Цели урока:
- Закрепить ранее изученный материал.
- Научить применять знания и умения, полученные на уроках информатики к решению физических задач, а именно задач по механике.
- Продолжить работу по формированию навыков учащихся анализировать уравнение движения тела, описывать движение.
- Повторить этапы построения графиков (диаграмм) в MS Excel.
- Показать практическое применение знаний полученных на уроках информатики и ИКТ к решению физических задач.
- Показать связь между предметами.
План урока.
- Организационный момент (1 минута).
- Опрос по домашнему заданию (проверка знаний и умений).
- Решение задач.
- Закрепление материала (самостоятельная работа).
- Итог урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент (1 минута).
2. Опрос по домашнему заданию (проверка знаний и умений).
Учитель физики: Сегодня мы проводим интегрированный урок физики и информатики, для того, что бы вы убедились во взаимосвязи этих предметов и научились применять знания и умения, полученные на уроках информатики к решению физических задач, а именно задач по механике
Вспомним для начала основные моменты, изучаемые в теме «Механическое движение»:
- Какова главная задача механики? (Определить положение тела в любой момент времени.)
- Что необходимо знать, что бы определить координату тела в любой момент времени t? (Уравнение движения (функцию, описывающую движение тела).)
- Какие виды движения мы знаем? (Равномерное и равноускоренное движение.)
- Каков внешний вид графика зависимости координаты от времени для равноускоренного движения? (Парабола.)
- Каков внешний вид графика зависимости координаты от времени равномерного движения? (Прямая.)
Таким образом, исходя из целей нашего урока, а какова цель? (Решение физических задач, применяя знания по ИВТ.) Какова будет тема нашего урока? (Решение задач по теме «Механическое движение».)
В тетради записываем тему урока: «Решение задач по теме «Механическое движение»».
3. Решение задач.
Осуществлять нашу цель мы будем решая следующую задачу (записана на доске).
Задача: движение двух автомобилей по шоссе заданы уравнениями:
x1 = 2t + 0,2t2
x2 = 80 – 4t
- Описать картину движения.
- Найти:
- время и место встречи автомобилей (графически);
- расстояние между ними через 5с от начала отсчета времени.
Записываем условие в тетрадь и описываем картину движения (вид движения, x0, V0, ax).
x1 = 2t + 0, 2t2 – равноускоренное;
x0 = 0м, V0=2м/с, ax=0,2м/с2 |
x2 = 80 – 4t – равномерное;
x0 = 80м, V0 = -4м/с Что значит «-4м/с»? – тело движется против направления отсчета. |
Учитель информатики: Так как находить место и время встречи мы будем графическим методом, то наша задача построить график и его проанализировать.
- С помощью, какой прикладной программы из пакета MS Office мы можем строить графики? (MS Excel.)
- Что позволяет еще выполнять данная программы? (Вычисления.)
- Каким способом мы строим графики в MS Excel? (По точкам.)
Итак наша задача:
- Выбрать диапазон данных по оси времени.
- Построить таблицу значений.
- По полученной таблице построить графики.
- Проанализировать полученные графики.
Мы имеем два уравнения x1 = 2t + 0,2t2 и x2 = 80 – 4t
- Что за функция описывает движение первой точки? (Квадратичная.)
- Что является её графиком? (Парабола.)
- Мы рассматриваем положительные значения по оси времени. Что происходит со значениями x1при росте t? (Возрастают, т.е данная ветвь параболы возрастающая.)
- Что является графиком второй функции? (Прямая.)
- Что происходит со значениями x2при росте t? (Убывают, т.е она убывающая.)
Учитель физики: То есть, с точки зрения физики, тела движутся в разные стороны и в этом случае достаточно выбрать диапазон значений по оси t от 0с – момента начала движения тел и до того момента, когда координата второго тела будет равна нулю.
Давайте определим этот момент времени (устно): 0 = 80 – 4t => t = 20c.
Учитель информатики: Проходим к компьютерам вместе с тетрадями. Открываем программу.
Строим таблицу значений для обоих уравнений движения, диапазон значений по оси времени выбираем [0;20].
Строим диаграмму (график по точкам), переносим ось координат, строим точки пересечения, отмечаем их значения. (Ученики строят графики движения, выделяют необходимые точки под руководством учителя информатики.) (см. Рисунок)
Учитель физики: Определим:
- время и место встречи автомобилей (10; 40);
- расстояние между ними через 5с от начала отсчета времени (60 – 15 = 45(м)).
Таким образом, имея графики движения тел, мы можем извлечь из них любую интересующую нас информацию.
Давайте найдем координату первого автомобиля, в тот момент, когда второй находится в начале отсчета. (120м)
4. Закрепление материала (самостоятельная работа).
Далее продолжим решать самостоятельно в тетради и строя графики на компьютере.
При решении и построении графиков в самостоятельной работе измените цвет линий следующим образом:
- Если понравился новый метод и урок в целом на красный и розовый цвета.
- Если были трудности при применении нового метода, но урок понравился на синий и зеленый цвета.
- Если были трудности, и урок не понравился, на черный цвет.
Вариант 1.
Движение материальных точек заданы уравнениями x1 = 10t + 0,4t2; x2 = 300 – 10,2t. Описать движение каждой точки, найти время и место встречи графическим и математическим методами
Вариант 2.
Движение материальных точек заданы уравнениями x1 = 2t – t2; x2 = -198 + 15t. Описать движение каждой точки, найти время и место встречи графическим и математическим методами.
Вариант 3.
Движение материальных точек заданы уравнениями x1 = -136 – 4t + 2t2; x2 = 480 – 20t. Описать движение каждой точки, найти время и место встречи графическим и математическим методами.Вариант 4.
Движение материальных точек заданы уравнениями x1 = 1050 – t – 6t2; x2 = -150 + 10t. Описать движение каждой точки, найти время и место встречи графическим и математическим методами.
5. Итог урока.
Судя по цвету ваших графиков, у некоторых возникли затруднения при применении нового метода. Давайте их обсудим.
- Какие возникли трудности при решении задач? (Разбираем возникшие трудности.)
- Какие возникли трудности при построении графиков? (Разбираем возникшие трудности.)
- Удобно ли строить график в MS Excel?
- Наглядны ли результаты представления данных?
- Решены ли предложенные задачи учителем физики?
- Достигну та ли цель урока?
Вывод делают ученики оценивая эффективность применения информационных технологий при решении задач по механике.
6. Домашнее задание.
Учитель физики: Повторить формулы для равноускоренного движения, №151 в сборнике задач и вопросов по физике, автор Лукашик.
Учитель информатики: Выписать назначения применения различных видов диаграмм в MS Ecxel §21.