Урок по литературному чтению "Сказки Х.К. Андерсена"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • прививать интерес к чтению сказок;
  • расширять знания детей о творчестве детского сказочника Х.К.Андерсена;
  • пополнять словарный запас учащихся;
  • воспитывать скромность, у
  • важительное отношение к людям.

Оборудование: портрет Х.К.Андерсена; выставка книг; кроссворды; занимательный и иллюстративный материал.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока и целей.

- Сегодня на уроке внеклассного чтения будем говорить об одном из любимых вами жанров литературы. Для этого надо в пропущенные клеточки вставить буквы.

Тема урока: Сказки Х.К.Андерсена.

- На уроке вспомним отличия сказки от других жанров литературных произведений и поговорим об известном датском сказочнике.

3. Актуализация знаний.

В процессе игры “Узнай сказку” оформляется выставка книг.

- В том, что вы любите сказки, я не сомневаюсь. А можете ли вы узнать героев сказки и их авторов?

(Заранее подготовленные дети выходят к доске и задают учащимся придуманные вместе с учителем вопросы)

Ученик. Я расскажу о том, почему со мной это случилось. Я круглый, пышный, мягкий. Немного озорной, поэтому не послушался бабушку и дедушку и убежал от них, но я веселый и люблю петь. Я спел песню почти всем жителям леса. Но одна рыжая красавица обманула меня: сказала, что плохо слышит, Я ее пожалел и прыгнул к ней на носик, чтобы спеть ей песню. (Русская народная сказка “Кол обок”)

- Отгадав ребусы, вы назовете сказку.

Шарик, дядя Федор, Матроскин из сказки Эд.Успенского “Дядя Федор, пес и кот”.

(Выходит девочка и плачет)

Ученица. Как же мне не плакать? Скоро батюшка и матушка вернуться, а братца потеряла, не углядела за ним. Может быть, вы мне подскажете, где его искать? (Русская народная сказка “Гуси-лебеди”)

- Я тоже приготовила для вас загадку.

- Герой этой сказки – веселый человечек. (Буратино, Незнайка, Карлсон, Пиноккио)

- Он все время что-нибудь придумывает.

- Он всегда находит выход из сложных ситуаций.

- Автор книги жил в России.

- Он не любит подчиняться девочкам.

- Он сделан из такого же материала, что и волшебный предмет феи из сказки Ш.Перро “Золушка”. (Буратино)

- Почему книги с этими сказками я разложила в два ряда?

1 ряд – русские сказки.

2 ряд – авторские сказки.

- Все сказки можно разделить на авторские и народные. Какие сказки появились раньше? (Народные)

- Как дошли до наших дней народные сказки?

- Может ли автор использовать сюжет народной сказки?

- Чем сказки отличаются от других литературных произведений?

1. Зачин: “жили-были”, “в некотором царстве...”.

2. Часто встречаются устаревшие слова “око”, “перст”, “уста”.

3. Есть поговорки и пословицы, фразеологические обороты: “Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается”.

4. Есть волшебные цифры: 3 медведя.

5. Разговаривают звери, растения, предметы.

6. Почти во всех сказках побеждает добро.

7. Может быть волшебство.

4. Изучение нового материала.

- А сейчас поговорим об одном сказочнике, книги которого вы читали. Этого сказочника зовут Андерсен. (Показ портрета писателя)

- Чем вам понравились его сказки?

(Работа с выставкой книг Андерсена)

- Г.Х. Андерсен родился в семье прачки и сапожника. В юные годы чинил башмаки, был певцом, ходил в школу танцев. Он издал три сборника своих произведений “Сказки, рассказанные для детей”. Постепенно сказки занимают основное место в его творчестве. Потом выходят самые чудесные сказки: “Стойкий оловянный солдатик”, “Соловей”, “Гадкий утенок”, “Дюймовочка”. Всего Андерсен написал 170 сказок.

