Ход урока
1. Стадия вызова.
На доске демонстрируется портрет Александра I и зачитывается стихотворение А.С.Пушкина – с ученикам предлагается высказаться и обсудить тему. В данном случае по итогам беседы – заполняется 1 графа таблицы.
Он человек! Им властвует мгновение.
Он раб молвы, сомненья и страстей.
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал Лицей.
(А.С. Пушкин)
Таблица:
Знаю | Хочу знать | Узнал |
2. Изучение нового материала.
План:
- Итоги внутренней политики 1801-1815 гг.
- Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг.
Понятия:
- Конституция.
- Неприкосновенность личности.
- Гражданские свободы.
- Независимость.
- Самостоятельность.
- Автономия.
Хронология:
- 1815 год – принятие польской конституции.
- 1820 год – проект «Уставной грамоты» Новосильцева.
- 1822 год – запрет деятельности тайных организаций.
1. Итоги внутренней политики в 1801 – 1815 гг.
- Александр I вступил на престол в результате дворцового переворота и убийства заговорщиками его отца Императора Павла I.
- Александр I собрал вокруг себя кружок «молодых друзей», который получил название «Негласного комитета».
- За полтора года этот комитет создал план основных преобразований, и два вопроса обсуждались особенно горячо: отмена крепостного права и введение конституции.
- В 1801 году было разрешено покупать земли лицам недворянского происхождения.
- В 1803 г. вышел указ о «вольных хлебопашцах».
- В 1803-1807 годах М.М. Сперанский был директором департамента Министерства внутренних дел и участвовал в редактировании всех важных законов. С 1808 года он стал ближайшим советником Александра I по всем вопросам внутренней политики.
2. Внутренняя политика в 1815 – 1825 гг.
- После победы в войне русское общество ждало от императора каких-то необычных решений, действий, направленных на облегчение участи героического народа, спасшего страну от захватчиков.
- Крестьянский вопрос оставался и главным и самым сложным.
- Александр I попытался решить его способом несколько неожиданным. Было принято решение о создании военных поселений.
- Солдаты селились здесь же на тех же правах.
- Военные поселяне несли воинскую службу и работали на поле.
- Управление страной легло на Комитет министров, а точнее на А.А.Аракчеева.
- Одновременно Александр I приказал о начале работы над проектом конституции
- Он верил, что конституция сделает Россию более просвещенным, цивилизованным государством.
- К весне 1820 был подготовлен проект конституционной хартии (документ).
- Высшая законодательная власть осталась бы в руках монарха, но он разделил бы её с органом народного представительства, состоящим из Сената (верхняя палата) и Собрания представителей (нижняя палата).
- Исполнительная власть вручалась Государственному Совету в составе Общего собрания и Комитета министров.
- Кроме того, подданные России получали некоторые политические свободы, права личности, собственности, печати.
- Разработкой этого проекта реформаторские усилия Александра I и ограничились он был вынужден отказаться от своего любимого помощника.
- Сперанского отправили в ссылку.
- Говоря о преобразованиях в России, Александр ставил трудные задачи.
- Момент для преобразований был выбран неудачно.
- Император не нашел в России серьезной поддержки.
- Александр отказался от воспитания соответствующего общественного мнения.
- Он не мог опереться ни на общество, ни на государственный аппарат.