Цели:
Образовательные:
а) знакомство обучающихся с историей
развития и разнообразием современных моделей
велосипеда; б) научить приемам запоминания с
опорой на наглядность, на ассоциации;
в) уточнение знаний об устройстве велосипеда.
Развивающие:
а) обогащать словарный запас учащихся новыми
словами;
б) развивать произвольное внимание;
в) развивать память, речь, познавательный
интерес.
Воспитательные:
а) закрепление знаний безопасной езды на
велосипеде;
б) осуществлять связь с жизненным опытом детей с
их возрастными особенностями.
Оборудование:
Тип урока: изучение новой темы.
Вид урока: комбинированный урок.
Методы обучения: деятельностный.
Методы преподавания: стимулирующий, инструктивный.
Методы учения: репродуктивный, исследовательский, частично-поисковый, практический.
Методы воспитания: творческие задания, игра в группах.
Ход урока
I. Орг.момент.
II. Повторение пройденного материала.
1. Какой аппарат, управляемый с Земли, отправляли на Луну?
2. Что такое Луна?
планета звезда спутник
3. Вокруг чего движется Луна?
вокруг Солнца вокруг Земли вокруг Марса
4. Сравни размеры Земли и Луны.
Земля < Луны Земля > Луны Земля = Луна
III. Работа по теме урока.
- Ребята, давайте, вернемся из космоса на Землю. Сегодня свои тайны нам откроет совершенно земной предмет. Догадайтесь, о чем я говорю.
У него – два колеса и седло на раме.
Две педали есть внизу, крутят их ногами. Слайд 1. Презентация
- Конечно, это велосипед. Сегодня на уроке мы поговорим об истории создания велосипеда, об основных деталях и видах велосипеда, и конечно, о безопасности и пользе этого изобретения.
- Посмотрите на предметы, которые лежат у вас на парте. Подумайте, могли ли они оказаться в музее велосипеда и если могли бы, то почему?
- У первой группы колесо.
Ответы детей. Слайд 2
Совершенно верно, без колеса велосипед не сможет двигаться. А знаете ли вы, что колесо, по предположениям ученых, было изобретено более 5000 тысяч лет назад, и использовалось оно в повозках, римских колесницах, экипажах. И только 219 лет назад была изобретена несложная конструкция названная “Селерифер”. Слайд 3
- Посмотрите, чем он отличается от современного велосипеда?
- Нет педалей, руля.
- Хорошо, с колесом все понятно. А, что за фотография у второй группы. Кто изображен на ней?
Ответы детей. Слайд 4
- Оказывается двести лет назад, а точнее 206 лет назад, жил в уральском селе Верхотурье кузнец Ефим Михеевич Артамонов. Он был большим выдумщиком и однажды придумал машину – самокат, у которого было 2 деревянных колеса, руль. Хозяин завода, на котором работал кузнец, послал изобретателя с подарком в Москву к царю. Артамонов проехал две тысячи верст и через несколько месяцев доехал до Москвы. Царю подарок понравился, он щедро наградил кузнеца за выдумку. Вскоре об изобретении кузнеца Артамонова забыли.
- Шло время менялся вид велосипеда, менялись его названия: самокат, “костотряс”, “паук” и только 92 года назад он получил свое нынешнее имя – велосипед, что в переводе означает “быстрая нога”.
ВЕЛОСИПЕД (от лат. velox — быстрый и pes — нога) – информация на доске.
IV. Физ.минутка.
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг, мы плесами чик-чик!
Раз - сюда, два - туда, повернись вокруг себя.
Раз - присели, два - привстали. Руки кверху все подняли.
Раз - два, раз - два, заниматься нам пора!
V. Практическая работа в группах.
- Ребята, у кого есть велосипед? Кто умеет кататься на велосипеде? Знаете ли вы, как он устроен? Слайд 5
- Дайте каждой части велосипеда название, варианты прилагаются.
VI. Работа по теме урока.
- Молодцы, вы прекрасно знаете, как устроен велосипед. Но у третьей группы на столе предметы, не относятся, ни к изобретению, ни к устройству велосипеда. Нужны ли они нам?
Ответы детей. Слайд 6
- Что это за знаки?
- Где вы катаетесь на велосипеде?
- Можно ли вам выезжать на проезжую часть?
- Со скольки лет можно выезжать на дорогу? Слайд 7
VII. Динамич.пауза
Игра с дорожными знаками. По сигналу разрешающего знака дети имитируют езду на велосипеде, запрещающего – останавливаются.
VIII. Работа по теме урока. Продолжение.
– Молодцы! Ребята, давайте посмотрим друг на друга, мы все разные. Маленькие и большие, сильные и слабые, дети и взрослые. И каждый человек при желании должен подобрать велосипед для себя.
- Наш помощник Смайлик разделил велосипеды на три группы, а нам оставил загадку. Какие велосипеды вы отнесете к каждой группе? Слайд 8
- по возрасту
- числу колес
- по назначению
- а еще бывают специальные велосипеды: тандем, грузовой с повозкой, цирковые велосипеды. Слайд 9
IX. Практическая работа.
- Вы сегодня отлично работаете, поэтому я подумала, что каждому не помешает личный велосипед, я предлагаю вам его сделать.
Откройте в тетради с .34 и соберите свой велосипед.
X. Работа по теме урока. Продолжение.
- Молодцы! Каждый из вас имеет велосипед, вы можете отправиться в воображаемое путешествие.
- А принесет ли вам пользу езда на велосипеде? Природе? Городу?
Ответы детей. Слайд 10
XI. Подведение итога урока. Слайд 11
Я знаю и расскажу родителям и друзьям:
Велосипед изобрели 209 лет назад.
- Правила безопасности.
- Велосипед помогает нам сохранить здоровье и чистоту окружающей среды.
Спасибо за работу на уроке.
Литература
- Поурочные разработки по предмету “Окружающий мир”: 1 класс: к учебному комплекту А.А.Плешакова 2-е изд., перераб. И доп.\Е.М.Тихомирова.
- Плешаков А.а. Тесты к учебнику “Окружающий мир” 1 класс. – М.: Издательство “Экзамен”, 2007.