Урок по истории в 8-м классе на тему "Внутренняя политика Александра I"

Разделы: История и обществознание


Ход урока

1. Стадия вызова.

На доске демонстрируется портрет Александра I и зачитывается стихотворение А.С.Пушкина – с ученикам предлагается высказаться и обсудить тему. В данном случае по итогам беседы – заполняется 1 графа таблицы.

Он человек! Им властвует мгновение.
Он раб молвы, сомненья и страстей.
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал Лицей.

(А.С. Пушкин)

Таблица:

Знаю Хочу знать Узнал
     

2. Изучение нового материала.

План:

  1. Итоги внутренней политики 1801-1815 гг.
  2. Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг.

Понятия:

  1. Конституция.
  2. Неприкосновенность личности.
  3. Гражданские свободы.
  4. Независимость.
  5. Самостоятельность.
  6. Автономия.

Хронология:

  1. 1815 год – принятие польской конституции.
  2. 1820 год – проект «Уставной грамоты» Новосильцева.
  3. 1822 год – запрет деятельности тайных организаций.

1. Итоги внутренней политики в 1801 – 1815 гг.

  • Александр I вступил на престол в результате дворцового переворота и убийства заговорщиками его отца Императора Павла I.
  • Александр I собрал вокруг себя кружок «молодых друзей», который получил название «Негласного комитета».
  • За полтора года этот комитет создал план основных преобразований, и два вопроса обсуждались особенно горячо: отмена крепостного права и введение конституции.
  • В 1801 году было разрешено покупать земли лицам недворянского происхождения.
  • В 1803 г. вышел указ о «вольных хлебопашцах».
  • В 1803-1807 годах М.М. Сперанский был директором департамента Министерства внутренних дел и участвовал в редактировании всех важных законов. С 1808 года он стал ближайшим советником Александра I по всем вопросам внутренней политики.

2. Внутренняя политика в 1815 – 1825 гг.

  • После победы в войне русское общество ждало от императора каких-то необычных решений, действий, направленных на облегчение участи героического народа, спасшего страну от захватчиков.
  • Крестьянский вопрос оставался и главным и самым сложным.
  • Александр I попытался решить его способом несколько неожиданным. Было принято решение о создании военных поселений.
  • Солдаты селились здесь же на тех же правах.
  • Военные поселяне несли воинскую службу и работали на поле.
  • Управление страной легло на Комитет министров, а точнее на А.А.Аракчеева.
  • Одновременно Александр I приказал о начале работы над проектом конституции
  • Он верил, что конституция сделает Россию более просвещенным, цивилизованным государством.
  • К весне 1820 был подготовлен проект конституционной хартии (документ).
  • Высшая законодательная власть осталась бы в руках монарха, но он разделил бы её с органом народного представительства, состоящим из Сената (верхняя палата) и Собрания представителей (нижняя палата).
  • Исполнительная власть вручалась Государственному Совету в составе Общего собрания и Комитета министров.
  • Кроме того, подданные России получали некоторые политические свободы, права личности, собственности, печати.
  • Разработкой этого проекта реформаторские усилия Александра I и ограничились он был вынужден отказаться от своего любимого помощника.
  • Сперанского отправили в ссылку.

  1. Говоря о преобразованиях в России, Александр ставил трудные задачи.
  2. Момент для преобразований был выбран неудачно.
  3. Император не нашел в России серьезной поддержки.
  4. Александр отказался от воспитания соответствующего общественного мнения.
  5. Он не мог опереться ни на общество, ни на государственный аппарат.