Уроки психологии и проектная деятельность как условия формирования социальной компетентности школьников

Разделы: Школьная психологическая служба


Уроки психологии и проектная деятельность

В год основания лицея (1992) впервые в республике в учебную программу был введен предмет «Психология» с 5 по 11 классы.

Основной целью уроков психологии, социально психологических тренингов, проводимых педагогами-психологами, является помощь в самопознании, саморазвитии, раннем профессиональном самоопределении для формирования социальной компетентности и позитивного самоопределения лицеистов. Нами разработаны модель социальной компетентности выпускника лицея (см. Приложение 1), цикл уроков психологии по привитию навыков позитивного мышления (см. Приложение 2).

В предпрофильных 5-6-х классах преследуются следующие задачи:

  • создание условий для успешной адаптации;
  • профилактика нарушений психического и физического здоровья;
  • научение умениям понимать самого себя и относиться к себе, своей жизни, здоровью, окружающей среде с должным уважением;
  • знакомство с миром профессий;
  • помощь в выборе кружков, секций, спецкурсов на основе выявления;
  • интересов и склонностей учащихся.

В 7-8 классах ведется целенаправленная работа по подготовке учащихся к выбору профиля. Здесь уроки психологии в основном носят профориентационный характер. Учебниками, по которым ведется преподавание, являются: «Практикум по выбору профессии» Прощицкой, «Твое здоровье. Регуляция психики.» Зайцевых. Изучаются такие темы, как «Профессия-специальность», «Формула профессий», «Требование профессий к человеку», «Свойства нервной системы и темперамент», «Здоровье человека и профпригодность», «Интересы и склонности, как их выявить». На уроках психологи также практикуются профинформирование, знакомство с новыми профессиями, их профессиограммами, проводится углубленная психодиагностика склонностей, способностей, личностных качеств учащихся.

Наряду с уроками и тренингами по профориентированию практикуются занятия, способствующие формированию такой формы социальной компетентности как вера в себя, свои способности и собственную возможность быть эффективным в избранных сферах деятельности (см. Приложение 3).

В профильных 9-11-х классах ведется углубленное изучение предмета «психология» по учебникам Реана, Гатановой, Баранова

«Психология» (8-11 классы), Пономаренко, Белоусовой «Психология для старшеклассников», основы психологии – 10 класс, психология общения – 11 класс. На уроках тренингах, индивидуальных консультациях особое внимание уделяется личностному росту старшеклассников. Особой популярностью пользуются тренинги общения, толерантности, выработки лидерских качеств, причем учащиеся имеют возможность выбрать нужный из них.

Автором этих строк разработаны две программы:

  • «Национально – региональный компонент уроков психологии с 5-11 классы», основными задачами которой являются привитие «иммунитета от дурного» с помощью учения «Кут – сYр.», передача духовной эстафеты предков для подражания и изучения нравственных основ прошлого, саморазвития учащихся на основе этнопедагогического учения «Айыы»;
  • профильный спецкурс «Психологические основы врачебной деятельности» для учащихся биолого-химических классов, которая преследует следующие задачи: гигиеническая воспитание и самовыздоровление лицеистов, готовящих себя к профессии врача путем психологического восприятия специальной медицинской информации через художественные образы, изучение основ психологии человека в контексте врачебной деятельности, привитие навыков управления своим организмом.

Следующим направлением формирования социальной компетенции является проектная деятельность учащихся.

Тематика докладов связана с актуальными проблемами, вопросами школьной жизни, общества, изучением психологии олонхо. Так, доклад «Эмоциональный фон настроения классного коллектива в период проведения недели психологии» награжден Дипломом первой степени на РНПК «Шаг в будущее», автор участвовала в Евразийском молодежном фестивале (2004), доклады «Особенности цветовосприятия якутов», «Психологические аспекты агрессивности (на примере сравнительного анализа олонхо и выявления уровня агрессивности у современных подростков)» отмечены Дипломами первой степени в секции «Психологические науки» на республиканских НПК «Шаг в будущее» в 2006-2007 гг.

