Внеклассное мероприятие по физике. Игра-соревнование "Физическая спартакиада"

Разделы: Внеклассная работа


“В любом труде, в любом творенье необходимо вдохновенье, и озарения момент порой важнейший элемент”

Д.И.Менделеев.

Развитие мышления учащихся- одна из важных и актуальных проблем обучения в средней школе. Для ее реализации следует совершенствовать методы обучения и воспитания. Главное состоит в организации рационального учебного труда школьников и формировании самостоятельности их мышления.

Внеурочная работа – это обязательное звено учебно-воспитательного процесса.Среди ее разнообразных форм – физические вечера, учебные игры, викторины и т.д. занимают в моей работе видное место. Их цель – в увлекательной форме расширить и углубить знания полученные на уроках, показать их широкое использование в жизни, пробудить в учащихся стремление к творчеству, помочь им это творчество проявить, выработать у них умение быстро мыслить, а затем свои мысли кратко излагать, проявлять находчивость в трудных ситуациях.

Хотелось бы, чтобы дети от знакомства с удивительно неисчерпаемой наукой под названием “Физика” получали удовольствие и пользу, формировались как носители истинно человеческого в человеке. Эта цель заслуживает того, чтобы посвятить ей жизнь…

Эту игру – соревнование “Физическая спартакиада” я провожу в рамках декады естественных наук. Игра служит своеобразной проверкой физических знаний. Организация дидактической игры дает положительные результаты: она актуализирует знания, поднимает интерес, вызывает массу чувств (эмоциональных), работают все : участники команд и болельщики. Проведя такое мероприятие, я пришла к выводу, что игра полезна : столько активности, смекалки, творчества проявляют учащиеся в процессе соревнования.

Цель игры: развитие познавательного интереса учащихся, их активности, расширение кругозора, повторение пройденного материала.

Участники игры: в спартакиаде принимают участие две команды. Число членов команд – произвольное и зависит от того, как проводится эта игра: внутри одного класса или между параллельными классами. Команды можно сформировать следующим образом: несколько открыток разрезаются на равное количество частей. Каждый участник получает часть открытки. По сигналу ученика, ведущего игру, учащиеся должны собрать картинки. Участники каждой команды получают сигнальные карточки, например, красного, желтого и т.д. цветов, которыми будут пользоваться при ответах.

Существует также главный судья соревнований, два его помощника и болельщики команд. Болельщики могут помогать своей команде, участвуя в специальных конкурсах.

Команды рассаживаются вокруг “своих” столов (на столе – название команды, девиз, эмблема)

Болельщики: они занимают места вблизи своей команды, но в некотором отдалении от нее.

Оформление кабинета: плакаты, оборудование и т.д. по усмотрению.

Например: “Физика! Какая емкость слова!

Физика – для нас не просто звук!

Физика – опора и основа всех без исключения наук”

Оборудование: флакон с уксусом, флакон с растительным маслом.

Ход игры

1. Представление команд

В представление команд входят – сообщение о названии, девизе, эмблеме. При оценке учитываются остроумие, оригинальность, юмор, отражение физического материала.

Максимальное число очков за выступление – 4

2. Разминка

Ведущий:

Вы тихонько все сидите.
За всем внимательно следите.
Когда вопрос задам вам я,
Вы будьте сдержаны друзья:
Сначала руку поднимите,
Потом уж смело говорите.

(В ней участвуют все члены команд. Поочередно в течение одной минуты, командам задаются вопросы, игроки должны ответить на них. Если они затрудняются, то говорят: “Дальше” Задача команд заключается в том, чтобы дать как можно больше правильных ответов. Ведущий подтверждает верность каждого ответа. В случае неверного ответа либо его отсутствия сам дает правильный ответ. За каждый правильный ответ команде присуждают 1 балл.) В конце разминки подсчитывается общее число баллов, набранных каждой командой и сообщается. Зрителям счет.

