Урок географии в 6-м классе по теме "Река Волга"

Разделы: География


Цели:

  1. Образовательная: познакомить учащихся с особенностями географического положения реки Волги, её ролью в истории страны, хозяйственным значением.
  2. Коррекционно-развивающие: формировать целенаправленную познавательную деятельность, развивать целостность восприятия.
  3. Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, развивать любознательность, интерес к географии.

Оборудование: карта, атласы, карточки, презентация (см. Приложение).

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент. Цель. Организовать рабочую обстановку на уроке, формирование привычки к быстрому переходу от отдыха во время перемены к рабочему состоянию во время урока.

Организация взаимного приветствия.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Проверка готовности классного помещения.

Минутка чтения.

Коррекционное упражнение. Восстановить слова: рула, вккааз, лтаай, яаысн.

Проверяют свою готовность.

Приветствуют учителя.

Читают.

2. Проверка домашнего задания. Цель. Выявить степень усвоения изученного материала.

Географическая эстафета. Показать на карте изученные географические объекты.

Индивидуальная работа с учащимися.

Промежуточная оценка.

Отвечают.

Показывают в настенной карте.

3. Физкультурная минутка. Цель. Предупреждение переутомления.

А) Разминка.

Б) Упражнение для глаз.

Выполняют упражнения.
4. Изучение нового материала. Цель. Давайте соберёмся в путь.

Чтобы путешествовать, нужен путевой журнал, чтобы записывать свои наблюдения – это наши тетради. Запишем тему урока.

На доске у нас план описания реки, который будет нам служить планом маршрута, и пригодится в будущем, по нему мы будем описывать другие реки

План описания реки:

  1. Название реки.
  2. Исток, устье.
  3. Притоки.
  4. Характер течения.
  5. Притоки.
  6. Хозяйственное значение.

- Лодки есть, но путешественникам нужна карта.

Нам с вами необходимо научиться показывать реку по карте. Начинать нужно с истока. Исток Волги – Валдайская возвышенность. Ведем указкой по всем изгибам реки до устья. Устье реки – Каспийское море.

- Давайте отметим наш маршрут в контурной карте.

- А теперь в путь. На лодках мы поплывём сначала по маленькому ручейку, который начинается в краю лесов, озер и болот на Валдайской возвышенности.

(Слайд 1, 2)

У истока Волги стоит бревенчатый домик, в нем есть колодец, в глубине его видно тихое биение ключа, из которого струится еле заметный ручеек. Пройдя несколько озёр, ручеек набирает силу и вырастает в небольшую речку.

Но вот и первая наша остановка «Историческая», где мы пересядем на катер.

Мы должны знать не только современность, но и прошлое нашей страны. Это сейчас по Волге ходят современные суда, способные везти груз много тонн, а раньше судно могло идти только по течению и под парусом при попутном ветре. Если ветра не было, судно тянули бурлаки.

Художник Репин более сто лет тому назад написал картину «Бурлаки на Волге».

(Слайд 3)

Это уже наша история.

- Что изображено на картине?

Знойный день, по раскаленному песку в вылинявших лохмотьях идут бурлаки, налегают на потемневшие от пота лямки. Волга была главной дорогой Русского государства, по ней велась торговля с дальними странами. К устью Волги приезжали купцы с Кавказа, Ирана, Индии. Суда с товарами тянули за канат бурлаки. Труд бурлака был невыносим, но приходилось соглашаться на любую работу, чтобы прокормить семью.

- Как идут бурлаки? Шаги их не похожи на шаги обычных людей. Налегая на лямку изо всех сил бурлаки выставляют вперёд то одну, то другую ногу. Чтобы шагать в ногу часто выкрикивали слова, ухали.

Далее наш путь пройдёт по водохранилищам.

- Для чего они нужны?

У плотин построили ГЭС – гидроэлектростанции.

(Слайд 4)

Следующая остановка Литературная. Многих поэтов и писателей вдохновляла Волга на создание произведений.

