Цели:
- прививать интерес к чтению сказок;
- расширять знания детей о творчестве детского сказочника Х.К.Андерсена;
- пополнять словарный запас учащихся;
- воспитывать скромность, у
- важительное отношение к людям.
Оборудование: портрет Х.К.Андерсена; выставка книг; кроссворды; занимательный и иллюстративный материал.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока и целей.
- Сегодня на уроке внеклассного чтения будем говорить об одном из любимых вами жанров литературы. Для этого надо в пропущенные клеточки вставить буквы.
Тема урока: Сказки Х.К.Андерсена.
- На уроке вспомним отличия сказки от других жанров литературных произведений и поговорим об известном датском сказочнике.
3. Актуализация знаний.
В процессе игры “Узнай сказку” оформляется выставка книг.
- В том, что вы любите сказки, я не сомневаюсь. А можете ли вы узнать героев сказки и их авторов?
(Заранее подготовленные дети выходят к доске и задают учащимся придуманные вместе с учителем вопросы)
Ученик. Я расскажу о том, почему со мной это случилось. Я круглый, пышный, мягкий. Немного озорной, поэтому не послушался бабушку и дедушку и убежал от них, но я веселый и люблю петь. Я спел песню почти всем жителям леса. Но одна рыжая красавица обманула меня: сказала, что плохо слышит, Я ее пожалел и прыгнул к ней на носик, чтобы спеть ей песню. (Русская народная сказка “Кол обок”)
- Отгадав ребусы, вы назовете сказку.
Шарик, дядя Федор, Матроскин из сказки Эд.Успенского “Дядя Федор, пес и кот”.
(Выходит девочка и плачет)
Ученица. Как же мне не плакать? Скоро батюшка и матушка вернуться, а братца потеряла, не углядела за ним. Может быть, вы мне подскажете, где его искать? (Русская народная сказка “Гуси-лебеди”)
- Я тоже приготовила для вас загадку.
- Герой этой сказки – веселый человечек. (Буратино, Незнайка, Карлсон, Пиноккио)
- Он все время что-нибудь придумывает.
- Он всегда находит выход из сложных ситуаций.
- Автор книги жил в России.
- Он не любит подчиняться девочкам.
- Он сделан из такого же материала, что и волшебный предмет феи из сказки Ш.Перро “Золушка”. (Буратино)
- Почему книги с этими сказками я разложила в два ряда?
1 ряд – русские сказки.
2 ряд – авторские сказки.
- Все сказки можно разделить на авторские и народные. Какие сказки появились раньше? (Народные)
- Как дошли до наших дней народные сказки?
- Может ли автор использовать сюжет народной сказки?
- Чем сказки отличаются от других литературных произведений?
1. Зачин: “жили-были”, “в некотором царстве...”.
2. Часто встречаются устаревшие слова “око”, “перст”, “уста”.
3. Есть поговорки и пословицы, фразеологические обороты: “Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается”.
4. Есть волшебные цифры: 3 медведя.
5. Разговаривают звери, растения, предметы.
6. Почти во всех сказках побеждает добро.
7. Может быть волшебство.
4. Изучение нового материала.
- А сейчас поговорим об одном сказочнике, книги которого вы читали. Этого сказочника зовут Андерсен. (Показ портрета писателя)
- Чем вам понравились его сказки?
(Работа с выставкой книг Андерсена)
- Г.Х. Андерсен родился в семье прачки и сапожника. В юные годы чинил башмаки, был певцом, ходил в школу танцев. Он издал три сборника своих произведений “Сказки, рассказанные для детей”. Постепенно сказки занимают основное место в его творчестве. Потом выходят самые чудесные сказки: “Стойкий оловянный солдатик”, “Соловей”, “Гадкий утенок”, “Дюймовочка”. Всего Андерсен написал 170 сказок.
Сказки Андерсена открывают перед вами двери в прекрасное, учат поступать благородно, мыслить гуманно, жить честно.
