Хочу поделиться опытом проведения нижеописанного занятия. Оно с успехом проводилось с подростками и взрослыми людьми. Попробуйте сделать предлагаемые задания сами, о своих жизненных целях, и вы почувствуете его эффект. Мысли транслируются в планы и как будто «раскладываются по полочкам». Появляется ощущение внутренней силы, ясности, смысла, надежды.
Дети и подростки иногда впервые сталкиваются с такими вопросами, что, разумеется, дает им возможность задуматься, а следовательно, развивает их личность.
Молодому или взрослому человеку иногда тоже полезно проводить подобную «инвентаризацию». Особенно тогда, когда есть чувство неудовлетворенности собой и жизнью, запутанности, рутинности, движения «по течению».
Преимущество данного занятия в том, что не требуется особых условий и материалов. Необходимо только время (примерно 1,5 часа) и серьезность в выполнении заданий.
Ведущий (психолог) обязательно должен сам владеть навыком постановки задач и, разумеется, пользоваться авторитетом и доверием со стороны ребят. Взрослому человеку не так требуется профессионализм ведущего. Часто сам участник находит все ответы на свои вопросы и сам помогает себе справиться со многими проблемами.
С подростком лучше обсудить то, что он написал – на предмет реальности его целей. Помочь внести коррективы. Это можно сделать в индивидуальном порядке. В процессе работы поделиться написанным могут только желающие. Можно разобрать их примеры. Если таковых не находится, следует использовать какой-нибудь свой пример.
Когда группа выполняет задания, можно задавать наводящие вопросы, но желательно не навязывать ответов, не программировать их, а наоборот, подчеркивать, что у каждого человека на каждом этапе жизни – СВОИ цели и пути их достижения. Все зависит от талантов человека, от имеющихся условий и поставленной «планки» достижений.
Итак,
Цели занятия: формирование жизненных ценностей и приобретение навыков целеполагания
Условия проведения: любая тихая аудитория, участники сидят таким образом, чтобы не видеть то, что пишет другой.
Время: примерно 1,5 часа. Если такой возможности нет, можно разбить занятие на 2 части (2 урока) или предложить участникам ответить на некоторые вопросы дома.
Необходимые материалы: бумага (тетради, несколько листов) и ручки.
Участники: от 14 лет, можно проводить индивидуально, а можно в группе до 15 человек.
Ход занятия
Занятие проводится пошагово, участники записывают ответы на предлагаемые вопросы. Ведущему важно не просто прочитать подзаголовки, а дать подробные объяснения, что именно имеется в виду.
В начале занятия нужно сказать несколько вступительных слов о задачах и процессе занятия. А затем предложить участникам перейти к работе.
1-й блок «Я хочу».
В этом блоке формулируются мечты. Задача ведущего – активизировать фантазию участников, помочь раскрыть им свой потенциал. Если возникают затруднения, можно сказать: «Представьте себе, что вы можете ВСЁ. Или, например, к Вам прилетела фея-волшебница, которая может исполнить все ваши желания. Что бы вы пожелали?»
1. Что я хочу иметь:
- ...
- ...
- ...
Записывается то, что человек хотел бы иметь в жизни. Но именно такое, что, имея это, он бы почувствовал, что «жизнь удалась». Например, мечта о собственном доме, машине определенной марки и т.п. Сюда же можно включить и нематериальные ценности.
Например, «Хочу иметь шикарную норковую шубу», «хочу, чтобы у меня было много детей» или «хочу иметь дружную семью».
Описать такие «заветные мечты» нужно как можно ярче и подробнее.
2. Каким и кем я хочу стать:
Например:
- Я бы хотел работать … (кем, где – можно несколько вариантов)
- Я хочу, чтобы я был … (каким)
- Я бы хотела стать …
Нужно объяснить пишущему, что в данном пункте следует описать образ себя в будущем, в идеале.
3. Как я хочу прожить жизнь:
- Я хочу, чтобы моя жизнь была … (какая)
- Мне нужно, чтобы в моей жизни …
Описывается образ жизни. То, что важно в жизни. Например, встречи с друзьями, или спортивные достижения.
4. Что я хочу увидеть в жизни («увидеть Париж и умереть»)
Чем необыкновеннее и сложнее, тем лучше. Можно пофантазировать. Например, «хочу увидеть Атлантиду» или живого инопланетянина.
Например:
- «Хочу увидеть своих правнуков»
- «Хочу побывать в Диснейленде»
- «Хочу увидеть Индию»
5. Что я хочу успеть сделать в жизни (для себя, для других, для мира)
То есть, сделав это, мог бы сказать, что прожил жизнь не зря.
Например:
- «Хочу слетать в космос»
- «Хочу выйти замуж»
- «Хочу придумать лекарство от рака»
- «Написать книгу»
6. Что я хочу оставить после себя (своей семье, детям, внукам, стране, потомкам)
Здесь тоже имеется в виду и материальные вещи, и нематериальные.
Примечание: если вы решили проводить занятие в 2 этапа (2 урока), то именно на этом месте лучше прерваться.
2-й блок «Мои планы»
В этом блоке участникам нужно распланировать свои действия для достижения того, что было обозначено в 1-м блоке.
Сначала нужно определить:
- Что для меня СЕЙЧАС самое важное (первоочередная задача): ...
- Какие задачи можно реализовывать ПАРАЛЛЕЛЬНО: ...
Здесь, как правило, требуется помощь ведущего. Лучше разобрать какой-нибудь пример желающего, подсказать, какие варианты возможны.
А затем предложить всем участникам расписать в виде задач:
- Мои планы на 5 лет
- На ближайший год
- На месяц
- На завтра
- На сегодня
Здесь очень важно донести до участников, что каждый день, даже каждую минуту мы движемся к своей мечте. Даже те действия, которые, казалось бы, не относятся к основной цели, могут помогать ее достичь. Например, я сейчас, обучаясь в школе, изучаю те предметы, которые вряд ли понадобятся мне в моей профессии. Но чтобы поступить в учебное заведение или на работу, о которой я мечтаю, необходим аттестат. Значит, всего лишь, находясь в школе и делая домашние задания, я делаю маленькие шажочки к своей заветной цели.
Есть хорошее упражнение: каждый вечер перед сном анализировать прожитый день и оценивать, насколько он помог выполнить поставленные задачи. «Что я сегодня сделал для того, чтобы…» Это повышает самооценку, дает понимание смысла жизни и структурирует мысли и действия.
3-й блок «Что может помешать»
Нужно подумать, что может помешать в осуществлении целей.
Например, лень, отсутствие денег, болезнь и т.д.
На эту тему можно устроить «мозговой штурм».
После составляется другой список идей:
- «Что я могу сделать для того, чтобы этого не случилось».
- «Кто и что мне может помочь»
Опять же лучше поразмыслить вместе.
Заключительная часть.
Ведущий отвечает на вопросы, просит поделиться впечатлениями о занятии, помогло ли им это занятие в постановке целей, умеют ли они теперь «превращать» сказку в реальность?
А также, если для кого-то это занятие оказалось слишком трудным, или выявились какие-то проблемы, стоит пригласить таких