Цели урока:
- Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся по теме геометрический и физический смысл производной.
- Развить наглядно-образное мышление и внимание при работе с графиками функций.
- Научить решать задачи используя технические возможности электронной доски.
- Развить коммуникативные навыки при оперировании математическими понятиями.
- Воспитать аккуратность при записи в тетради и на доске, тактичность при анализе ответов одноклассников, умение принимать самостоятельное решение при выборе способов решения задачи.
- Осуществить межпредметные связи с физикой, геометрией.
- Повысить интерес учащихся к предмету.
Тип урока: урок обобщения и систематизации.
Оборудование:
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- интерактивная доска smart-board,
- учебные материалы
- материалы для подготовки к ЕГЭ,
- научная литература,
- презентация.
Прогнозируемый результат:
- Знать и понимать геометрический и физический смысл производной
- Уметь решать задачи разного уровня по теме урока.
План урока:
- Ознакомление с темой урока и планом урока.
- История возникновения понятия производная
- Устная работа на повторение формул и правил дифференцирования
- Решение тестовых задач на применение физического смысла производной
- Фронтальная работа по функциям на готовом чертеже
- Опрос по теоретическим положениям темы урока
- Решение базовых задач на применение геометрического и физического смысла производной
- Самостоятельная работа по задачам из сборника подготовки к ЕГЭ
- Проверка решений.
- Итог урока, выставление оценок, задание для домашней работы.
Ход урока
I.
Слайд 1. Слайд 2. Вступительное слово учителя:
Открытие исчисления бесконечно малых дало математикам возможность свести законы движения тел к аналитическим уравнениям.
Ж.П. Лагранж
Задумывались ли Вы когда-нибудь над тем, что такое скорость?
Галилео Галилей бросал камни, уменьшая интервалы бросания, он пытался поймать мгновенную скорость, а Исаак Ньютон (на голову которому по одной из легенд упало яблоко) не мог исследовать и выражать законы физики без математического аппарата, полученного при проведении касательных к кривым линиям. Для решения этих проблем математики, в частности В.Ф. Лейбниц ввели понятие производная, работать с которой мы будем сегодня на уроке.
II.
Слайд 3. Устный счёт: работает весь класс в блокнотах с взаимопроверкой на электронной доске. Все ли ответы на электронной доске подходят? Дайте обоснование.
вычислите производные и установите соответствие между условием и ответом.
h(x) =x4 +2x-3
f(x)=5∙sinx
g(x)=x ∙cosx
s(x)=x2-13x+29
y=48/x
III.
Слайды 2-4. Сформулируйте физический смысл производной и запишите его в виде формул.
Решите задачи самостоятельно в тетрадях с проверкой на доске через сканер решений ученика.
IV.
(слайд 5) Проверьте ответы по слайду.
V.
(слайд 6) Рассмотрите рисунок и выполните задание
- Bычислите f(2)
- Решите уравнение f(x) = 3
- Сколько решений имеет уравнение f(x) = 0
VI.
(слайд 7) Работа с текстовыми определениями и теоремами
Прочитайте текст, восполните пропуски,
проведите касательную на чертеже в точке х=0,5, ч=-1
Сформулируйте геометрический смысл производной. Проверьте себя по таблице на слайде.
VII.
(слайд 8) Обзор основных формул и теорем.
VIII.
(слайд 9). Решение тестовых задач (с обоснованием у доски).
- Прямая у=7x-5 параллельна касательной к графику функции у= x2+6x-8. Найдите абсциссу точки касания
- На рисунке изображён график функции у=f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x0. Найдите значение производной в данной точке.
Выберите правильный ответ.
IX.
(слайды 10-12). Самостоятельная работа из материалов ЕГЭ 2010 с заданиями на карточке по вариантам. Ответы проверяются по слайду на доске.
На рисунке изображён график функции у=f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x0. Найдите значение производной в данной точке.
Проверка. Обсуждение решений.
X.
(слайды 13-14). Задачи повышенного уровня сложности по теме урока.
- Функция определена на промежутке (-5;4). На рисунке изображен график ее производной. Найдите число касательных к графику функции , которые наклонены под углом в 45° к положительному направлению оси абсцисс.
- По графику производной y=f"(x) функции y=f(x) определите в скольких точках графика функции y=f(x) касательная образует с положительным направлением оси х угол 120°?
(слайд 15). Проверьте ответы. Решение сложных задач рассматриваются на доске по слайду с условием.
XI.
Домашняя работа. Выполните задачи на распечатанных листах.
XII.
(слайд 16). Итог урока. Выставление оценок.