цель: изучить и классифицировать плоды.
Оборудование: лоток, коллекция плодов, раздаточный материал, учебник.
Задание:
- Рассмотреть плоды, которые находятся на вашем столе. С помощью учебника определите их названия.
- Разделите их на сочные и сухие, односемянные и многосемянные.
- Заполните таблицу: (в графе 1, 2, 3, 4 – просто поставьте знак « +»)
Название плода | Тип плода | Какие растения имеют такой плод | |||
1. Сочный | 2. Сухой | 3. Односемянной | 4. Многосемянной | ||
Вывод: Плоды бывают сочные и сухие, односемянные и многосемянные.
2. Игра-конкурс
- Какие сказки связаны с растениями и их плодами? К каким типам относятся плоды упомянутых растений?
- Плод боб – “Принцесса на горошине” Андерсен; “Боб, соломина и уголек” братья Гримм; “Петушок и бобовое зернышко” русская народная сказка.
- Плод зерновка – русская народная сказка “Мужик и медведь” (рожь); “Конек-горбунок” П. Ершов (пшеница).
- Плод стручок – “Мужик и медведь” (река).
- Плод тыквина – “Золушка” Ш.Перро (тыква); “Приключение Чиполлино” Дж. Родари (тыква).
- Плод ягода – “Приключение Чиполлино” Дж. Родари (вишенка).
-
Задача. Три подруги поспорили о строении плода шиповника. Первая говорит, что плод шиповника - ягода. Вторая утверждает, что – многоорешек, а третья настаивает, что многосемянка. Помогите разрешить спор девушек. ( Плод шиповника – многоорешек).
-
Правда ли, что:
а) В тропических островах растет хлебное дерево? Правда, в Индии, Индонезии и на других тропических островах растет хлебное дерево. Конечно, на нем растут не батоны, не булочки, не баранки, а круглые тяжелые плоды, по 30 кг каждый. Из их мякоти местные жители пекут в золе лепешки, похожие по вкусу на настоящий хлеб).
б) Правда ли, что существует молочное дерево? Правда, молочное дерево растет в Бразилии. И еще иногда оно называется там «дерево-корова». Чтобы подоить его, надо надрезать кору, и тотчас в подставленную кружку потечет белая струйка. По вкусу этот древесный сок очень напоминает молоко.
в) Правда ли, что есть такое дерево, у которого полуметровые плоды? Правда. Полуметровые плоды колбасного дерева видом хоть и напоминают колбасу, к сожалению, несъедобны.
г) Правда ли , что есть на Земле конфетное дерево? Правда. Конфетное дерево растет в Индии, Японии, Китае. Это дерево завезли и к нам – на Кавказ и в Крым. Подсушенные на солнце плоды конфетного дерева такие же вкусные и сладкие, как настоящие конфеты. - Стихи, песни, пословицы, поговорки о плодах.
Кафтан на мне зеленый,
А сердце как кумач,
На вкус, как сахар сладок,
А сам похож на мяч. (Арбуз)
Золотое решето черных домиков полно,
Сколько черненьких домков,
Столько беленьких жильцов. (Подсолнух)
Молодцы! Вы показали хорошие знания. А что вы скажете на прощание этой стране? (с каждого вагона по одному участнику рассказывают стихи).
Почему цветут цветы,
Это знаем я и ты:
Ведь у каждого растения
Семя есть для продолжения.
Плод созреет, упадет –
Семя в землю попадет.
Потому растут цветы,
Каждый год растут деревья
И приносят нам плоды.
Почему мы устаем?
Плохо спим, лекарства пьем?
Потому что витаминам
Мы вниманья не даем.
Овощи, фрукты нужны нам всегда,
Без них человеку – просто беда.
Нигде не найдет ценнее он клад –
Здоровьем каждый будет богат!
К чему мы все это вам говорим?
Чтоб знали природу и ей дорожили.
Любите природу, заботьтесь о ней,
Она сейчас многих вещей поважнее.
И счастье нашей планеты Земля,
Зависит, быть может, и от тебя.
V. Выводы
Плоды и семена поспевают на солнце, они несут нам энергию солнца. Но это еще не все. В плодах содержаться витамины, без которых мы не можем быть здоровыми. Плод – важный орган цветочного растения, обеспечивающий развитие, созревание, защиту и распространение семян. Многообразие плодов объясняется различными способами развития и распространения семян. Плоды служат пищей животными и человеку, используются в косметике, парфюмерии, а также для приготовления лекарств, их перерабатывают на консервы, соки, мармелад. О плодах и семенах народ говорил, как о самом сокровенном, слагал пословицы, поговорки, сказки.
Наше путешествие приближается к концу. Пора отправляться обратно домой (звенит колокольчик, музыка).
Рефлексия
- Что узнали?
- Чему научились?
- Что было самым интересным на уроке?
- Что было самым трудным?
VI. Подведение итогов урока.
Выставление оценок учащимся за выполнение проверочного теста, за работу на уроке.
VII. Задание на дом.
- § 30
- Проанализировать записи в тетрадях и выполнить одно из заданий:
а) придумать кроссворд «Плоды»;
б) написать сочинение – «Мой любимый плод» (указать признаки).