Перед проведением внеклассного мероприятия идет подготовительная работа учащихся под руководством учителя, это:
- активизация познавательной активности, подбор материала (кто такой Дед Мороз и как возник этот образ), традиции народов мира. Материал можно оформить в виде выступления или сообщения; на уроках изобразительного искусства можно нарисовать рисунки: деда Мороза, Снегурочки и ёлочки; на уроках трудового обучения желательно вырезать бумажные снежинки, необходимых для конкурса.
- воспитание уважения к прошлому народа и его современным традициям, использование элементов русского фольклора: загадки, пословицы, поговорки.
Обязательное использование музыкального сопровождения.
Цели:
- Познакомить с новогодними традициями на Руси и в других странах;
- Развивать познавательную активность детей, коммуникативность;
- Воспитывать уважение к прошлому народа и современным традициям.
Ход мероприятия
(До классного часа учащимся дается задание:
- Узнать, кто такой Дед Мороз и как возник этот образ.
- Узнать о новогодних традициях народов мира.
Ответы можно оформить в виде доклада или сообщений).
I. Введение в тему. Зимние загадки (читают родители).
Снегом засыпает,
В спину толкает,
Щеки жжет,
Идти не дает.
(вьюга)
Воет, стонет «у» да «у»,
Слов никак не разберу …
(ветер)
В новой стене, в круглом окне,
Днем стекло разбито,
За ночь вставлено.
(прорубь)
На белом просторе
Две ровные строчки.
А рядом бегут
Запятая да точки.
(лыжи)
Две сестрички, две плетенки
Из овечьей шерсти тонкой,
Как гулять – так надевать,
Чтоб не мерзли пять.
(рукавички)
Что за роспись, просто чудо!
Что за дивные цветы
На окне моем зимою
Все вдруг разом расцвели?
(морозные узоры на стекле)
Мчат с горы нас с ветерком,
На гору толкаем их
Мы с большим трудом.
(сани)
Зимой на земле лежало,
Весной в реку побежало.
(снег)
Холодок, холодок,
Дай лизнуть тебя разок.
(мороженое)
Он слетает белой стаей
И сверкает на лету,
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
(снег)
Звучит музыка, дети готовятся читать стихи о зиме, о Новом годе.
II. Стихи о зиме (читают дети).
-
Сегодня праздник необычный:
Возможно, сказка к нам придет
И чудо, волшебство в подарок
С собою непременно принесет. -
Кружевной покрыты шалью
Все дороги и дома.
Уж на славу постаралась
Рукодельница зима! -
Новый год не за горами,
Скоро, скоро он придет.
Убедитесь в этом сами:
За окном метель метет; -
Дед Мороз готовит сани –
Время мчится, в путь пора!
Дед Морозовых подарков
Заждалась уж детвора. -
Бьют часы, спешат минутки,
Торопя событий ход.
Вся страна ждет с нетерпеньем
Праздник сказки – Новый год!(хором)
III. Организационный момент.
Учащиеся делятся на команды (снежинки, елочки, снеговик), дают своей команде новогоднее название.
IV. Викторина.
Учитель. Начнем мы наше соревнование-викторину с традиционной разминки. В качестве вопросов предлагаю разгадать загадки на новогоднюю тему. (Загадки загадывают друг другу команды. Предлагаем такие загадки.)
-
Кто снег белый разбросал,
Речку крепким льдом сковал:
С вьюгой, холодом пришла.
Как зовут ее? (Зима) -
Растет она вниз головой,
Не летом растет, а зимой.
Но солнце ее припечет,
Заплачет она и умрет. (Сосулька) -
Скатерть бела весь свет одела. (Снег)
-
Бел, да не сахар, нет ног, а идет. (Снег)
-
Он щиплет щеки,
Кусает за нос. Кто он? Ответим?
Конечно … (Мороз) -
6.Не колючий, светло – синий,
По кустам развешан … (Иней) -
Без досок, без топоров,
Через реку мост готов.
Скользко, весело, светло! (Лед) -
Я катаюсь на нем
До вечерней поры,
Но ленивый мой конь
Возит только с горы,
А на гору всегда
Сам пешком я хожу
И коня своего
За веревку вожу. (Санки) -
Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком
Но с каждым годом терял он вес
И, наконец, совсем исчез. (Календарь) -
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке? (Снежинка) -
Спит в берлоге он зимой
Под большущею сосной.
А когда придет весна,
Просыпается от сна. (Медведь) -
Красавица какая
Стоит, светло сверкая!
Как пышно убрана.
Скажите, кто она? (Новогодняя елка)
Звучит музыка. На доске иллюстрации: новогодней елки, Деда Мороза. (Хорошо, если их нарисуют дети.)
