"Формирование устойчивых духовно-нравственных качеств личности младшего школьника в учебно-воспитательном процессе

Разделы: Внеклассная работа


Актуальность проблемы формирования духовно-нравственной личности.

Приоритетный национальный проект «Образование», реализуемый министерством, базируется на воспитании. Впервые в нём юридически закреплён статус классного руководителя. И моё глубокое убеждение, что мы – классные руководители – можем внести огромный вклад в воспитание подрастающего поколения, а значит в будущее нашей страны, её благополучие.

Общество хочет видеть современного человека образованным и глубоко нравственным. Недаром в закон РФ «Об образовании» внесена поправка, что основной задачей образования является формирование духовно-нравственной личности. Именно духовно-нравственное воспитание я взяла за основу своей работы как классного руководителя.

После рождения дочери, я целиком посвятила себя её воспитанию. Общалась только с близкими людьми и жила, можно сказать, в маленьком добром мирке, который назывался семьёй. Мне казалось, что во всём мире так же царит гармония, покой и любовь. Но когда я пришла работать в школу, то поняла, что ошибалась. И в настоящее время нравственные ориентиры оказались смятыми, а подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности.

В 2002 году проходило научное исследование «Социально – педагогические факторы успешности обучения и воспитания младших школьников». В опросе приняли участие 140 педагогов из 6 регионов РФ. На вопрос: «Что вы считаете главным в учебно-познавательном процессе?» только 24% педагогов назвали главным формирование духовно-нравственных ценностей. В ответах учителей начальной школы на вопрос о том, какие личностные качества в учениках воспитать не удаётся или удаётся плохо, чаще всего звучали те качества, которые определяются духовно-нравственными ценностями детей: доброта, отзывчивость, искренность, сострадание, умение сопереживать и сочувствовать. Это такие качества личности, которые имеют глубинную природную основу и слабо компенсируются другими качествами.

Педагоги отметили, что испытывают значительные затруднения в воспитании у детей нравственных качеств. И в то же время большинство опрошенных проблему формирования духовно-нравственных ценностей поставили на последнее место по степени значимости в учебно-воспитательном процессе. Возникает противоречие! Мы хотим вырастить порядочных, высоко духовных детей, но отводим этой проблеме самое последнее место в учебно-воспитательном процессе? Почему же так происходит? Более пристальное исследование этого вопроса показало, что отчасти за этим скрывается неосознанное желание «не видеть» проблему.

Поэтому я поставила перед собой, как перед классным руководителем, задачу не просто вырастить, а правильно воспитать детей, вложить в них помимо знаний ещё и духовные ценности, которые будут сопровождать их на всём жизненном пути, не сбивая на кривую дорогу, ведущую в ад. Воспитать так, чтобы научить любить свою землю, жить в мире и согласии с окружающими, быть терпимыми, толерантными, добрыми. Патриотами, наконец. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

Актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на ещё только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность-это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К.Д.Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

В-четвёртых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности.

Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.

Цель работы: содействовать формированию устойчивых духовно-нравственных свойств личности младших школьников в учебно-воспитательном процессе.

В соответствии с целью мною поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать состояние проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников в научной литературе.
  2. Разработать план воспитательной работы, основным направлением которого будет развитие духовно-нравственных качеств личности школьника.
  3. Подобрать методы и приёмы работы по формированию духовно- нравственных качеств младших школьников в учебной деятельности.
  4. Провести диагностику уровня нравственной воспитанности учащихся.
  5. Проанализировать свою воспитательную работу в классе, выявить её достоинства и недостатки.

Краткое изучение истории данного вопроса. Сущность и природа нравственности

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)».

В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного.» «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести».

С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».

Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека».

В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответствии со своим идеалом. В отличие от права, которое также имеет дело с областью взаимоотношений людей, но опираясь на принуждение со стороны государства. Мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать. Из всего этого мы можем сделать вывод, что взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не «ударив лицом в грязь».

А что же говорить о детях? Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека».

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».

О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного воспитания.

О нравственности человека обычно судят по его поведению, но поведение - понятие весьма широкое и охватывает все стороны жизнедеятельности личности. Поэтому для раскрытия его нравственной сущности необходимо выделить какую-то наименьшую единицу, которая сохраняла бы свойства целого. Такой наименьшей единицей поведения может служить поступок.

