Цели игры:
- Развивать интерес к математике;
- Развивать смекалку, логику, способность решать задачи;
- Воспитать чувство коллективизма, умение работать в группе;
- Развивать кругозор.
Ход игры
Организационный момент.
Сегодня у нас необычная игра. Ее играют дети, которые любят математику. Называется она «математический бой». Вы будете защищать честь своего класса, для этого надо быть не только внимательными, но и сплоченными в команде.
Наша игра посвящается великой русской женщине-математику. Зовут ее Софья Васильевна Ковалевская.
Софья Васильевна Ковалевская родилась 1850 г. Ее отец Василий Васильевич Корвин-Круковский был военным. Мать звали Елизаветой Федоровной. Она была намного младше своего супруга. Была спокойной женщиной, хорошо музицировала. В семье было двое детей. Старшая Анюта была красивой, немного кокетливой. А младшая Соня была противоположной ей, не любила наряды, скорее ей нравилось то, что нравилось бы мальчишкам. Жизненный путь С.В. Ковалевской был гораздо труднее, чем у ее коллег-мужчин. Так было не потому, что она была менее талантлива – все учителя отмечали удивительную легкость, с которой Соня усваивала сложные научные понятия и решала трудоемкие задачи. Но по законам царской России 19 века наука считалась делом исключительно мужским.
Когда Соне исполнилось 8 лет, ее отец, начальник московского арсенала генерал В.В. Корвин-Круковский, был уволен в отставку, и семья переехала в загородное имение. Это имение находилось в Витебской губернии в поместье Палибино. Как ни удивительно, этот переезд самым серьезным образом повлиял на дальнейшую судьбу Сони.
К приезду барина все комнаты в доме были оклеены новыми обоями. Но на детскую обоев не хватило, и одна стена осталась оклеенной страницами книги петербургского математика М.В. Остроградского. Девочка проводила целые часы перед таинственной покрытой формулами стеной, пытаясь найти порядок, в котором страницы следовали друг за другом.
Впоследствии 15-летняя Соня за одну зиму изучила весь курс дифференциального и интегрального исчисления – ведь формулы были ей уже знакомы.
Генерал любил свою младшую дочь, но к ее увлечению математикой относился неодобрительно. Софья использовала популярный в то время способ вырваться из-под родительской опеки – оформила фиктивный брак с ученым-биологом Владимиром Онуфриевичем Ковалевским. В 1868 году супруги Ковалевские выехали в Германию. Там Софья Васильевна могла продолжить образование – обучение в российских университетах было для нее недоступно.
Сначала С.В. Ковалевская училась в Гельдерберге – в одном из немногих университетов Германии, куда принимали женщин. Она хотела учиться в Берлинском университете, так как там читал лекции крупнейший немецкий математик Карл Вейерштрасс. Но порядки в Берлине были столь же реакционны, как и в России и женщинам не разрешалось учиться в этом учебном заведении. Ковалевская обратилась непосредственно к Вейерштрассу и попросила давать ей частные уроки.
Вейерштрасс удивился странному увлечению русской женщины математикой и на первой же встрече дал ей несколько трудных задач. Не исключено, что он таким образом рассчитывал у молодой женщины охоту к математике. Через неделю Софья принесла своему учителю безукоризненно решенные задачи.
За четыре года обучения у Вейерштрасса Ковалевская решила три принципиальных проблемы математического анализа. В 1874 году Геттингенский университет без защиты диссертации присудил ей степень доктора философии с высшей похвалой.
После этого Софья Васильевна возвращается в Петербург и почти на шесть лет оставляет занятия математикой. В это время она занимается журналистикой, общественной деятельностью и семейными делами, т.к. становится настоящей женой В.О. Ковалевского. В 1878 г. рождается дочь, которой дают имя своей мамы. В журналистике Софья Васильевна сделала значительные успехи. Считалась одаренным писателем-публицистом. Написала повесть о своем детстве «Воспоминания детства», роман «Нигилистка» и др. В гостеприимном доме Ковалевских бывают многие известные ученые и писатели – Д.И. Менделеев, С.В. Боткин, П.Л. Чебышев, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский …
В 1883 году, после трагической смерти мужа, С.В. Ковалевская уезжает в Швецию. Там она занимает место профессора в Стокгольмском университете. Софья Васильевна работала в области мат. анализа (дифференциальные уравнения и аналитические функции), механики (вращение твердого тела вокруг неподвижной точки), астрономии (форма колец Сатурна). В 1889 году по инициативе П.Л. Чебышева ее избирают членом-корреспондентом Санкт-Петербургской Академии наук. Но и после этого ей не разрешают преподавать в России.
