Известно, что одной из самых эффективных социальных сил, влияющих на формирование личности, является система образования, а в составе этой системы – подсистема дополнительного образования. Большой диапазон образовательного воздействия и уникальность методов воспитательного и психологического влияния делают ее одним из самых мощных средств в решении такой специфической задачи, как формирование в человеке качеств, соответствующих нравственным нормам и принципам человеческого общежития, на основе усвоенных национально-культурных традиций, наследия культурно-исторического опыта, актуализации межличностного взаимодействия.
Развитие системы дополнительного образования связывается со стремлением к общественному идеалу развития личности обучающегося человека, соответствующей образу, представленному в Концепции модернизации российского образования, в которой отмечается, что “развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны”.
Таким образом, социальная ситуация выдвигает на передний план личность, способную действовать универсально, владеющую культурой жизненного самоопределения. Достижение этой цели под силу дополнительному образованию, которое, в отличие от базового, традиционного, вооружает не суммой знаний учебных предметов, а целостной культурой, понимаемой как культура жизненного (личностного, профессионального) самоопределения, как способ целостного освоения мира. Цель дополнительного образования детей состоит в оказании педагогической поддержки обучающимся в их социальном самоопределении, в практической подготовке школьников к жизни и профессиональной карьере в условиях социальных перемен.
Как показывает практика, выпускники общеобразовательных школ, не получившие специальной подготовки, не обладают способностью личностного и профессионального самоопределения, способностью проводить объективный анализ меняющейся социально-культурной и экономической ситуации в стране, осуществлять проектирование собственно-профессиональной образовательной деятельности с целью будущего трудоустройства. В соответствии с данными Всероссийского центра изучения общественного мнения большинство старшеклассников считают, что существующее ныне общее образование не дает возможностей для успешного обучения в вузе и построения дальнейшей профессиональной карьеры. В последнее время тенденция такова, что все большее число молодых людей осознают необходимость получения квалифицированной помощи. Вместе с тем, по данным социологических опросов, проведенных Центром социологических исследований Министерства образования и науки РФ, профессиональное самоопределение тех, кто в дальнейшем намерен учиться в ПТУ или техникуме (колледже), должно начинаться уже в 8 классе и достичь своего пика в 9 классе, а профессиональное самоопределение тех, кто намерен обучаться в вузе, должно в основном складываться в 9 классе.
Понятно, что на данном этапе становления личности неоценимое значение приобретает деятельность учреждений дополнительного образования детей.
Система работы многопрофильного учреждения дополнительного образования детей МАОУДОД “Центр детского творчества №16 “Огниво” г. Набережные Челны позволяет удовлетворить потребности старшеклассников в жизненном самоопределении. Здесь уже более 15 лет осуществляет свою деятельность Учебный центр профессионального самоопределения “Элита”, который обеспечивает допрофессиональную подготовку, личностное и профессиональное самоопределение учащихся старшего школьного возраста общеобразовательных школ города. Старшеклассники в Центре осваивают различные профессии: веб-дизайнер, программист, специалист по компьютерной графике, ди-джей, дизайнер интерьера, PR-менеджер, специалист малого бизнеса.
Предоставление образовательных программ, выбор траектории обучения варьируется в соответствии со спросом на рынке труда.
Деятельность Учебного центра представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершении основного общего образования.
Понимая всю значимость процессов, происходящих в системе образования, педагоги Центра строят свою работу в соответствии с последними достижениями педагогической науки, используя методы диагностики, прогнозирования, проектирования, мониторинга.
Вся образовательная деятельность направлена на удовлетворение интересов и потребностей учащихся, родителей, социума.
Проведя социологические исследования, мы выяснили, что основная потребность на современном этапе - профессиональное самоопределение, социальная адаптация, подготовка к дальнейшей учебе и работе, общение, получение дополнительных знаний, развитие интеллектуальных и творческих способностей, организация досуга.
Социальный заказ учащихся и родителей определил основные задачи деятельности педагогов УЦПС “Элита”:
- помощь в профессиональном самоопределении старшеклассников;
- формирование базовых ключевых компетенций учащихся;
- оказание психологической помощи в саморазвитии, самосовершенствовании, личностном самоопределении;
- организация познавательно-развлекательной деятельности и активного творческого досуга;
- обеспечение эффективного сотрудничества родителей, учащихся и педагогов.