Сказки Андерсена открывают перед вами двери в прекрасное, учат поступать благородно, мыслить гуманно, жить честно.

- Вы прочитали много сказок Андерсена. Сейчас проверим насколько хорошо вы знаете их.

Тест

1- да, 0 - нет.

1. Дюймовочка вышла замуж за крота? – 0

2. Принцессе постелили из лебединого пуха постель? – 1

3. Автор “Красной Шапочки” Андерсен. – 0

4. В теплые края Дюймовочку принесла синица? – 0

5. Для короля сшили новый наряд без ниток и ткани. – 1

6. Ведьма просила достать солдата спички. – 0

7. Дюймовочка появилась из цветка. – 1

8. Император Китая хотел увидеть соловья. – 1

9. Эльза сшила рубашки для братьев – лебедей из ткани. - 0

10. Оловянный солдатик не сводил глаз с балерины. - 1

Ответы: 0100101101 = 5

- Вы познакомились еще с одной сказкой “Штопальная игла”.

Прочитайте слова, записанные на доске.

Са - мо - до - вольст - во - самодовольство.

Чван - ство - чванство.

Ло - мо - вая телега.

За - знай - ка - зазнайка.

Смерт - ный - смертный.

Во - до - сточная труба.

- Эти слова встретились вам в тексте. Чтобы полностью понять смысл текста, надо понимать значение слов. (Объяснение слов, самостоятельно подготовленное детьми)

- В сказке встречаются фразеологические обороты. Как вы их понимаете? Замените их одним словом.

Не падать духом – не унывать.

Не задирать носа – не зазнаваться.

5. Физкультминутка.

6. Закрепление изученного материала.

Работа с текстом.

- Каким образом штопальная игла стала брошкой? (Ею закололи шейный платок)

- Прочитайте, как к этому она отнеслась?

- Как вы понимаете выражение “занять высокое положение”? (Стать самым главным)

- Прочитайте, игла реагировала на появление щепок, соломинки, клочков старых газет, когда она находилась на дне канавы?

- Что вы можете о ней сказать?

(Игла – хвастливая, любит только себя, считает себя самой важной и лучшей. Недаром она называет себя барышней. Считает, что она красивая, даже когда стала ржавой. При этом ей кажется, что она скромная и заслуживает к себе большего внимания)

- Найдите в тексте отрывок, где беседуют игла и бутылочный осколок.

- Прочитайте их диалог по ролям.

- Что стало с иголкой?

- Как вам кажется, иголка – важная вещь в доме?

- Но ведь тогда она действительно может хвастаться своим положением?

7. Обобщение.

- Прочитайте пословицу.

На доске:

Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

- Правильно. Объясните, как вы ее понимаете. Какой урок можно вынести из сказки “Штопальная игла”?

- Перед Вами выставка книг со сказками Андерсена, которые мы уже сегодня упоминали. Какие качества людей автор осуждает?

(Жадность, глупость, завистливость)

- А какие человеческие пороки осуждаются в русских сказках? (Те же самые)

- Какой вывод можно сделать?

Вывод: В сказках осуждаются одни и те же пороки людей, живущих в любой стране и в разное историческое время.

8. Итог урока.

- Вы сегодня хорошо работали, познакомились еще с одним произведением Андерсена.

Домашнее задание.

1. На дом задание на карточках. С ним легко справятся те из вас, кто читал и другие сказки этого автора.

Карточка.

1. Впиши в клетки имена героев из сказок Г.Х.Андерсена.

2. Из какой сказки эти строки?

“Он совсем смутился и спрятал голову под крыло, сам не зная зачем. Он вспомнил то время, когда все смеялись над ним и гнали его...”.

“Далеко- далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король. Был у него одиннадцать сыновей и одна дочь...”

3. В какой сказке Андерсена встречаются эти предметы?

Роза __________________________.

Горшочек _____________________.

Горошина _____________________.

4. Прочитать: “Как Незнайка сочинял стихи” Н.Носова.