Софья Ковалевская в 1891 году умерла от простуды в Стокгольме и была похоронена там. Она своим трудом показала миру, на что способна женский интеллект.
I. Разминка.
Зима в Якутии не только холодная, но и очень долгая. Зимой дни короткие. И долгими вечерами старшие загадывали загадки, тем самым развивали смекалку детей. Давайте, отгадаем их загадки:
- Без головы, да в шляпе, на одной ноге, да без сапог. (Гриб)
- Две птички крыльями машут - да взлететь-вспорхнуть не могут. (Уши животных).
- Двое богу молятся, один избу метет. (Рога и хвост).
- У двух матерей по пять детей, да все они одноноги. (Руки и пальцы).
- Говорят, у ста детей цвет шапок один. (Пни со снежными шапками).
- У старухи Авдотьи 30 ребят. (Дни месяца).
- Говорят, из семи яиц – одно золотое. (Воскресенье).
II. Задачи-шутки.
Капитаны команд выбирают по карточке, команда совещается и дает ответ.
- Пара лошадей бежала два часа. Сколько времени бежала одна лошадь?
- Айаал шел в город. По дороге встретил троих стариков. У каждого по мешку, а в мешке по поросенку. Сколько человек шел в город?
- В комнате горело 6 свечей. Проходил мимо человек, потушил две свечи. Сколько осталось?
- Сын моего отца, а мне не брат. Кто это?
III. Найдите задуманное число.
Командам даются карточки с заданием.
- Туяра задумала число, вычла из него 5, еще вычла 12, прибавила 24, еще прибавила 9 и получила 51. Какое число она задумала?
- Саяна задумала число, вычла из него 6, еще вычла 16, прибавила 29, еще прибавила 8 и получила 51. Какое число она задумала?
- Джулустан задумал число, вычел из него 7, еще вычел 13, прибавил 26, еще прибавил 8 и получил 51. Какое число он задумал?
- Нюргун задумал число, вычел из него 4, еще вычел 14, прибавил 28, еще прибавил 7 и получил 51. Какое число он задумал?
IV. Решите кроссворд.
Каждой команде дается один и тот кроссворд.
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КРОССВОРД
- Результат сложения.
- Геометрическая фигура.
- Самая лучшая оценка знаний.
- Наименьшее двухзначное число.
- Мера измерения длины.
- Мера измерения времени.
- Мера измерения жидкостей.
- Знак действия.
- Знаки, которые ставятся тогда, когда нужно изменить обычный порядок арифметических действий.
- Месяц, который заканчивает учебный год.
V. Решите задачу.
У нас в классе есть библиотечка. Если мы принесем столько же книг, сколько есть сейчас, и еще 4 книжки, то будет 40 книг. Сколько книг у нас сейчас?
VI. 2 головоломки.
- Отобрать две спички, остальные. Должно получиться два неравных квадрата.
- Переложив 4 спички, образовать 3 равных квадрата.
VII. Конкурс капитанов. Реши логическую задачу.
Какие оценки получили девочки? Когда Аня, Женя и Нина спросили, какие им поставлены оценки за контрольную работу по математике, то учительница ответила:
– Попробуйте догадаться сами, если я скажу, что в нашем классе плохих оценок нет, а у вас троих оценки разные, причем у Ани – не «3», у Нины – не «3» и не «5». Какую оценку получила каждая из этих учениц?
VIII. Геометрическое задание.
(Параллельно с конкурсом капитанов дается команде). Сколько всего треугольников и сколько четырехугольников видите на этом чертеже?
Подведение итогов. Награждение победителей.
Использованная литература:
- В.П. Труднев. Считай, смекай, отгадывай. М, «Просвещение», 1980.
- Я познаю мир, Москва, ТКО «АСТ», 1996.
- Занимательные задачи для маленьких, Москва, «Омега», 1994.
- С.В.Ковалевская, «Воспоминания детства. Нигилистка», Москва, «Советская Россия», 1989.