Цели урока:
- формирование технологии программирования циклических алгоритмов с использованием операторов цикла;
- развитие логического и абстрактного мышления;
- формирование самостоятельности и ответственности при работе с компьютером.
Тип урока:
- урок закрепления полученных знаний, умений и навыков.
Форма проведения урока:
- урок-путешествие.
Межпредметные связи:
- программирование,
- компьютерные технологии,
- информатика.
Средства обучения:
- среда программирования Turbo Pascal;
- раздаточный материал.
Оборудование:
- 10 компьютеров.
План урока:
- Организация начала занятия (2 мин.);
- Этап закрепления полученных знаний, умений и навыков (40 мин.);
- Подведение итогов урока (3 мин.).
Учащиеся должны знать:
- понятия цикл, тело цикла;
- типы циклов и их назначение;
- правила организации циклов;
- структуры циклов на языке программирования Turbo Pascal.
Учащиеся должны уметь:
- решать задачи с применением операторов цикла.
Ход урока
Сегодня мы с вами совершим путешествие по стране ЦИКЛ. Почему она получила такое название, вам должны подсказать выполненные на уроке задания.
А чтобы быстро справляться с заданиями, разделимся на две группы.
Любое путешествие начинается с подготовки. Вашу готовность, а именно знание особенностей работы операторов цикла, мы проверим следующим образом.
Вопросы:
- В каких случаях используется оператор цикла с параметром?
- Может ли тело оператора цикла с параметром не выполниться ни разу?
- Чему равно количество повторений тела оператора цикла с параметром, если параметр цикла принимает все целые значения от 1 до 10?
- Чему равно количество повторений тела оператора цикла с параметром, если параметр цикла принимает все целые значения от a до b?
- Можно ли в теле цикла с параметром не использовать величину – параметр цикла?
- Почему в программировании существует правило: нельзя изменять параметр цикла в теле цикла?
- Может ли тело цикла с предусловием не выполниться ни разу?
- Может ли тело цикла с предусловием выполняться бесконечное число раз?
- Может ли тело цикла с постусловием не выполниться ни разу?
- Может ли тело цикла с постусловием выполняться бесконечное число раз?
Прежде чем попасть в страну, нам необходимо преодолеть широкую реку. Что же делать? А вот и решение проблемы - недалеко от нас к берегу причалил катер, и его капитан, если мы правильно выполним несложное задание, согласен перевести нас на другую сторону.
<Приложение 1> Задание №1: найдите ошибки в приведенном коде программы:
1. PROGRAM Summa;
2. VAR
3. x, n, ans, i, p: Real;
4. c, f, k: Integer;
5. BEGIN
6. READ (n, x);
7. ans: = 1;
8. p: = 1;
9. f: = 1;
10. k := 1;
11. FOR i: = 1 TO n DO
12. begin
13. p := p*x*x;
14. f := f*(2*i - 1)*2*i;
15. i := i + 1;
16. k := -k;
17. ans := ans + k*p/f;
18. end;
19. c := i;
20. WRITELN (ans:0:6);
21. END.
Вы успешно справились с первым заданием – преодолели реку и оказались в необыкновенной стране ЦИКЛ.
А это что за запыхавшийся человечек с листочками бумаги? Это радушный житель страны, а на двух листочках у него задания, которые он просит нас помочь ему решить. Помогите радушному жителю.
<Приложение 2>, <Приложение 3> Задание №2: продемонстрируйте работу следующего фрагмента программы:
n := 8; | n := 8; | |||||||
s := 0; | s := 0; | |||||||
i := 0; | i := 0; | |||||||
WHILE | s < n DO | REPEAT | ||||||
BEGIN | i := i + 1; | |||||||
i := i + 1; | s := s + i; | |||||||
s := s + i; | UNTIL | s >= n; | ||||||
END; |
Посмотрите, перед нами великолепный замок. Но что за крики доносятся из-за ворот, что не поделили вон те смешные человечки с разными символами на одежде? У одних два числа, у других символы, а есть человечки, у которых символов так много, что они находятся буквально всюду.
Подойдем поближе и послушаем, о чем спорят человечки. Все просто: оказывается, они не могут друг с другом договорится. Придется человечкам помочь.
<Приложение 4> Задание №3: определить значение переменной ans после выполнения следующего кода программы:
PROGRAM Znach;
VAR
n, k, ans, m : Integer;
BEGIN
n := 3;
k := 10;
ans := 0;
m := 2*n;
REPEAT
n := n + trunc (n*k/10);
ans := ans + 1
UNTIL n >= m;
WRITELN (ans);
READLN;
END.
Следующая достопримечательность страны ЦИКЛ – заповедник с диковинными животными. Но познакомится с животными не просто – сначала следует выполнить задание. Группе первой справившейся с заданием предоставляется право первой посмотреть на одно из необычных животных.
<Приложение 5> Задание №4: сформулируйте условие задачи, решение которой приведено в данной программе:
PROGRAM Uslov;
VAR
k, n, s, m : Integer;
BEGIN
READLN (n);
m := n;
s := 0;
WHILE m > 0 DO
begin
k := m mod 10;
m := m div 10;
s := s + k;
end;
WRITELN (s);
READLN;
END.
Мы попали в столицу страны. Все в ней ходят с умным видом и решают разные сложные задачи. Чем сложнее задача, тем выше место в иерархии столицы занимает ее житель. Предлагаю вам в течение 20 минут проверить, какое место вам было бы отведено в столичной иерархии.
<Приложение 6> Задачи:
- Напечатать таблицу умножения на 7 (1 балл).
- По заданному вещественному значению x и целому значению n вычислите xn (2 балла).
- Дано число n. Из чисел 1, 4, 9, 16, 25, 36, 42, 64, 81 напечатать те, которые не превышают n (3 балла).
- Тремя операторами цикла описать вычисление N! (N! = 1*2*3* … *N) (3 балла).
Нам пора возвращаться домой. Что это? Охранник не хочет выпускать нас из страны до тех пор, пока мы не скажем пароль из шести символов. Каждый символ является любимым одного из четырех знатных жителей страны ЦИКЛ. Для того, чтобы узнать заветные шесть символов необходимо выполнить следующее задание.
<Приложение 7>, <Приложение 8> Задание №5: собрать код программы, которая выводит «столбиком» все целые числа от 20 до 35.
Вот и закончилось наше путешествие.
В ходе некоторые из вас отличились, и жители страны решили наградить их оценками.
Литература:
- Златопольский Д.М. Дидактические материалы по программированию: Оператор цикла с параметром. Операторы цикла с условием / Д.М. Златопольский. – М.: Чистые пруды, 2008. – 32 с.
- Андреева Е.В. Алгоритмизация и программирование в школьном курсе информатики // Информатика. Выпуск 1, 2. - 2008. - №14. – 48 с.
- Погодина Т.П. Сборник задач по программированию на языке Паскаль с решениями // Информатика, 2004. - №27-28. – 64 с.
- Информатика в школе. №6 – 2008. – М.: Образование и Информатика, 2008. – 96 с.