Цели.
- Продолжить формирование навыков правописания сочетаний жи-ши, цы-ци.
- Развивать орфографическую зоркость, внимание, память, мышление.
- Воспитывать наблюдательность, аккуратность.
Оборудование: Карточки для слабых учеников, сигнальные карточки, картинки: стрижи, ужи, ежи, чижи, мыши, жираф, ребус-ужин, кроссворд, лабиринт - жи-ши, высказывание Р.Декарта.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Проверка домашнего задания.
На доске ребёнок написал задание, затем все проверяют.
3. Сообщение темы и цели урока.
Уч. Что нам необходимо для успешной работы?
Д. Хорошее настроение.
Уч. Что может быть визитной карточкой хорошего настроения?
Д. Улыбка.
Уч. Улыбнитесь друг другу и приступим к работе.
На доске высказывание: Р.Декарта “Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять” Как вы думаете, какое имеет отношение к нашему уроку? (Верно. Полученные ранее знания мы должны правильно применять)
Пока работаем устно - 4 ученика по карточкам. (Индивид.по выбору учителя)
На доске слова в ед.ч. нужно назвать во мн.ч.
Шалаш -……
Крыша -……
Лужа -…….
Карандаш -…..
Этаж -….
Нож -…..
Чиж -…..
Малыш -….
- Какой последний звук вы услышали?
- Какое правило мы должны вспомнить, чтобы не ошибиться при написании слов с сочетаниями жи, ши?
Знаем твёрдо: жи и ши.
Пишем только с буквой и.
На доске записаны слова с сочетаниями цы-ци. Вставить пропущенные буквы. (Сигнальными карточками проверяем)
Птенц…,принц…,пальц…,ц…фры,ц…плёнок,ц…ган,ц…ц,ц…нк,ц…рк,огур-ц…, ц…почки.
- Когда и или ы?
- Вот этим сегодня на уроке и займёмся.
Продолжим формировать навыки правописания сочетаний жи-ши,цы-ци.
4. Правило.
Сегодня праздник сочетаний жи-ши.
Давайте напишем имена виновниц праздника и слова.
Сначала подготовим наши пальчики к письму.
Зарядка для пальчиков.
Чистописание.
Жи Ши
Жираф
Жираф распорядитель праздника.
Составьте предложение с этим словом.
На праздник собрались чижи, стрижи, мыши, ежи, ужи.
Найдите в классе их и запишите, кто был на празднике?
- Подчеркните сочетания жи-ши. Какое правило написания этих сочетаний вы знаете?
Правило. (Ученик рассказывает)
Звуки ж, ш всегда твёрдые, но в сочетаниях жи, ши не пишется буква ы! (Жил, шил, ошибка) ( Так договорились люди между собой. Когда-то, очень давно, звуки ж и ш в нашем языке были мягкими, и с тех пор осталось правило: в сочетаниях жи-ши только и всегда пиши!)
5. Упражнение в написании слов с сочетаниями жи-ши.
- Распорядитель праздника жираф предложил каждому придумать интересное задание на правило жи-ши.
Угадайте, кто выступал первым? Доскажите словечко.
Кот живёт у нас на крыше,
А в чулане живут….(мыши).
- Мыши думали-думали и решили вас проверить. Как вы знаете словарные слова?
- Исправьте ошибки:
Малоко, сопаги, класс, оващи, адежда, завот,дижурный,горох,сахор, плоток.
- Запишите, поставьте ударение и подчеркните безударную гласную.
Работа с фразеологизмами.
Игра “Фотоглаз”
Прочитайте, найдите словарное слово, запишите и объясните фразеологизм.
1. Яблоку негде упасть.
2. Воробью по колено.
3. Заячья душа.
4. Язык заплетается.
5. Прокатить с ветерком.
- Стихотворение прочитали мыши и просят найти слова с сочетаниями жи-ши.
Чуть колыша камыши,
Дремлет озеро в тиши.
Отраженья в нём живут:
Туши в озере плывут,
Бор сосновый, как живой
Дремлет книзу головой!
- Сколько слогов? Почему?
Мыши решили отдохнуть.
Физминутка. (Мыши)
- Потом стрижи и чижи выступали. Они принесли круг-лабиринт и просят из слогов составить и выписать только те слова, которые оканчиваются на жи.
Моржи, стрижи, чижи, ужи, ежи.
Ребус (ужин).
6. А ужи предлагают открыть учебник стр.122 упр.158.
Списать, прочитать быстро.
Физминутка для глаз.
- И, наконец, ежи. Они придумали кроссворд.
1. Сами крошки, боятся кошки, под полом живут, туда всё несут.
2. Животное с длинной шеей.
3. К розе не подпускает, от всех её защищает.
4. Где упрётся хвостом, станет дырка потом.
5. Ходят с края на край, режут чёрный каравай.
6. Белые горошки на зелёных ножках.
- Если вы все заполните правильно, то в выделенных клеточках по вертикали прочтёте отгадку на загадку К.И.Чуковского.
“Маленькие домики по улице бегут,
Мальчиков и девочек по улице везут” (машины).
7. Самостоятельная работа: стр.124,упр.161 (ученик у доски). Проверка
8. Домашнее задание: стр.122, упр.159, правило.
9. Оценки.
10. Итог урока.
- Праздник закончился.
- Чему учились на уроке?
- Ребята, чьё задание понравилось больше всего?
- Как пишутся слова с сочетаниями жи-ши?
- Когда пишем цы? А когда ци?
- Назовите слова исключения?
- В подарок за хорошую работу. Я дарю вам загадку с волшебным словом.
Живёт без тела,
Говорит без языка.
Никто его не видит,
А всякий слышит. (Спасибо)