Темы последующих проектных работ были продиктованы следующими факторами: некомпетентностью некоторых подростков в области соблюдения правил пользования мобильным телефоном, интересами подростков в области Анимэ – мультфильмов, личными познавательными интересами исследователей в разных областях. На кустовом этапе НПК «Шаг в будущее» 2008 года участвовали проекты «Тайна сновидений» «Графология в изучении личности».

Целью и задачами проекта «Влияние мобильных телефонов на жизнь современных подростков» явились выяснение уровня влияния мобильных телефонов на лицеистов, выявление областей предназначения разговоров, временной период общения по телефону. Данный проект ученика 9 в класса Кондакова Артура стал лауреатом региональной конференции «Шаг в будущее». Доклады «Причины популярности «Анимэ» – мультфильмов среди подростков», «Сравнительный анализ имен учащихся лицея по происхождению» награждены дипломами 1 и 2 степеней среди юниоров региональной НПК «Шаг в будущее» в 2008 году.

В рамках проведения творческой недели «Реализация мегапроектов в РС (Я) и в Сунтарском улусе» (2009) под нашим руководством были подготовлены следующие проекты:

«Профессиограммы инженерных специальностей, востребованных в условиях мегапроектов РС (Я)», «Роль летних лагерей в формировании ключевых социальных компетенций учащихся (на примере СПТЛ)», «Газетные статьи, освещающие развитие экономики и промышленности РС (Я)», «Рекомендации по пользованию мобильным телефоном для деловых людей в условиях мегапроектов РС (Я)», «Вода – как источник физического и психологического здоровья и долголетия», «Трудоустройство и занятость населения Сунтарского улуса в условиях мегапроектов РС (Я)», «Просмотр анимэ как полезный и приятный досуг, стимулирование выбора будущей профессии подростками».

Набор участников секции «Трудоустройство и занятость населения. Демографический потенциал Сунтарского улуса. Востребованные профессии» прошел по следующим критериям:

1 группа – участники, успешно выступавшие на региональных, республиканских НПК «Шаг в будущее» с целью расширения и углубления заявленных тем, выступления в качестве консультантов для «новичков».

2 группа – потенциальные участники НПК с новыми долгосрочными проектами.

3 группа – ребята, определившиеся с выбором профессии, с целью «тренировки» будущей профессии.

4 группа – «неуспешные» учащиеся с целью реабилитации посредством создания ситуации успеха.

В период подготовки проектов, исходя из тематики, ребята интервьюривали специалистов различных организаций (Центр занятости трудоустройства, отделы социальной защиты, экономического развития улуса и др.) В свою очередь специалисты отделов предоставили ребятам запрошенные документы и статистические данные.

В ходе работы над проектом, на наш взгляд, формируются такие важные компетентности как умение выступать перед публикой, умение анализировать ситуации, мотивы, интересы, чувства, поступки других, гражданская активность, способность ставить перед собой ближние и дальние цели, ясно определять и переопределять их в зависимости от ситуации, срабатывать методы их достижения.

Следует отметить положительные моменты в становлении личности учащихся, возникшие в ходе проектной деятельности:

  • повышение личной уверенности исследователя через проживание «ситуации успеха»;
  • на деле почувствовать себя значимым, нужным, способным преодолевать различные проблемные ситуации;
  • осознание себя, своих возможностей, своего вклада, личностный рост, повышение самореализации и рефлексии.

При руководстве мы пользуемся открытой и скрытой координациями. При открытой явной координации – руководитель участвует в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность его участников. При скрытой координации руководитель становится полноправным участником проекта.

На наш взгляд описанные проектные работы имели успех на региональных, республиканских НПК «Шаг в будущее» по той причине, что были выбраны актуальные темы по этнопсихологии и психологии подростков; у координатора и исполнителя получился творческий союз, подразумевающий взаимообогащение, увлеченность работой.

Таким образом, уроки психологии и проектная деятельность являются важными факторами формирования социальной компетентности школьников.