Изучение курса информатики начинается с одной из важных тем: «Правила техники безопасности и поведения в кабинете информатики. Оказание первой помощи при поражении электрическим током». Изучение данной темы необходимо для воспитания у учащихся правильного поведения и в кабинете информатики, и с современной техникой, и в экстремальных ситуациях. Проработка данной темы необходима и для воспитания бережного отношения к технике, и для формирования грамотных отношений к себе и при работе в коллективе: бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих, экологии; воспитывать уважение и понимание здорового образа жизни.
Систематическое повторение правил должно привести к восприятию и воспроизведению изученных в этой теме методов и приемов работы как само собой разумеющееся, естественное, на уровне подсознания. Однако повторение одного и того же дважды в год является очень скучным и утомительным, не всегда ведет к решению тех задач, которые мы ставим. Для разнообразия изучения этой темы я использую различные методы и приемы, это и доклады, сообщения, практические занятия по оказанию первой помощи, встречи с сотрудниками МЧС и т.д. Кроме всего прочего хорошо зарекомендовал себя и следующий метод работы, которым я хочу поделиться с вами. Применяется он на любом не первом уроке. Например, в первый год обучения на первом уроке я под диктовку рассказываю всю необходимую теорию по данной теме. В начале второго полугодия повторяем тему. На первом уроке второго года обучения мои ученики получают задание на дом:
- Провести сравнительный анализ правил техники безопасности и поведения в кабинете информатики и любом другом предметном кабинете.
- Провести сравнительный анализ правил использования компьютера и любого прибора, питающегося от электрической сети.
Для выполнения этого задания надо иметь уже некоторые навыки анализа и обобщения, поэтому, на мой взгляд, такое задание реально выполнимо с 8 класса.
Урок, на котором все учащиеся представляют результаты своей работы проходит так быстро и интересно, что выводы, к которым приходят учащиеся, остаются надежно в их памяти.
Вот неполный перечень кабинетов, сравниваемых учениками с кабинетом информатики: спортивный зал, кабинеты (в порядке уменьшения предпочтений): физики, химии, технологии, столовая, биологии, истории, русского языка и литературы.
Приборы, сравниваемые с компьютером: телевизор, видеомагнитофон, DVD плеер, холодильник, стиральная машина, посудомоечная машина, электропаяльник, электроплойка, фен, миксер, и т.д.
Указания для выполнения работы.
- Для сравнения кабинетов использовать конспект (запись ТБ в кабинете информатики) и Правила ТБ, которые вывешены в каждом кабинете.
- Для сравнения устройств и приборов использовать конспект и документ, прилагаемый к любому устройству, под названием «Инструкция по эксплуатации».
Пример выполнения такой работы приведен ниже.
ИСТОЧНИКИ
- Учебник по информатике.
- Если под рукой нет инструкций по эксплуатации, можете воспользоваться ресурсом: http://www.rusmanual.ru/