Цели урока:
- обучающая – обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся по теме: «Движение и взаимодействие тел».
- развивающая – продолжить работу по развитию познавательного интереса к предмету физика через применение нестандартных приёмов обучения; способствовать развитию мотивации к изучению данного предмета, развитию кругозора учащихся.
- воспитательная – воспитывать нравственные качества через учебный процесс урока, воспитание навыков самоконтроля и взаимоконтроля, развитие коммуникативных способностей, самостоятельности и творчества.
Оборудование: Компьютеры, слайды, выполненные учителем, раздаточный материал: карточки с разноуровневыми заданиями, тесты, приборы: весы с разновесами.
Ход урока
I. Орг. Момент
- Приветствие
- Сообщение цели урока.
II. Актуализация знаний.
1. Ребята! Мы начнём наш урок с разминки, которая называется – отгадай кроссворд!
- Длина траектории.
- Изменение с течением времени положения тела относительно других тел.
- Линия, вдоль которой движется тело.
- Вид движения, при котором сила трения наименьшая.
- Явление сохранения скорости телом при отсутствии действия на него других тел.
Итак, ключевое слово: удачи – я желаю вам, ребята, удачи и не только на сегодняшнем уроке!
2. Ребята! О каких физических величинах идёт речь?
- Она имеется у всех. Если человека долго не кормить, то она уменьшается. Её весь день определяют продавцы. Это величина скалярная, а не векторная. (Масса)
- У птиц она больше, чем у человека, ещё больше у ракеты. Её начинают изучать ещё в младших классах на уроках математики. (Скорость)
- У всех физических тел, сделанных из данного вещества, она одинакова. Она не связана с движением тела.
- Подсказка 1. У алюминиевой ложки и алюминиевой кружки она одна и та же.
Подсказка 2. Она обозначается буквой ρ. (Плотность)
3. А сейчас блиц-опрос…
- Что такое масса?
- Какими способами её можно определить?
- Что такое скорость тела?
- Скорость мухи 5 м/с. Что это означает?
- Какие величины называются векторными?
- Плотность - векторная величина или скалярная?
- Что такое плотность?
- ρжелеза = 7,8 г/см3. Что это означает?
- Измеряется в литрах, м3, см3.
- Как ты думаешь, если от куска арбуза откусить кусочек, изменится ли плотность оставшегося арбуза?
- Американские профессиональные баскетболисты показывали удивительное зрелище: игру в темноте светящимся мячом. Видна была лишь траектория движения мяча.
- Что происходило в точках излома?
- А как вы догадались?
- Что нужно, чтобы тело изменило свою скорость?
4. «Узнай формулу»:
5. Вспомнили? Заполним таблицу. У вас 2 минуты.
Физическая величина | Обозначение | Единицы измерения | Формула |
Путь | |||
m | |||
м/с | |||
m/ρ | |||
с | |||
ρ |
6. Физика – наука экспериментальная, а в экспериментах участвуют приборы. О каком приборе идёт речь:
Две сестры качались,
Правды добивались,
А когда добились,
То остановились.
(Весы)
Сейчас мы посмотрим, как вы умеете пользоваться весами.
Задание «Определи массу».
Оборудование: рычажные весы; набор гирь; тела разной массы.
7. Нет физики без задач…
«В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней есть математики».
И. Кант
- Определить массу соли в коробке, не пользуясь весами. У нас есть линейка и табличные данные (ρсоли = 800 кг/м3).
(Кто не верит, тот проверит!)
По преданию, после Марафонской битвы (490 г. до н.э.) греческий воин-гонец нёс в Афины весть о победе греков над персами. Прибежав, он сообщил о победе и упал замертво. В память об этом событии в соревнования по лёгкой атлетике включена дистанция 42 км 195 м (это расстояние от местечка Марафон до столицы Греции).
- Рассчитать среднюю скорость спортсмена, который эту дистанцию пробежал за 2 ч 10 мин (скорость выразить в м/сек). (Ответ: 5,4 м/с).
8. Валеологическая пауза.
Упражнение 1 (сидя).
- Крепко закрыть глаза на 3-5 секунд.
- Открыть глаза на счёт 1-6. (делать 6-8 раз)
Упражнение 2 (сидя).
Быстрое моргание 1-2 мин.
Упражнение 3 (сидя).
Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх – вправо – вниз – влево и в обратную сторону. На счёт 1 - 6 посмотреть вдаль. Повторить 2-3 раза.
9. Вот и наступил момент проверить наши знания. «Задачи или тест?»
(Одна группа выполняет тест на компьютере.Вторая группа решает задачу по выбору, бросая игровой кубик, на гранях которого написаны номера задач; слабые ребята решают задачи по карточкам.)
Задачи.
- Страус бежит со скоростью 22 м/с. Какой путь он пробежал за 1 минуту?
- Мотоциклист за первые 10 минут проехал 5 км, а за следующие 8 минут 9,6 км. Какова средняя скорость мотоциклиста на всём пути?
- Скорость зайца 15 м/с, а дельфина 72 км/ч. Кто из них движется быстрее?
- Объём чугунного ядра корабельной пушки 4000 см3. Определить массу ядра, если плотность чугуна 7 г/см3.
- Картофелина массой 59 г имеет объём 50 см3. Определить плотность картофеля и выразить её в кг/м3.
- Туземцы подарили капитану корабля амулет из железного дерева. Не обманули ли они капитана? Известно, что плотность железного дерева 1,4 г/см3. Масса амулета 8,4 г., объём – 6 см3.
Карточки.
- Самолёт летит со средней скоростью 600 км/ч. Какой путь он пролетит за 3 часа?
- Плотность льда 900 кг/м3. Найти массу льдины объёмом 2 м3.
- Трамвай движется со скоростью 36 км/ч. Выразить эту скорость в м/с.
Тест. Приложение 2.
10. Знаешь ли ты?
- В августе 1980 г. в исследовательской лаборатории ВМС США пластиковый диск был разогнан до скорости 150 км/с. Это максимальная скорость, с которой когда-либо двигался твёрдый видимый объект.
- Средняя плотность материи во Вселенной – приблизительно шесть атомов на кубический метр.
- Так как в основном человек состоит из жидкости, средняя плотность тела человека 1 г/см3 или 1 кг/л. Из этого следует, что масса человека в килограммах численно равна объему его тела в литрах.
- Свежесть куриных яиц можно определить по их средней плотности. При длительном хранении часть жидкости испаряется через поры в яичной скорлупе и замещается воздухом. При том же объеме его средняя плотность уменьшается и оно становится легче. Свежее яйцо тонет в воде, а несвежее всплывает.
11. Ребята! Наука создаётся людьми и об одном выдающемся физике я бы хотела сейчас поговорить.
Загадки с подсказками…
- После окончания университета он занялся исследованиями в области механики и астрономии.
- Он открыл 4 спутника Юпитера и пятна на Солнце.
- Им открыт принцип относительности и закон инерции.
- Для изучения закономерностей падения тел он использовал наклонную башню в г. Пиза.
Кто это?
Биография Галилея (Приложение 1).
III. Итоги урока.
Сегодня мы с вами повторили и систематизировали знания по теме «Механическое движение и взаимодействие тел». Я надеюсь, что вы узнали что-то новое, в чём-то лучше разобрались.
Этот урок также показал, что в физике очень нужна математика («математика – служанка физики!»).
За сегодняшний урок каждый получит оценку.
IV. Домашнее задание.
- Определите массу воздуха в вашей комнате. Плотность воздуха 1,3 кг/м3.
- Упражнение 4, №3 (стр. 38)
- Повторить §§21,22.