- Но мы с вами должны во всём видеть географический смысл.

Сем тысяч рек,
Ни в чем не равных:
И с гор стремящих бурный бег,
И меж полей в изгибах плавных
Текущих в даль – семь тысяч рек
Она со всех концов собрала-
Больших и малых – до одной,
Что от Валдая до Урала
Избороздили шар земной.

- О каких 7000 рек идет речь? Это притоки.

- Что такое приток?

У Волги двести притоков, хотя в неё несут свои воды 7000 рек. Самые крупные из притоков - Ока и Кама.

- Отметим их в контурной карте. Исток Оки – Среднерусская возвышенность. Исток Камы находится недалеко от Уральских гор.

Пройдем по Волге до Волгограда и сделаем ещё одну остановку Музыкальную.

Волга – необъятная, родная, песенная русская река.

Глянешь – ни конца ей нет ни края,

В синей дымке тонут берега.

- Вспомните, какие бывают реки по характеру течения?

- Сейчас вы прослушаете куплет из песни о Волге, и вы ответите, что можно предположить о характере течения реки, судя по музыке.

- Чем занимаются люди на её берегах?

Подходим к устью Волги, к Каспийскому морю. Здесь будет наша последняя остановка – Экологическая.

Волга очень нуждается в охране. Поэтому в месте впадения Волги в море создан Астраханский заповедник.

(Слайд 5)

Астраханский заповедник основан с целью охраны уникальной природы дельты реки Волги.
Здесь можно увидеть: лебедей, гусей, крякв, розовых пеликанов, крачек, , бакланов, белохвостых орланов, черных коршунов, ушастых сов, фазанов. А цапли в заповеднике – всех расцветок и размеров, какие есть в мире: большие и малые, серые, рыжие, желтые и даже ночные.

Во-вторых, это место нереста многих промысловых рыб, таких, как сазан, сом, жерех, вобла, красноперка, сельдь, осетровые.
В-третьих, Астраханский заповедник – это место, где растут такие редкие растения, как водяной орех, или чилим, и лотос.
Людей издавна изумляла красота лотоса, его крупный (до 30 см диаметром) цветок с нежными ярко-розовыми лепестками..

В России лотос сохранен только в Астраханском заповеднике. Лотос занесен в Красную книгу, потому что из-за осушения водоемов сократилась его численность.

- Можем ли мы от устья Волги попасть к себе в город? Внимательно следите за моей указкой.

Записывают тему урока.

Дети показывают реку по атласам и карте.

Отмечают реку в контурной карте.

Рассматривают картину, отвечают на вопросы.

Ученик читает отрывок из стихотворения А. Твардовского «За далью даль».

Отвечают на вопросы.

Слушают куплет песни в исполнении Л.Зыкиной.

Отвечают на вопросы.

Первичное обобщение.   Выполняют практическую работу в тетрадях.
Систематизация знаний. Цель. Добиться повышения уровня осмысления материала, глубины его понимания. Развитие соответствующих навыков и умений.

Прежде, чем выходить из катеров, проверим ваши билеты.

1. Исток Волги:

А) Валдайская возвышенность.

Б) Среднерусская возвышенность.

В) Уральские горы.

2. Устье Волги:

А) Белое море.

Б) река Кама.

В) Каспийское море.

3. Самые крупные притоки Волги:

А) Оскол, Северский Донец.

Б) Ока, Кама.

В) Дон, Днепр.

4. Заповедник – это:

А) Станция для выработки электроэнергии.

Б) Станция для производства чистой воды.

В) Охраняемые территории.

Выполняют тестовые материалы.
Подведение итогов и оценивания. Цель. Подведение итогов работы на уроке. Определение положительных моментов и недостатков в работе на уроке. Определение учащимися успешности работы на уроке.

Итог. Волга – это не просто река, это история, культура, музыка и любовь всей России.

 
Информации о домашнем задании. Цель. Определение значимости домашнего задания для успешности следующего урока.

С. 162-165, отвечать на вопросы плана.