Вопросы:

1. Кто ввел в русский язык слово “физика”

а) Броун;
б) Ломоносов,
в) Вавилов.

2. В одной из теплиц температура была выше температуры воздуха. Как это отразится на урожае?

а) повысится ;
б) никак;
в) понизится.

3. Как в лаборатории Резерфорда называли ученики любимого учителя.

а) Бегемот;
б) крокодил;
в) обезьяна.

4. Прибор для измерения массы. (Весы.)

5. Ученый, в честь которого названа единица измерения энергии. (Джоуль.)

6. Разность значений величин, соответствующих двум ближайшим штрихам на шкале прибора. (Цена деления.)

7. Крупнейший изобретатель, основоположник отечественной космонавтики. (К.Э. Циолковский.)

8. Величина, характеризующая инертность тела. (Масса.)

9. Явление отсутствия веса у тела . (Невесомость.)

10. Движение, при котором все точки тела движутся одинаково. (Поступательное.)

11. Итальянский ученый, изучавший свободное падение тел. (Г. Галилей.)

12. Линия, по которой движется тело. (Траектория.)

3. “Гимнастика ума”

В этом виде соревнований принимает участие вся команда. На обдумывание ответа каждой команде дают 30 секунд. Если ответа нет, то ответить на вопрос могут соперники. За правильный ответ присуждают 5 баллов.

В конце этого состязания судьи подсчитывают общее число баллов, набранных каждой командой.

Задания.

1. Для приготовления салата можно использовать уксус и растительное масло. При поездке на загородный отдых небольшой компанией один физик, чтобы не возиться с двумя бутылками (масла и уксуса), налил и то и другое в один флакон. Каким образом он собирался угодить тем, кто любит только с уксусом и не терпит масло? (Ответ. Масло расположится сверху, его можно выливать через горлышко; чтобы вылить уксус, надо перевернуть флакон, и у горлышка возле пробки окажется эта жидкость.)

2. Вы оказались ярким весенним солнечным днем на берегу лесной речки, покрытой льдом. Необходимо разжечь костер, а спичек нет. Предложите способ добычи огня, кроме получения его трением. (Ответ. Изо льда сделать ледяную “линзу” и сфокусировать ею солнечные лучи на комочке бумаги.)

3. Как-то раз спросили розу:
    “Отчего, чаруя око,
    Ты колючими шипами
    Нас царапаешь жестоко?” (Острие шипа имеет очень малую площадь сечения.)

4. Тебе по болоту ходить довелось, легко тебе было? Вот то-то! Тогда почему же огромнейший лось так просто бежит по болоту? (Копыта лося раздвоены. Между ними имеется перепонка, поэтому площадь опоры ноги лося довольно велика, а давление сравнительно мало.)

5. “Физический тир”.
Команду представляет 6 игроков. Каждый член команды поочередно отвечает на заданный именно ему вопрос; ответ считается за выстрел. В случае неверного неполного ответа или отсутствия такового, ведущий сам называет правильный ответ, но выстрел признается безрезультатным. За правильно данный ответ игрок получает 1 балл. По итогам “стрельбы” подсчитывают общее число баллов, набранных каждой командой и объявляют общий счет.

Вопросы.

  1. Величайший физик и математик древности, родившийся в Сиракузах. (Архимед)
  2. Название силы, “движущей мирами” (сила всемирного тяготения)
  3. Вид теплового двигателя, в котором струя пара вращает вал, воздействуя на закрепленные на нем лопасти (турбина).
  4. Прозрачное тело, находящееся в глазу, похожее на собирающую линзу и выполняющее ее функции. (Хрусталик)
  5. Вес одного литра воды. (10 Н)
  6.  Значение работы, совершаемой человеком, держащим в горизонтально вытянутой руке камень массой 1 кг. (0)
  7. Дефект зрения, который исправляют очки с рассеивающими линзами. (Близорукость)
  8. Изменение направления пучка света при переходе из одной среды в другую. (преломление)
  9. Закон, устанавливающий прямую зависимость силы упругости от значения деформации. (Закон Гука)
  10. Чему равно давление ящика с гвоздями массой 10 кг, стоящего в комнате на полу вблизи стены, на эту стену? (0)

4. “Физическая азбука” для болельщиков

Болельщикам каждой команды предлагают : за 1, 5 мин назвать как можно больше физических терминов или фамилий ученых- физиков, начинающихся на заданную букву. Каждый правильный термин или фамилия приносит команде 1 балл.

