Обобщающий урок по физике по теме "Движение и взаимодействие тел" (7-й класс)

Разделы: Физика

Класс: 7


Цели урока:

  •  обучающая – обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся по теме: «Движение и взаимодействие тел».
  • развивающая – продолжить работу по развитию познавательного интереса к предмету физика через применение нестандартных приёмов обучения; способствовать развитию мотивации к изучению данного предмета, развитию кругозора учащихся.
  • воспитательная – воспитывать нравственные качества через учебный процесс урока, воспитание навыков самоконтроля и взаимоконтроля, развитие коммуникативных способностей, самостоятельности и творчества.

Оборудование: Компьютеры, слайды, выполненные учителем, раздаточный материал: карточки с разноуровневыми заданиями, тесты, приборы: весы с разновесами.

Ход урока

I. Орг. Момент

  1. Приветствие
  2. Сообщение цели урока.

II. Актуализация знаний.

1. Ребята! Мы начнём наш урок с разминки, которая называется – отгадай кроссворд!

  1. Длина траектории.
  2. Изменение с течением времени положения тела относительно других тел.
  3. Линия, вдоль которой движется тело.
  4. Вид движения, при котором сила трения наименьшая.
  5. Явление сохранения скорости телом при отсутствии действия на него других тел.

Итак, ключевое слово: удачи – я желаю вам, ребята, удачи и не только на сегодняшнем уроке!

2. Ребята! О каких физических величинах идёт речь? 

  • Она имеется у всех. Если человека долго не кормить, то она уменьшается. Её весь день определяют продавцы. Это величина скалярная, а не векторная. (Масса)
  • У птиц она больше, чем у человека, ещё больше у ракеты. Её начинают изучать ещё в младших классах на уроках математики. (Скорость)
  • У всех физических тел, сделанных из данного вещества, она одинакова. Она не связана с движением тела.
  • Подсказка 1. У алюминиевой ложки и алюминиевой кружки она одна и та же.
    Подсказка 2. Она обозначается буквой ρ. (Плотность)

3. А сейчас блиц-опрос…

  • Что такое масса?
  • Какими способами её можно определить?
  • Что такое скорость тела?
  • Скорость мухи 5 м/с. Что это означает?
  • Какие величины называются векторными?
  • Плотность - векторная величина или скалярная?
  • Что такое плотность?
  • ρжелеза = 7,8 г/см3. Что это означает?
  • Измеряется в литрах, м3, см3
  • Как ты думаешь, если от куска арбуза откусить кусочек, изменится ли плотность оставшегося арбуза?
  • Американские профессиональные баскетболисты показывали удивительное зрелище: игру в темноте светящимся мячом. Видна была лишь траектория движения мяча.
  • Что происходило в точках излома?
  • А как вы догадались?
  • Что нужно, чтобы тело изменило свою скорость?

4. «Узнай формулу»:

 

5. Вспомнили? Заполним таблицу. У вас 2 минуты.

Физическая величина Обозначение Единицы измерения Формула
Путь      
  m    
    м/с  
      m/ρ
    с  
  ρ    

6. Физика – наука экспериментальная, а в экспериментах участвуют приборы. О каком приборе идёт речь:

Две сестры качались,
Правды добивались,
А когда добились,
То остановились.
(Весы)

Сейчас мы посмотрим, как вы умеете пользоваться весами.

Задание «Определи массу».

Оборудование: рычажные весы; набор гирь; тела разной массы.

7. Нет физики без задач…

«В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней есть математики».
И. Кант

  • Определить массу соли в коробке, не пользуясь весами. У нас есть линейка и табличные данные (ρсоли = 800 кг/м3).

(Кто не верит, тот проверит!)

По преданию, после Марафонской битвы (490 г. до н.э.) греческий воин-гонец нёс в Афины весть о победе греков над персами. Прибежав, он сообщил о победе и упал замертво. В память об этом событии в соревнования по лёгкой атлетике включена дистанция 42 км 195 м (это расстояние от местечка Марафон до столицы Греции).

