Развитие навыков исследовательской работы учащихся в урочной и внеурочной деятельности

Разделы: Биология


На протяжении ряда лет я работаю над проблемой развития у учащихся навыков активного самостоятельного получения знаний, привития интереса к биологической науке, расширения кругозора ребят в этой области знаний. В моей практике сложилась некоторая система работы с учащимися, которая предполагает активную самостоятельную работу ученика, способствующая развитию его интеллектуальных сил и умения понимать явления природы в их причинно-следственных связях и отношениях. Целью данной системы является – посмотреть на учебный процесс с точки зрения ученика и помочь ему не только усвоить знания, но и научиться принимать решения, самостоятельно мыслить и обрести уверенность в своих силах.

Содержание плана работы в школьном биологическом обществе «Росток» позволяет ребенку в содружестве с учителем познавать мир живой природы, себя, закономерности развития органического мира. Проблемы природы – это проблемы и человека. Поэтому обучение в ШБО проходят под девизом: «Живя в мире, будь его полноценной частью!».

Можно ли научиться писать, не взяв в руки ручку? Как узнать, что такое Жизнь, не соприкасаясь с ней?

Перед учеными и учителями стоит постоянный вопрос: как развивать мышление учащихся в процессе обучения?

Однако практика показывает, что учителя уделяют основное внимание формированию у учащихся знаний, а не умений. И происходит это не всегда потому, что не хотим, а потому, что не знаем или не догадываемся, что важнее: знать или уметь?

Связь между знаниями и умениями можно охарактеризовать так: «Умения – это знания в действии». Без знаний нет умений, но сами знания не могут быть усвоены и сохранены без умений.

Часто к конечному результату ученик подводится посредством выполнения требований учителя: думай, спрашивай, слушай, повторяй. А как думать? Как смотреть? От ученика скрыты действия и порядок их выполнения. Поэтому необходимо раскрыть приемы, то есть надо показать, из каких действий прием состоит(состав) и в какой последовательности надо выполнять учебные действия (структура приема).

Ребенок – существо само по себе деятельное. Ему нужно все пощупать, потрогать, познать. Учиться – значит исследовать мир.

Воспитание ученика – исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. Только в поиске, в ходе самостоятельных исследований развивается мышление ребенка, знания и умения добываются в результате его собственного познавательного труда.

Процесс формирования умений исследовательской деятельности в биологическом обществе «Росток» начинается уже с 5 класса. Например, в процессе работы с натуральными объектами формируются умения проводить наблюдения, ставить учебные опыты, сравнивать, классифицировать биологические объекты, выполнять практические работы.

Результаты своей деятельности школьники фиксируют в виде описаний, схем, таблиц, рисунка, выводов, обобщений. При отработке таких приемов у учащихся вырабатываются: осознание целей работы, умение выделять основные части, признаки (цвет, форма, размер, запах и т.д.) исследуемого объекта. Выполнение определенной деятельности по исследованию различных явлений в контролируемых и управляемых условиях ( с целью установления причинно-следственных связей; создания необходимых условий для проверки одного исследуемого фактора и т.д.) составляет основу эксперимента, опыта и включает следующие действия:

  • осознать цель;
  • отобрать и подготовить необходимые материалы;
  • определить условия для проведения опыта;
  • последовательно выполнить все действия;
  • записать результаты;
  • объяснить полученные результаты;
  • сделать вывод.

Представленный курс на тему: «Семя и его прорастание» включает занятия теоретического, практического и итогового характеров (см. приложение №1).

Задачи курса – сформировать знания учащихся об условиях прорастания семян; конкретизировать условия прорастания семян; отметить влияние изменения условий на прорастание семян; показать практическое значение знаний об условиях прорастания семян; формировать ОУУ.

В основу занятий ставиться формирование ОУУ: умение проводить эксперимент, работать со справочным материалом, составление сообщений по данному курсу.

Занятия в научном эколого-биологическом обществе начинаются с ключевых слов к исследованию:

И – интерес
С – сосредоточенность
С – стимул
Л – любознательность
Е – единоборство
Д – достижение
О – оперативность
В – вариативность
А – актуальность
Н – новшество
И – изобретательность
Е – если долго мучаться, что-нибудь получится.

Другой вид исследовательской работы на уроках и внеурочное время – проектная деятельность. Во время работы над исследовательским проектом каждый ученик имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать свою компетентность, ощутить успех. В ходе работы над исследовательским проектом возможно и целесообразно развитие следующих исследовательских умений: понимание сущности проблемы и формулирование проблемного вопроса, формирование и обоснование гипотезы, определение задач исследования, отбор и анализ литературных данных, проведение эксперимента или наблюдения, фиксирование и обработка результатов, формирование выводов, оформление отчета о выполнении исследования. А также развитие таких коммуникативных умений и навыков, как организация внутригруппового сотрудничества, совместная выработка способов действий, публичная презентация работы.

Такая система работы с учащимися имеет свои результаты. Учащиеся 6-10 классов готовят свои сообщения, доклады, рефераты на электронных насителях, используя видиофрагменты, звуковое сопровождение, слайд-шоус дикторским сопровождением, сюжетные анимации.

Работа с дополнительной литературой помогает учащимся углубить свои знания по биологии, расширить общие знания о живой природе, закрепить интерес к учебному предмету и, возможно выбрать профессию, связанною с биологией. Так рождаются идеи проектов, темы научно-исследовательских работ ( 1место и 3 место-2008г., 3 место в окружной научно-практической конференции-2009г.), возрастает интерес к участию в городских олимпиадах по биологии 1 место по биологии 9класс и 2 место по экологии 11 класс – 2010г, в фестивалях творческих и исследовательских работ «Портфолио» республиканского значения, проводимых газетой «Первое сентября -10 чел. в 2010г.).