5. “Логическая цепочка”

Выставляю на демонстрационный стол карточки, где рядом с цифрами написаны слова

(или символы, или единицы измерения), которые должны образовать логическую цепочку. Но что-то в ней не так. Участники игры через 15 с должны показать, какие изменения нужно произвести в порядке расположения карточек, чтобы “цепочка” получилась.

Вариант 1. Надписи на карточках:

1. Протон. 2. Ядро. 3. Молекула. 4. Атом. (Ответ. Поменять местами карточки 3 и 4)

Вариант 2. Надписи на карточках.

1. Па. 2. 1кПа. 3. 1ГПа. 4. 1 МПа (Ответ. Поменять местами карточки 2 и 3)

6. “Инкогнито”

“Появляются ““инкогнито” (т. е. без подписи) портреты четырех ученых, чья деятельность связана с развитием космонавтики: Н. Е. Жуковского, Н. И. Кибальчича, К. Э. Циолковского, Ф. А. Цандера.

Задания-вопросы:

  1. Каковы фамилии этих ученых?
  2. В какой последовательности нужно расположить портреты, чтобы соблюсти принцип хронологии их жизни?
  3. Что сделал каждый из них для развития космонавтики? (Жуковский –р. 1847, Кибальчич- 1853, Циолковский – 1857, Цандер- 1887.)

7. “Физический марафон”

Это последнее состязание спартакиады, в нем участвуют все члены команд. Поочередно, в течении 1,5 -2 мин командам задают вопросы. Задача: дать как можно больше правильных ответов, каждый из которых -1 балл.

Вопросы.

  1. Прибор для измерения атмосферного давления. (Барометр)
  2. Длина траектории тела. (Путь)
  3. Машина, служащая для сдавливания тел или веществ с большой силой. (Пресс).
  4. Энергия (общая мера движения), которую тело получает или отдает при теплопередаче. (Количество теплоты.)
  5. Единица измерения давления. (Паскаль.)
  6. Слово, которое воскликнул Архимед, когда сделал открытие. (Эврика.)
  7. Явление сохранения скорости при отсутствии действия на тело других тел. (Инерция.)
  8. На каких явлениях основано действие медицинского шприца? (На существовании атмосферного давления и давления.)
  9. Как включают в цепь прибор для измерения силы тока? (Лоследовательно.)
  10. Природа молнии. (Электрическая.)
  11. Физическое понятие, характеризующее экономичность устройств и двигателей. (КПД.)
  12. Значение скорости света. (300000 км\с.)
  13. Явление резкого возрастания силы тока при внезапном “падении” сопротивления. (Короткое замыкание.)
  14. Атом потерявший электрон. (Положительный ион.)
  15. Название сосудов, соединенных между собой. (Сообщающиеся.)
  16. Единица измерения мощности. (Ватт.)
  17. Объём воды, вытесняемой судном при погружении его в жидкость до ватерлинии. (Водоизмещение.)
  18. Название научного предположения. (Гипотеза.)
  19. То, без чего не бывает измерительных приборов. (Шкала.)
  20. Мельчайшая частица вещества. (Молекула.)
  21. Устройство, в котором какой- либо вид энергии преобразуется в электрическую. (Источник тока.)
  22. Способ передачи энергии путем перемещения жидкости или газа. (Конвекция.)

После окончания марафона подсчитывают общее число баллов, набранных каждой командой. По результатам физической спартакиады судьи подводят итоги и награждают победителей.