Пояснительная записка
"Если ученик в школе не научился
сам ничего творить,
то и в жизни он всегда будет только подражать,
копировать, так как мало таких, которые бы,
научившись копировать, умели сделать
самостоятельное приложение этих сведений".
Л.Н. Толстой
Основной целью школьного математического образования является интеллектуальное развитие и формирование качеств мышления учащихся, необходимых для полноценной жизни в обществе.
Как можно заставить ребенка поверить в свои силы, в то, что всегда есть надежда на разрешимость любой ситуации? Просто заставить его пройти через определенные трудности, а не подавать ему все в готовом виде. Но увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься еще и над тем, как поддержать у детей интерес к изучаемому материалу и их активность на протяжении всего урока. Давно было замечено, что не только плохо успевающие, но даже многие отличники совершенно не соотносят сведения о внешнем мире, полученные на одном уроке со сведениями о том же предмете, которые им сообщают на других уроках. Из этого следует вывод, что большинство наших учеников в процессе обучения не использует важнейшую, интеллектуальную способность человека – способность к сравнению, анализу и классификации получаемой извне информации. Этому мешает перегруженность ребёнка; возрастная неподготовленность к восприятию тех или иных абстрактных понятий (непонятное и ненужное в повседневной жизни можно только зазубрить - чтобы забыть сразу же после того, как тема будет изучена); неподготовленность ребёнка к работе с учебником. В связи с этим я поставила перед собой следующие задачи: помочь учащимся усвоить всю совокупность фактов и явлений в их развитии; заинтересовать учащихся учебой; повысить практическую направленность обучения; научить переносить знания от одного предмета к другому; снять монотонность урока и перегрузку учащихся; повысить интерес к математике.
Для осуществления поставленной задачи я применяю элементы модульного обучения на уроках математики. Чтобы привить интерес к предмету, стараюсь подобрать необычные задания, которые помогают ребятам развивать свои творческие способности: кодированные задания, практические задачи из жизни, составление задач и т.д.
С понятиями "уравнение", "корень уравнения" учащиеся знакомы и умеют их решать. В курсе математики 6 класса ребята знакомятся с рациональными числами, правилом раскрытия скобок, определяют коэффициент выражения. Все эти умения и навыки применяются при решении уравнений. У учащихся формируются умения использовать аппарат уравнений как средство для решения задач.
Модуль: Решение уравнений (13 ч.)
Цель: Сформулировать правила раскрытия скобок и научиться применять при вычислении выражений и решении уравнений, научить находить коэффициент произведения; научить приводить подобные слагаемые; сформировать умения и навыки решать уравнения и составлять уравнения при решении задач
Модуль 1-5 Раскрытие скобок (2 ч.)
Модуль 6-7 – Коэффициент (2 ч.)
Модуль 8-10-Приведение подобных слагаемых (2 ч.)
Модуль 11-12-Решение уравнений (2 ч.)
Модуль 13-14-Решение задач с помощью уравнений (2 ч.)
Модуль15 –Решение уравнений с помощью модуля (1 ч.)
Модуль 16- Зачет по теме: "Уравнения" (1 ч.)
Модуль 17 - Контрольная работа.
М 10. Уравнение.
Цель: обобщить знания и умения, применять способ переноса слагаемых из одной части уравнения в другую, научиться решать линейные уравнения, решать задачи с помощью составления уравнений; решать уравнения с помощью основного свойства пропорции, научиться решать уравнения, содержащие неизвестную величину под знаком модуля.
I. Актуализация опорных знаний.
1. Повтори и запомни:
Раскрытие скобок | А*(В+С)=А*В+А*С | Распределительное свойство "фонтанчик" |
+ |
(а – в + с ) = а – в + с | "джентльмен" |
- |
-(а – в + с ) = -а + в - с | "разбойник" |
При сложении двух чисел Ты на знаки посмотри! Если одного названья, Модули ты их сложи! И перед суммой непременно Ты поставь их "общий знак". |
Если разного названья, |
Вычитание сложением Мы заменим без проблем! Как из трех нам вычесть восемь, Это ведь известно всем: Надо выполнить сложение чисел три и минус восемь! |
Если уж захочется очень вам сложить числа отрицательные, нечего тужить: Надо сумму модулей Быстренько узнать. К ней потом знак "минус" взять да приписать |
Умножение и деление "+" - друг "-" - враг |
Друг моего врага –мой враг (+) * (-) = ( -) враг моего врага мой друг (-) * (-) = (+) враг моего друга – мой враг (-) * (+) = (+) |
2. Опрос-беседа.
- Что называется уравнением?
- Что называется корнем уравнения?
- Что значит: "решить уравнение"?
- Всегда ли уравнение имеет корни?
- Как найти неизвестное: уменьшаемое, вычитаемое, множитель, делитель, делимое.