Под поступком понимают какое-либо действие или состояние человека, но всякое действие или состояние становится поступком только при условии, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями, мотивами и намерениями личности. При этом нравственными должны быть как сами по себе действия или состояния, так и порождающие их мотивы и цели. Таким образом, под поведением понимают совокупность поступков человека, выделяя при этом внешние действия и внутреннюю обусловленность поступков, то есть их мотивацию, переживание.

Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в ее общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию. Нравственная ценность личности заключается в ее готовности утверждать этические идеалы общества в избранной области деятельности.

Проанализировав этот вопрос, можно прийти к выводу, что основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Отсюда следует, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения (мотивы), как привычные формы поведения.

Привычное поведение формируют многократно повторенные действия. Оно стабильно позволяет человеку в одинаковых, похожих условиях действовать всегда так, как нужно.

Сущность моего опыта.

Сущность моего опыта заключается в том, что, взяв в 2005 году первый класс, я поставила перед собой цель: сформировать духовно-нравственные качества личности младших школьников в учебно-воспитательном процессе. И за 4 года работы с детьми в этом направлении я добилась заметных положительных результатов в достижении поставленной цели. В этом году, выпуская детей, я уверена, что ребята моего класса отличаются особыми качествами: добротой и отзывчивостью по отношению к людям, искренностью, умением тонко чувствовать, сопереживать и помогать друг другу в трудной ситуации, любящими свой край и свою родину. Я горжусь своими учениками. На пути к победе над злом, безразличием и невоспитанностью нам встречались конфликты, непонимание, обиды. Но вместе с детьми, не оставляя ни одну проблему без внимания, мы всё же стали духовно-нравственными детьми. Конечно, этот путь становления «настоящих людей» ещё не закончен. Но я верю, что каждый мой ученик никогда уже не свернёт с правильной дороги.

Содержание опыта.

Свою работу в воспитательном направлении я начала в августе, ещё до встречи со своими подопечными. И сначала я составила для себя алгоритм действий:

  1. Посетить семьи будущих учащихся с целью знакомства с родителями и детьми, установления первичного контакта с ними и выявления уровня воспитанности членов семьи через беседу и наблюдение (август).
  2. Провести начальную диагностику уровня духовно-нравственного развития (сентябрь)
  3. Составить систему классных часов, основным направлением которых будет духовно-нравственное развитие качеств личности ребёнка (сентябрь)
  4. Вести целенаправленную, систематическую воспитательную работу по составленному плану (в течение года)
  5. Подобрать методы и приёмы духовно-нравственного воспитания в учебном процессе (в течение года)
  6. Подвести итоги работы, сделать анализ результатов (с помощью диагностики) в конце учебного года и наметить план воспитательной работы на следующий учебный год (в конце года)

Для достижения генеральной цели – воспитать в каждом ученике духовно-нравственную личность – при составлении плана воспитательной работы в классе я наметила основные блоки, опираясь на которые и строилась воспитательная работа.

1-й блок. «Я и окружающие меня люди»
2-й блок. «Я – культурный человек»
3-й блок. «Общечеловеческие нормы нравственности»
4-й блок. «Я – гражданин России»

Все 4 блока гармонично переплетаются в течение учебного года. В каждом классе (1-4) на проведение классных часов отводится 34 часа (1 раз в неделю)

Планирование воспитательной работы в классе составлено с учётом следующих принципов:

  1. системности (воспитательный процесс как сложная система, состоящая из совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов: это люди - классный руководитель, учащиеся, их родители, другие взрослые; единые цели, формы и способы совместной деятельности; общие критерии, показатели, анализ и оценка состояния и результатов воспитательного процесса)
  2. научности (при построении воспитательной работы опираться на научные представления о сущности, движущих силах и закономерностях процесса воспитания и развития ребёнка)
  3. доступности (учёт возрастных особенностей, подбор оптимальных методов, приёмов и форм воспитательной работы)

Используемая литература:

  1. Притчи, сказки, былины, мифы, классическая художественная литература.
  2. Поэзия, афоризмы.
  3. Научно-популярная литература по этике, истории, психологии, педагогике.
  4. Журналы «Воспитание школьников», «Семья и школа», «Классный руководитель».
  5. Книги и брошюры по этикету.
  6. Различные по назначению словари.

Полностью текст работы приведен в Приложении 3.

Работа сопровождается презентациями:

презентация опыта работы классного руководителя – Приложение 1, классный час "Что самое главное в жизни" – Приложение 2.