Цель урока: познакомить с новым разрядом частиц.
Задачи:
- Совершенствовать умение отличать частицы от других частей речи;
- Развивать логическое мышление, речь учащихся;
- Воспитывать уважение к родному языку, родной культуре.
Тип урока: знакомство с новым материалом (структура урока по Конаржевскому).
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Орг. момент | |
– Здравствуйте, садитесь. Начинаем урок русского языка. | Учащиеся приветствуют, садятся. |
Разминка | |
– Начинаем урок с разминки. Попробуем вместе рассказать стихотворение. Части речи будем произносить дружно, хором (приложение 1) | |
– Молодцы. С какой частью речи из этого стихотворения мы знакомимся уже вторую неделю? – Какие частицы встретились в стихотворении? – Что такое частица? – С каким разрядом частиц мы уже знакомы? – Назовите, пожалуйста, группы модальных частиц. – Сегодня мы знакомимся с новым разрядом частиц, но сначала проверим домашнее задание. (Приложение 2) |
– с частицей
– не, ни – (правило) – с модальными (назвать 8 групп) |
Проверка домашнего задания | |
(1 человек у доски, раздаю карточки) | |
Повторение | |
– С остальными мы немного поиграем (игра с мячом на определение раряда частиц). (после собираю карточки, проверяем на доске) |
|
Подготовка к изучению нового | |
– Посмотрите внимательно на предложение и назовите, какие еще служебные части речи в нем встречались? Иногда мне кажется, что, если б человек хорошо всё продумал в своих движениях, он бы и, взлететь сумел! |
– союзы: что, если, и – предлог: в |
– Чем же частица отличается от других частей речи?
– Верно. Именно о последней функции частиц мы сегодня и поговорим. – Открыли тетради. Записали число, классная работа и тему урока: «Формообразующие частицы» |
– она не связывает слова в предложения, не связывает однородные члены предложения, а нужна для дополнительных оттенков значения и образования форм наклонения глагола. |
Новый материал | |
– Наша цель на уроке сегодня? – Хорошо. Постараемся её достичь. |
– познакомиться с формообразующими частицами, научиться отличать формы частиц от других частей речи. |
– Посмотрите внимательно на название разряда и скажите, для чего они служат? – Какие наклонения глагола вам известны? – Для образования, каких нам необходимы частицы? – Умницы. Итак, записываем в тетради: «Формообразующие частицы служат для образования условного и повелительного наклонения глаголов». |
– для образования наклонения глаголов – изъявительные, условные, повелительные – условные, повелительные |
– Откройте учебник на стр. 166 и прочитайте, какие частицы относятся к формообразующим? – Запишите их в форме таблицы: |
– бы, да, давай, давайте, пусть, пускай. |
Закрепление нового материала | |
– Задание: придумайте и запишите предложения с формообразующими частицами на тему: «Весна». У вас 3 минуты. – Прочитайте, что у вас получилось. – Молодцы. – А теперь внимание на доску. Запишите эти предложения к себе в тетрадь. |
– (читают свои варианты предложений) |
1. Проказница-Мартышка, Осёл, Козёл да косолапый Мишка задумали сыграть квартет. 2. На взгляд-то он хорош, да зелен. 3. Да здравствует солнце! | |
– Определите функцию слова «да» в 1 предложении? – Как можно доказать, что это союз? |
– союз (=и) – связывает однородные подлежащие, можно убрать из предложения |
– Какой это союз? – Во 2 предложении? – Какой это союз? – В 3 предложении? – Как это можно проверить? – Верно. Ребята, а как вы думаете, для чего, с какой целью мы анализировали эти предложения? – Чтобы показать, что у слова «да» разные функции: оно может быть и соединительным, и противительным союзом и частицей и надо всегда помнить, что частица «да» служит для образования повелительного наклонения глагола, к служебной части речи нельзя поставить вопрос. |
сочинительный, соединительный союз – союз (=но) – сочинительный, противительный союз – это частица – она служит для образования повелительного наклонения глагола (высказывают свои мнения) |
Подведение итогов, запись домашнего задания | |
– Итак, какой разряд частиц мы изучили сегодня? – Для чего служат формообразующие частицы? – Какие частицы необходимы для образования условного наклонения? – Для образования повелительного наклонения? – Все молодцы, записываем домашнее задание: стр. 167, упр.361 (учебн. Русский язык под ред. М.Т. Баранова, М., 2003. – Спасибо за урок, урок окончен. |
– формообразующие частицы – для образования наклонений глагола – бы – да, давай, давайте, пусть, пускай |