II. Формирование умений и навыков учащихся.
Модуль | Учебный материал с указанием заданий | Рекомендации по выполнению |
М 11 | 1) 4*(х+5)=12 (х+5)=3 х=3-5 х=-2 Проверка: 4*(-2+5)=12 -2+5=3 3=3 Ответ: х=3 |
Рассмотрите пример. Комментируйте каждый шаг. Вывод: сформулируй и запиши в тетрадь Рассмотри в п. 42 учебника примеры 1-2 Устно: №1298,1299 |
Алгоритм решения
уравнения: Реши самостоятельно: 1)3*(х-5)=2*(х+4) 2)12*(у-2)=3*(2у-8)+9 3)4*(2а+3)-5*(5-4а)=(2-3а)*(-9) |
Разбери алгоритм .По алгоритму реши уравнение. Проверь решение (подробное решение на закрытой доске или экране) Оцени себя: "5"-нет ошибок "4"-одна ошибка "3"-две ошибки Оцени степень усвоения материала: "+" - усвоил полностью, могу применять, "+/-" - усвоил полностью, но затрудняюсь в применении "0" - усвоил частично "-" - ничего не понял Подсчитать количество знаков. |
|
Закрепление: №1300 (1 столбик) решаем у доски №1300 (2столбик) выполни самостоятельно |
Оцени соседа: взаимопроверка. Поставь оценку"5"-нет ошибок, "4"-одна ошибка,"3"-две ошибки |
|
Послушай учителя: 1/3 х+12=х 1/3х*3+12*3=х*3 (умножим обе части уравнения на 3, чтобы избавиться от дробного коэффициента) х+36=3х (перенесем в левую часть 3х, а в правую 36, изменив знаки) х-3х=-36 (приведем подобные слагаемые) -2х=-36 (разделим произведение на известный множитель) х=18. Ответ :х=18 |
Оцени степень усвоения материала. Если "0" и "-", почитай п. 42 примеры 3-4. Вывод запиши в тетрадь. Выполни №1301.Оцени и поставь оценку. |
|
Проверь свои знания: 1 вариант 2 вариант №1302 а, в; №1303 а, в, д, ж; №1302 б, г; №1303 б, г, е,з |
Проверь решение с комментированием. Оцени себя. Поставь оценку. | |
Итог урока: Оцени степень сложности урока: "+"- легко "0"-обычно "-"- трудно |
Подсчитай количество оценок за урок, найди среднее арифметическое. Запиши домашнее задание: п. 42 № 1325, № 1326 (1 столбик) |
“Настрой на творчество”
Закройте на минуту глаза. Постарайтесь переродиться заново.
То творческое “Я”, которое таилось в Вас длительное время, вдруг начинает вытеснять мир обыденности и стандартов, мир привычек и стереотипов.
Приготовьтесь посмотреть на мир другими глазами.
Оригинальность и фантазия, образность и юмор,
радость поиска и муки творчества – вот это и
будет вашим непременным спутником, когда вы
откроете глаза. Голова наполняется радостным
светом.
В глазах светло, как яркий солнечный свет.
Все трудности и помехи для Вас – мелочи.
Вы увлечены поиском нового. Ваши действия
неподражаемы.
Вы уже воплощение творчества и вдохновения.
Открывайте глаза и смотрите на мир заново.
Как Вы могли не замечать всего этого раньше?
Как раньше Вы могли погрязнуть в обыденное?
Теперь ваши действия неподражаемы.
Радостное возбуждение, прилив бодрости, прилив
вдохновения.
Вы сможете без устали творить, выдумывать, быть в
поиске.
Ваши способности невероятны!
Оглянитесь кругом, оцените всю прелесть этого
состояния!
Творческих успехов!
I. Выполни тест и построй дом (выполни рисунок)
Форма дома и цвет стен
1. Найдите коэффициент в произведении: 2,5х*(-2/5у)
а) -ху - прямоугольная, желтый
б) ху - квадратная, белый
в) 5/2ху - овальная, серый
г)-5/2ху - треугольная, красный
Форма крыши дома, ее цвет
2. Приведите подобные слагаемые:-8х+3у+2х-у
а) -6х-2у - треугольная, красный
б) 6х-2у - полукруглая, оранжевая.
б) -6х+2у - полукруглая, коричневый
г) -6х-2у - треугольная,серый
Форма окон, их количество
3. Решите уравнение:
а) -2 - 2 окна
б) 2 - 1 окно
в) -98 - 1 окно
г) -4 - 2 окна
Форма трубы, ее цвет, расположение.
4. Отец старше сына в 2 раза и на 25 лет старше дочери. Сколько лет дочери, если вместе им 95 лет?
а) 23 - прямоугольная, справа, черная
б) 24 - квадратная, слева, черная
в) 48 - прямоугольная, коричневая, слева
г) 16 - квадратная, справа, коричневая
Форма двери, расположение, цвет.
5. Решите уравнение:
5*(4-3х) - 4*(7-4х)=1,3
а) 0,3 - прямоугольная, справа, серый
б) -0,3 - прямоугольная, слева, серый
в) 9,3 - прямоугольная, справа, коричневый
г) -9,3 - прямоугольная, слева, коричневый
Забор, количество колышек, цвет.
6. Задумали натуральное число. Если к числу приписать справа 8, то оно увеличится на 116. Какое число задумали?
а) 10 – коричневый б) 12-зеленый в)16- серый г) 20-черный
Дерево, количество.
7. Упростите выражение:
2х-3+(5 - 6х-(-3х))
а) -х-2 – дуб, три
б) 2-х – береза, три
в) 2-7х – дуб – один
г) х+2 – береза,одна
II. Реши уравнение. Расположи ответы в порядке возрастания и расшифруй слово. Что оно означает?
Вариант 1 | Вариант 2 |
1) И | 1) Б |
2) Ч | 2) Д |
3)780: (х-24)+38=90 О | 3)(31-у:350)*8=200 Ь |
4)(2х+9+9х):4-26=45 С | 4)52-(5у+4+у):38=50 О |
5)2*(0,6х-3)=3*(-0,1х+3) Л | 5)4*(0,7х-4)=3*(-0,2х+6) Р |
Домашнее задание: составить тест с кодировкой ответа.