Мы считаем, что в нашем учреждении созданы условия, которые позволяют:
- изучить профессиональные намерения учащихся, мотивы их выбора профиля обучения и будущей профессиональной деятельности;
- проводить профессиональное консультирование учащихся по определению их индивидуальных особенностей, склонностей к тому или иному виду деятельности;
- формировать у воспитанников обоснованные профессиональные намерения на основе их индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей;
- организовать эффективное обучение учащихся с целью развития и совершенствования их способностей;
- привлечь учащихся во внеурочное время к освоению определенных специальностей и, таким образом, способствовать их профессиональному самоопределению, саморазвитию, самосовершенствованию.
Реализуя поставленные перед педагогическим коллективом задачи, работа в Учебном центре ведется по следующим направлениям:
- образовательная деятельность: формирование базовых ключевых компетенций учащихся;
- познавательно-развлекательная деятельность и организация творческого досуга: проведение деловых игр, интеллектуальных конкурсов, турниров;
- научно-исследовательская деятельность: формирование навыков исследовательской деятельности;
- практическая деятельность: организация деятельности детской бизнес-компании;
- деятельность психологической службы Центра: психодиагностика интеллектуально-творческих способностей учащихся, их склонностей к определенным видам деятельности, уровня развития базовых ключевых компетенций;
- совместная деятельность педагогов и родителей: выработка стратегии воспитания подростка;
- консультационно-методическая деятельность: работа по сбору, систематизации и оформлению методических материалов, по повышению профессиональной компетентности педагогов.
Мы не ставили перед собой цели подробно остановиться на каждом направлении деятельности педагогического коллектива. Хотелось бы просто отметить, что помимо обучения учащихся основам профессий, в Центре проводится большая социально-ориентированная работа, так как каждый педагог является еще и куратором группы, осуществляя большую воспитательную работу. Наши воспитанники регулярно участвуют в различных мероприятиях, получая навыки выступления перед большой аудиторией зрителей, развивая интеллектуальные и творческие способности. За свою активность учащиеся получают специальную оплату в форме “эликов”, которую они могут потратить в конце учебного года во время выпускного бала.
В течение всего обучения наши воспитанники занимаются научно-исследовательской деятельностью. Результатом этой работы являются курсовые и дипломные работы, бизнес-планы, а также участие в конкурсах научно-исследовательских работ различного уровня. Чтобы познать основы бизнеса на практике, учащиеся становятся членами акционерного общества, в котором от начала и до конца осуществляется производственный процесс. Члены детской бизнес-компании “Зебра” за время своего существования занимались выпуском сувенирной продукции совместно с отделом декоративно-прикладного искусства, составляли компьютерные тесты в помощь учителям общеобразовательных школ, занимались продвижением танцевальной шоу-программы детского театра моды “Фламинго”. В этом учебном году компания совместно с учащимися, осваивающими профессию “ди-джей”, занимается организацией дискотек для подростков микрорайона.
Большую работу с учащимися УЦПС “Элита” проводит психологическая служба. Кроме бесед и консультаций, для учащихся проводится тестирование склонностей к различным видам деятельности, после которого даются рекомендации по профессиональному самоопределению.
Так как эффективная организация учебного процесса, повышение качества учебного труда не могут протекать без соответствующего систематического контроля и анализа процесса и результатов этой деятельности, оценки и самооценки труда учащихся, психологической службой разработана система мониторинга (диагностики) ключевых компетенций.
Диагностика уровня развития ключевых компетентностей осуществляется в начале и в конце учебного года. Сущность оценивания заключается в том, что педагоги по 10-балльной шкале оценивают наличие и степень выраженности предложенных критериев. Баллы соответствуют тому или иному уровню развития компетентности:
0-2 – низкий уровень развития;
2,1 – 4 – ниже среднего;
4,1 – 6 – средний;
6,1 – 8 – выше среднего;
8,1 – 10 – высокий.
В связи с тем, что УЦПС “Элита” работает по комплексной программе, оценка каждого воспитанника осуществляется несколькими педагогами, где затем подсчитываются среднеарифметические баллы, то есть диагностика осуществляется в три этапа.
I этап. Педагогическое наблюдение педагогов.
Каждому педагогу раздается памятка с прописанными критериями ключевых компетенций (см. приложение 1, таблицу 1) и бланк заполнения (см. Приложение 1, таблицу 2), где педагог оценивает каждого учащегося по 10-балльной шкале и выводит среднеарифметическое значение каждого воспитанника.
II этап. Обработка результатов.