V. Сообщение учащегося.
1 ученик. Прообразом Деда Мороза является святой Николай, добрый чудотворец и гонитель зла.
Давным-давно в турецком городе Мира жил священник Николай. По преданию, это был добрый человек. Так, однажды он спас трех сестер из одного бедного семейства, подбросив в окно их дома узелок с золотом. После смерти Николая объявили святым, а вскоре его стали почитать верующие люди во многих уголках мира.
В разных странах доброго старика называют по – разному: в Испании – папа Ноэль, в Англии и в Америке – Санта Клаус, во Франции – Дед Январь, а у нас – Дед Мороз.
Современный Санта –Клаус в Америке появился 19 веке. Тут и волшебная рождественская ночь, и печная труба на крыше, через которую приходит Санта – Клаус, и башмаки или чулки у очага, и громадный мешок с игрушками.
Русский Дед Мороз – Дед Трескун, живет в Великом Устюге. У Деда Мороза есть внучка Снегурочка. Она боится Солнца, красива и немного печальна.
2 ученик. Новый год надо встречать как можно веселее и детям, и взрослым. Принято дарить подарки, танцевать вокруг новогодней елки. Накануне следует помыть и очистить свое жилище от ненужный вещей, хлама, тем самым избавиться от старых проблем, неприятностей, недугов. Войти в Новый год следует, непременно надев новую вещь.
Традиция выбрасывать старые ненужные вещи под Новый год есть также в Италии. Итальянцы выкидывают хлам демонстративно через открытые окна.
Во Вьетнаме в новогоднюю ночь в парках собираются семьи, готовят праздничную еду, забывают ссоры.
В Древнем Китае это был праздник для нищих, когда любой мог войти в дом и взять то, в чем нуждался. А если хозяин дома ему откажет, то окружающие отвернутся от него.
Новый год – праздник семейный, и отметить его следует непременно дома.
Продолжение конкурса.
VI. Пословицы и поговорки о зиме.
(Каждой команде дается по 1 пословице. Раздаются наборы отдельных слов на листах, надо составить и прочитать ее.)
- Береги нос в большой мороз.
- Мороз невелик, а стоять не велит.
- Декабрь зиму встречает, а год провожает.
VII. Новогоднее меню.
(Каждой группе по 3 блюда. Переставьте буквы в словах так, чтобы получилось название продукта или блюдо.)
ТРОТ – торт;
РИЦАКУ – курица;
ЛАСТА – салат;
ЖОНОЕМОРЕ – мороженое;
ТОШКАКАР – картошка;
БАРЫ – рыба;
ПОТКОМ – компот;
АПУСТАК – капуста;
ОТЛЕКТА – котлета.
VIII. Конкурс «Снежинка».
(Собери снежинки с закрытыми глазами. На пол разбрасываются снежинки, кто больше соберет, тот и победитель. Из каждой команды по одному игроку. Собираем под музыку.)
IX. Конкурс «Дед Мороз».
Команда игроков на доске (или ватмане) с завязанными глазами должна нарисовать Деда Мороза. Причем каждый игрок рисует определенный элемент, например: один – голову, другой – туловище, третий – руки, четвертый – ноги, пятый – мешок с подарками, шестой – посох.
- ГОЛОВА;
- ТУЛОВИЩЕ;
- РУКИ;
- НОГИ;
- МЕШОК С ПОДАРКАМИ;
- ПОСОХ.
У какой команды получился самый лучший Дед Мороз?
X. Новогодний кроссворд.
Что подарит Дед Мороз на Новый год Снегурочке?
(Отгадайте кроссворд)
- (шило) … в мешке не утаишь.
- Кто в … (лес), кто по дрова.
- Тульский … (пряник).
- Дерни за веревочку, она и бабахнет. (хлопушка)
- (Кот) … в мешке.
- Новогодняя … (елка).
Слово в центре – шляпка.
А для детей – новогодние подарки от родителей.
Учитель. (Закончите стихотворную строку).
Настало время нам прощаться,
Как жалко с вами … (расставаться)!
Я поздравляю вас, ребята,
С волшебным праздником … (зимы).
Веселья, счастья и здоровья
Желаю вам от всей … (души)!
Звучит музыка. Вручаются подарки.
Литература.
- «Внеклассные мероприятия в начальной школе» , Е.Н. Арсенина, Л.Б. Кислова, Издательство «Учитель», Волгоград, 2005, 185 с.
- «Внеклассные мероприятия в начальной школе», выпуск 2, издательство «Учитель». Автор – составитель Я.Ю. Мартынова, Волгоград, 2006, 207 с.