- Вы прочитали много сказок Андерсена. Сейчас проверим насколько хорошо вы знаете их.
Тест
1- да, 0 - нет.
1. Дюймовочка вышла замуж за крота? – 0
2. Принцессе постелили из лебединого пуха постель? – 1
3. Автор “Красной Шапочки” Андерсен. – 0
4. В теплые края Дюймовочку принесла синица? – 0
5. Для короля сшили новый наряд без ниток и ткани. – 1
6. Ведьма просила достать солдата спички. – 0
7. Дюймовочка появилась из цветка. – 1
8. Император Китая хотел увидеть соловья. – 1
9. Эльза сшила рубашки для братьев – лебедей из ткани. - 0
10. Оловянный солдатик не сводил глаз с балерины. - 1
Ответы: 0100101101 = 5
- Вы познакомились еще с одной сказкой “Штопальная игла”.
Прочитайте слова, записанные на доске.
Са - мо - до - вольст - во - самодовольство.
Чван - ство - чванство.
Ло - мо - вая телега.
За - знай - ка - зазнайка.
Смерт - ный - смертный.
Во - до - сточная труба.
- Эти слова встретились вам в тексте. Чтобы полностью понять смысл текста, надо понимать значение слов. (Объяснение слов, самостоятельно подготовленное детьми)
- В сказке встречаются фразеологические обороты. Как вы их понимаете? Замените их одним словом.
Не падать духом – не унывать.
Не задирать носа – не зазнаваться.
5. Физкультминутка.
6. Закрепление изученного материала.
Работа с текстом.
- Каким образом штопальная игла стала брошкой? (Ею закололи шейный платок)
- Прочитайте, как к этому она отнеслась?
- Как вы понимаете выражение “занять высокое положение”? (Стать самым главным)
- Прочитайте, игла реагировала на появление щепок, соломинки, клочков старых газет, когда она находилась на дне канавы?
- Что вы можете о ней сказать?
(Игла – хвастливая, любит только себя, считает себя самой важной и лучшей. Недаром она называет себя барышней. Считает, что она красивая, даже когда стала ржавой. При этом ей кажется, что она скромная и заслуживает к себе большего внимания)
- Найдите в тексте отрывок, где беседуют игла и бутылочный осколок.
- Прочитайте их диалог по ролям.
- Что стало с иголкой?
- Как вам кажется, иголка – важная вещь в доме?
- Но ведь тогда она действительно может хвастаться своим положением?
7. Обобщение.
- Прочитайте пословицу.
На доске:
Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
- Правильно. Объясните, как вы ее понимаете. Какой урок можно вынести из сказки “Штопальная игла”?
- Перед Вами выставка книг со сказками Андерсена, которые мы уже сегодня упоминали. Какие качества людей автор осуждает?
(Жадность, глупость, завистливость)
- А какие человеческие пороки осуждаются в русских сказках? (Те же самые)
- Какой вывод можно сделать?
Вывод: В сказках осуждаются одни и те же пороки людей, живущих в любой стране и в разное историческое время.
8. Итог урока.
- Вы сегодня хорошо работали, познакомились еще с одним произведением Андерсена.
Домашнее задание.
1. На дом задание на карточках. С ним легко справятся те из вас, кто читал и другие сказки этого автора.
Карточка.
1. Впиши в клетки имена героев из сказок Г.Х.Андерсена.
2. Из какой сказки эти строки?
“Он совсем смутился и спрятал голову под крыло, сам не зная зачем. Он вспомнил то время, когда все смеялись над ним и гнали его...”.
“Далеко- далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король. Был у него одиннадцать сыновей и одна дочь...”
3. В какой сказке Андерсена встречаются эти предметы?
Роза __________________________.
Горшочек _____________________.
Горошина _____________________.
4. Прочитать: “Как Незнайка сочинял стихи” Н.Носова.