Цели:
- Образовательная: познакомить учащихся с особенностями географического положения реки Волги, её ролью в истории страны, хозяйственным значением.
- Коррекционно-развивающие: формировать целенаправленную познавательную деятельность, развивать целостность восприятия.
- Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, развивать любознательность, интерес к географии.
Оборудование: карта, атласы, карточки, презентация (см. Приложение).
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент. | Цель. Организовать рабочую
обстановку на уроке, формирование привычки к быстрому переходу от
отдыха во время перемены к рабочему состоянию во время урока.
Организация взаимного приветствия. Проверка готовности учащихся к уроку. Проверка готовности классного помещения. Минутка чтения. Коррекционное упражнение. Восстановить слова: рула, вккааз, лтаай, яаысн. |
Проверяют свою готовность.
Приветствуют учителя. Читают. |
2. Проверка домашнего задания. | Цель. Выявить степень усвоения
изученного материала.
Географическая эстафета. Показать на карте изученные географические объекты. Индивидуальная работа с учащимися. Промежуточная оценка. |
Отвечают.
Показывают в настенной карте. |
3. Физкультурная минутка. | Цель. Предупреждение переутомления.
А) Разминка. Б) Упражнение для глаз. |
Выполняют упражнения. |
4. Изучение нового материала. | Цель. Давайте соберёмся в путь.
Чтобы путешествовать, нужен путевой журнал, чтобы записывать свои наблюдения – это наши тетради. Запишем тему урока. На доске у нас план описания реки, который будет нам служить планом маршрута, и пригодится в будущем, по нему мы будем описывать другие реки План описания реки:
- Лодки есть, но путешественникам нужна карта. Нам с вами необходимо научиться показывать реку по карте. Начинать нужно с истока. Исток Волги – Валдайская возвышенность. Ведем указкой по всем изгибам реки до устья. Устье реки – Каспийское море. - Давайте отметим наш маршрут в контурной карте. - А теперь в путь. На лодках мы поплывём сначала по маленькому ручейку, который начинается в краю лесов, озер и болот на Валдайской возвышенности. (Слайд 1, 2) У истока Волги стоит бревенчатый домик, в нем есть колодец, в глубине его видно тихое биение ключа, из которого струится еле заметный ручеек. Пройдя несколько озёр, ручеек набирает силу и вырастает в небольшую речку. Но вот и первая наша остановка «Историческая», где мы пересядем на катер. Мы должны знать не только современность, но и прошлое нашей страны. Это сейчас по Волге ходят современные суда, способные везти груз много тонн, а раньше судно могло идти только по течению и под парусом при попутном ветре. Если ветра не было, судно тянули бурлаки. Художник Репин более сто лет тому назад написал картину «Бурлаки на Волге». (Слайд 3) Это уже наша история. - Что изображено на картине? Знойный день, по раскаленному песку в вылинявших лохмотьях идут бурлаки, налегают на потемневшие от пота лямки. Волга была главной дорогой Русского государства, по ней велась торговля с дальними странами. К устью Волги приезжали купцы с Кавказа, Ирана, Индии. Суда с товарами тянули за канат бурлаки. Труд бурлака был невыносим, но приходилось соглашаться на любую работу, чтобы прокормить семью. - Как идут бурлаки? Шаги их не похожи на шаги обычных людей. Налегая на лямку изо всех сил бурлаки выставляют вперёд то одну, то другую ногу. Чтобы шагать в ногу часто выкрикивали слова, ухали. Далее наш путь пройдёт по водохранилищам. - Для чего они нужны? У плотин построили ГЭС – гидроэлектростанции. (Слайд 4) Следующая остановка Литературная. Многих поэтов и писателей вдохновляла Волга на создание произведений. - Но мы с вами должны во всём видеть географический смысл.
- О каких 7000 рек идет речь? Это притоки. - Что такое приток? У Волги двести притоков, хотя в неё несут свои воды 7000 рек. Самые крупные из притоков - Ока и Кама. - Отметим их в контурной карте. Исток Оки – Среднерусская возвышенность. Исток Камы находится недалеко от Уральских гор. Пройдем по Волге до Волгограда и сделаем ещё одну остановку Музыкальную. Волга – необъятная, родная, песенная русская река. Глянешь – ни конца ей нет ни края, В синей дымке тонут берега. - Вспомните, какие бывают реки по характеру течения? - Сейчас вы прослушаете куплет из песни о Волге, и вы ответите, что можно предположить о характере течения реки, судя по музыке. - Чем занимаются люди на её берегах? Подходим к устью Волги, к Каспийскому морю. Здесь будет наша последняя остановка – Экологическая. Волга очень нуждается в охране. Поэтому в месте впадения Волги в море создан Астраханский заповедник. (Слайд 5) Астраханский заповедник основан с целью
охраны уникальной природы дельты реки Волги. Во-вторых, это место нереста многих
промысловых рыб, таких, как сазан, сом, жерех, вобла, красноперка,
сельдь, осетровые. В России лотос сохранен только в Астраханском заповеднике. Лотос занесен в Красную книгу, потому что из-за осушения водоемов сократилась его численность. - Можем ли мы от устья Волги попасть к себе в город? Внимательно следите за моей указкой. |
Записывают тему урока.
Дети показывают реку по атласам и карте. Отмечают реку в контурной карте. Рассматривают картину, отвечают на вопросы. Ученик читает отрывок из стихотворения А. Твардовского «За далью даль». Отвечают на вопросы. Слушают куплет песни в исполнении Л.Зыкиной. Отвечают на вопросы. |
Первичное обобщение. | Выполняют практическую работу в тетрадях. | |
Систематизация знаний. | Цель. Добиться повышения уровня
осмысления материала, глубины его понимания. Развитие
соответствующих навыков и умений.
Прежде, чем выходить из катеров, проверим ваши билеты. 1. Исток Волги: А) Валдайская возвышенность. Б) Среднерусская возвышенность. В) Уральские горы. 2. Устье Волги: А) Белое море. Б) река Кама. В) Каспийское море. 3. Самые крупные притоки Волги: А) Оскол, Северский Донец. Б) Ока, Кама. В) Дон, Днепр. 4. Заповедник – это: А) Станция для выработки электроэнергии. Б) Станция для производства чистой воды. В) Охраняемые территории. |
Выполняют тестовые материалы. |
Подведение итогов и оценивания. | Цель. Подведение итогов работы на
уроке. Определение положительных моментов и недостатков в работе на
уроке. Определение учащимися успешности работы на уроке.
Итог. Волга – это не просто река, это история, культура, музыка и любовь всей России. |
|
Информации о домашнем задании. | Цель. Определение значимости
домашнего задания для успешности следующего урока.
С. 162-165, отвечать на вопросы плана. |