Среднеарифметические данные каждого педагога по каждому учащемуся суммируются и выводится среднеарифметическое значение уровня развития ключевых компетентностей каждого воспитанника (см. Приложение 2, таблицу 3).
III этап. Обобщение.
Здесь выявляется, сколько учащихся с высоким, выше среднего, средним, ниже среднего и низким уровнем развития ключевых компетентностей на начало учебного года (см. таблица 4).
Таблица 4
Результаты первичной диагностики уровня развития ключевых компетентностей
Коммуник. |
Соц-я |
Пред-я |
Инф-я |
||||||||||||||||
н |
н/с |
с |
в/с |
в |
н |
н/с |
с |
в/с |
в |
н |
н/с |
с |
в/с |
в |
н |
н/с |
с |
в/с |
в |
- | 2% | 30% | 66% | 2% | - | 1% | 37% | 57% | 5% | - | 1% | 38% | 57% | 4% | - | 5% | 40% | 51% | 4% |
В конце учебного года проводятся аналогичные процедуры, затем сравниваются результаты первичной и вторичной диагностики уровня развития ключевых компетентностей.
Методика Спилберга – Ханина (на исследование тревожности) применяется для того, чтобы дать объективно-субъективную оценку уровню развития коммуникативной компетенции, то есть исключить внешнее субъективное влияние педагога на ученика (так как личностная тревожность влияет на уровень коммуникативности). Корреляционный анализ показал (см. таблица 5).
Таблица 5
Результаты корреляционного анализа
коммуникативной компетентности
с показателем уровня тревожности
Комм. ком-ть
|
Тревожность | |||||
Ситуативная тревожность |
Личностная тревожность |
|||||
Н |
В |
У |
Н |
В |
У |
|
0,17 |
0,2 |
0,02 |
0,5* |
- 0,44* |
0,08 |
Примечание: * уровень значимости 0,05
- не было обнаружено взаимосвязи между коммуникативной компетентностью и ситуативной тревожностью;
- положительная корреляционная связь была обнаружена между коммуникативной компетентностью (способность и готовность вступать в коммуникацию с целью быть понятым) и низким уровнем личностной тревожности (предрасположенность субъекта к тревоге) (r =0,5, p < 0,05). Это свидетельствует о том, что у лиц с высоким уровнем коммуникативной компетентности личностная тревожность на низком уровне;
- отрицательная взаимосвязь была обнаружена между высоким уровнем развития личностной тревожности и коммуникативной компетентностью (r = -0,44, p < 0,05), т.е. чем выше уровень личностной тревожности, тем менее выражена коммуникация. Воспитанники испытывают трудности при общении не потому, что они не коммуникативные, а потому что неуверенны и находятся постоянно в состоянии тревоги и беспокойства. Таким образом, у учащихся нужно развивать не только коммуникативность, но и чувство уверенности в успехе, повышать социальный статус, используя различные методы саморегуляции.
В соответствии с полученными результатами и ведется работа по развитию ключевых компетенций.
Чтобы проследить успешность обучения каждого ученика, в нашем Центре введена система рейтинга сформированности ключевых компетенций (предметной, информационной, коммуникативной и социальной компетенции). Ежемесячно кураторы подводят итоги уровня развития компетентностей каждого воспитанника: отслеживается его успеваемость, посещаемость, участие в массовых мероприятиях Центра, соблюдение правил внутреннего распорядка и Кодекса чести элитовца и т.п. На основании этих данных подводится рейтинг каждой группы. Таким образом, продвижение каждого учащегося отслеживается и анализируется (см. схему 1).
Схема №1
Если результаты положительные, значит, образовательный процесс организуется эффективно, если нет, выявляются недоработки, ошибки, принимаются необходимые меры по исправлению сложившейся ситуации.
Надеемся, что такая деятельность позволяет:
- включить детей в личностное, творческое и профессиональное самоопределение;
- сформировать умение самоорганизации деятельности: самостоятельно ставить перед собой задачи, планировать пути их реализации, прогнозировать наиболее оптимальные и рациональные средства, организовывать, контролировать и оценивать результаты своей работы;
- обеспечить оптимальные условия для выражения и утверждения подростками своих интересов и склонностей в условиях внешкольной жизнедеятельности, стимулирование их к моральному самосовершенствованию, самообразованию, повышению общечеловеческого культурного уровня поведения и труда;
- эффективно и планомерно решать задачи, стоящие перед системой образования и обществом в целом.