  • Рассчитать среднюю скорость спортсмена, который эту дистанцию пробежал за 2 ч 10 мин (скорость выразить в м/сек). (Ответ: 5,4 м/с).

8. Валеологическая пауза.

Упражнение 1 (сидя).

  1. Крепко закрыть глаза на 3-5 секунд.
  2. Открыть глаза на счёт 1-6. (делать 6-8 раз)

Упражнение 2 (сидя).

Быстрое моргание 1-2 мин.

Упражнение 3 (сидя).

Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх – вправо – вниз – влево и в обратную сторону. На счёт 1 - 6 посмотреть вдаль. Повторить 2-3 раза.

9. Вот и наступил момент проверить наши знания. «Задачи или тест?»

 (Одна группа выполняет тест на компьютере.Вторая группа решает задачу по выбору, бросая игровой кубик, на гранях которого написаны номера задач; слабые ребята решают задачи по карточкам.)

Задачи.

  1. Страус бежит со скоростью 22 м/с. Какой путь он пробежал за 1 минуту?
  2. Мотоциклист за первые 10 минут проехал 5 км, а за следующие 8 минут 9,6 км. Какова средняя скорость мотоциклиста на всём пути?
  3. Скорость зайца 15 м/с, а дельфина 72 км/ч. Кто из них движется быстрее?
  4. Объём чугунного ядра корабельной пушки 4000 см3. Определить массу ядра, если плотность чугуна 7 г/см3.
  5. Картофелина массой 59 г имеет объём 50 см3. Определить плотность картофеля и выразить её в кг/м3.
  6. Туземцы подарили капитану корабля амулет из железного дерева. Не обманули ли они капитана? Известно, что плотность железного дерева 1,4 г/см3. Масса амулета 8,4 г., объём – 6 см3.

Карточки.

  1. Самолёт летит со средней скоростью 600 км/ч. Какой путь он пролетит за 3 часа?
  2. Плотность льда 900 кг/м3. Найти массу льдины объёмом 2 м3.
  3. Трамвай движется со скоростью 36 км/ч. Выразить эту скорость в м/с.

Тест. Приложение 2.

10. Знаешь ли ты? 

  • В августе 1980 г. в исследовательской лаборатории ВМС США пластиковый диск был разогнан до скорости 150 км/с. Это максимальная скорость, с которой когда-либо двигался твёрдый видимый объект.
  • Средняя плотность материи во Вселенной приблизительно шесть атомов на кубический метр.
  • Так как в основном человек состоит из жидкости, средняя плотность тела человека 1 г/см3 или 1 кг/л. Из этого следует, что масса человека в килограммах численно равна объему его тела в литрах.
  • Свежесть куриных яиц можно определить по их средней плотности. При длительном хранении часть жидкости испаряется через поры в яичной скорлупе и замещается воздухом. При том же объеме его средняя плотность уменьшается и оно становится легче. Свежее яйцо тонет в воде, а несвежее всплывает.

11. Ребята! Наука создаётся людьми и об одном выдающемся физике я бы хотела сейчас поговорить.

Загадки с подсказками…

  • После окончания университета он занялся исследованиями в области механики и астрономии.
  • Он открыл 4 спутника Юпитера и пятна на Солнце.
  • Им открыт принцип относительности и закон инерции.
  • Для изучения закономерностей падения тел он использовал наклонную башню в г. Пиза.

Кто это?

Биография Галилея (Приложение 1).

III. Итоги урока.

Сегодня мы с вами повторили и систематизировали знания по теме «Механическое движение и взаимодействие тел». Я надеюсь, что вы узнали что-то новое, в чём-то лучше разобрались.

Этот урок также показал, что в физике очень нужна математика («математика – служанка физики!»).

За сегодняшний урок каждый получит оценку.

IV. Домашнее задание.

  • Определите массу воздуха в вашей комнате. Плотность воздуха 1,3 кг/м3.
  • Упражнение 4, №3 (стр. 38)
  • Повторить §§21,22.