Цель урока: совершенствование умения обозначать мягкость согласных в конце слова и в середине слова мягким знаком.
Задачи урока:
- Познакомить со словарным новым словом медведь, с новым фразеологическим оборотом – «Медведь на ухо наступил».
- Учить проговаривать скороговорки.
- Повторить звуки (в фонемах- согласные, гласные, мягкие, твердые. парные, непарные), слоги, предложения, текст, алфавит, гласные обозначающих мягкость согласных, изученные словарные слова.
- Показать богатство русского языка, его разнообразие, привить любви к родному языку.
- Привить любовь к различным видам искусства – танцам (вальс), музыке (флейта, скрипка), поэзии.
- Обучить работать в паре (сотрудничество).
Используемые технологии:
- здоровьесберегающие (проведение физкультминуток: «Колокольчики», «Танцевальная минутка», «Хомка», гимнастика для глаз «Солнечные зайчики (вверх, вниз, влево, вправо, круговые вращения), обращать внимание на правильную посадку, пальчиковая игра «Зоопарк»);
- игровая;
- проблемного обучения;
- поисковая;
- групповая;
- индивидуального подхода.
Оборудование: ТСО, картинка «Незнайка, слоги-слияния, буквы на магнитах.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Что вы знаете о звуках?
II. Работа над фонемами.
- Послушайте звуки [г], [р], [к]. Что общего в этих звуках? (Согласные, твердые бывают мягкими.)
- Какой звук отличается? Чем?
А) [к] – глухой
Б) [р] – непарный
- Что можно сказать о звуках [г] и [к]? (Составляют пару.)
- Сколько пар по звонкости-глухости в русском языке?
- Перечислите их звуки!
Физкультурная минутка.
« Колокольчики» – подпрыгивают на «звонкие», приседают на «глухие».
III. Работа над буквами – чистописание.
- С помощью алфавита, покажите буквы для звуков [г] [г’].
- А что такое алфавит?
- Записать строчные: г, р, к
- Что общего в написании этих букв? (Элемент короткая палочка с закруглением вверху и внизу.)
- Подчеркните по линейке.
- В каких ещё строчных буквах встретился этот элемент? (П, М.)
IV. Образование слов-слияний.
- Пофантазируем, представим, что согласные буквы решили устроить бал и пригласить гласные, обозначающие мягкость согласных. Им захотелось, чтобы бал пришел в «мягкой» ласковой обстановке.
(Образуем пары.)
- А мы вместе читаем и образуем пары.
- Запишем:
- Что записали? (Слоги-слияния.)
«Танцевальная минутка».
- Назовите слоги (обратить внимание на произношение), которые могут являться словом, подчеркните его. (Нота ре.)
- Согласные так увлеклись, что совсем забыли пригласить букву. Способную обозначить мягкость согласных?
- Какую букву они забыли пригласить? (ь)
V. Словарное слово.
- А он сидит скромно, наблюдая за балом, да еще и с подарком – с новым словарным словом: отгадайте – неуклюжий, косолапый, лежебока – кто - это? (Медведь.)
- Где его можно увидеть? (Зоопарке, цирке и о телевизору – видеофрагмент.)
- Подумайте, почему зверя так назвали – медведь? (Мед ведать – когда-то обозначало – есть, пробовать, теперь в роли знать.)
VI. Пальчиковая игра «Зоопарк».
VII. Фразеологический оборот.
- Какие фразеологические обороты знаем?
- О ком говорят в народе – «Медведь на ухо наступил»? (Когда отсутствует музыкальный слух.)
- А наши ребята развивают музыкальный слух и нас радуют игрой на музыкальных инструментах.
Музыкальная минутка (скрипка, флейта).
- Как вы думаете, можно ли медведя назвать рыбаком? (Работа с учебником.)
VIII. Мягкий знак.
- А мягкий знак еще и фокусник! Кто любит фокусы?
- Как превратить мел в мелкое место? (Мель.)
- Послушайте скороговорку:
Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
И матросы две недели
Карамель на мели ели.
И. Демьянов.
- Угол – в топливо? (Уголь.)
- Шест – в число? (Шесть.)
- Попробуйте сами: спрячем ь в середину слов. (Зверьки, пеньки, окуньки.)
IX. Самостоятельная работа.
- Запишем под диктовку: В лесу жил хорь. Мы мылись в баньке.
- А незнайка проспал и написал: В лесу жил хор. Мы мылись в банке.
- Кто из нас друг Незнайке ?
- Сколько предложений?
- Можно ли предложения назвать текстом? Почему?
XI. Подведение итогов.
- Над какой темой мы работали на уроке?
- Что нового узнали на уроке?