Цель: Совершенствовать практические навыки и умения по уходу за комнатными растениями.
Задачи:
- Совершенствовать знание основных правил по уходу за комнатными растениями.
- Прививать практические навыки и умения по уходу за комнатными растениями.
- Воспитывать внимательное и бережное отношение к комнатным растениям.
Оборудование:
- комнатные растения с этикетками;
- справочник “Все о комнатных растениях” автор Д. Г. Хессайон;
- аптечка для комнатных растений: ножницы, секатор, деревянный колышек, щеточка, тряпочки, ведро, опрыскиватель, лейка;
- таблицы: “Температурный режим”, “Световой режим”, “Полив”, “Влажность воздуха”, “Минеральное питание”.
- жетоны.
Ход урока
Вводная часть:
Упражнение “Комплимент”. Описание: Каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятное. Обязательные условия “Комплимента”:
- Обращение по имени.
- Сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.
Организационный момент:
Обратите внимание на название темы нашего занятия. Эти слова принадлежат Антуан де Сент Экзюпери. Они говорят о живых существах, а разве растения мертвые? Мы с вами познакомились со многими комнатными растениями, которые человек, благодаря тяге к прекрасному, своему терпению и вниманию, смог взять у природы и приручить. Человек приручил комнатные растения, оставил жить в своем доме. А хорошо ли им у него, у человека? Растениям, ежедневно радующим нас своей красотой, освежающим нам воздух, создающим уют в нашем доме? Как вы думаете? Сегодня на занятии мы с вами вместе уточним, все ли мы делаем правильно, для того чтобы нашим комнатным растениям было у нас хорошо.
Вводная беседа:
У себя на родине наши питомцы, да и вообще все растения нашей земли, удовлетворяют свои жизненные потребности за счет естественного окружения. В чем заключаются потребности растений? Что нужно растению для жизни? (Свет, влага, питание, тепло…) А теперь задумайтесь над тем, что все наши комнатные растения зависят от человека, от нас с вами. Если их оставить в глубокой тени, или забыть полить, они погибнут, если их не подкармливать и не менять почву, они зачахнут. Да и потом, мы же знаем, что почти все комнатные растения привезены в наши дома из влажных тропических лесов и жарких пустынь, поэтому для жизни им нужна определенная температура в помещении.
ИГРА “КОРАБЛЬ”
Описание: Группа делится на две команды, а доска на две части. Сейчас мы с вами будем готовиться к морскому путешествию. С нами в плаванье отправятся комнатные растения. Для того чтобы отправиться в море, нам надо погрузить наш корабль. Предлагаю назвать предметы, явления, которые нам необходимо взять с собой, то, что жизненно важно для всех комнатных растений.
Команды по очереди называют слова. Ведущий ставит за каждое названное слово “галочку”. В конце первого этапа игры “галочки” подсчитываются, и подводится итог. Во время игры можно проводить штрафование:
а) за неправильное слово,
б) за уже сказанное слово.
После того, как подведен итог первого этапа, участникам по очереди предлагается выбрать один из “погруженных” предметов и рассказать, как его можно использовать в путешествии. Причем чем дольше идет игра, тем труднее придумывать назначение предметов, так как участники начинают свой выбор с наиболее “подходящего” “груза”. Тем, кому достались последние предметы, приходится проявлять чудеса смекалки. Проводится итог игры, определяется самая активная и эрудированная команда.
Теоретическая часть:
Обратите внимание, какой длинный список мы с вами перечислили. Но если задуматься, то можно понять, что от человека не требуется, ни тяжелой физической работы, ни особого умения. Нужно просто удовлетворять конкретные требования каждого растения и не обращаться со всеми одинаково. При этом нельзя забывать о том, что излишества всегда вредны: слишком обильное солнце и чрезмерный полив – наиболее часто встречающиеся ошибки, если мы подкормим растение большими, чем положено, дозами, мы тоже совершим глупость. Да и нельзя забывать, что у всех растений есть период покоя.
А теперь о каждом требовании немножко подробнее.
ТЕПЛО
Работа по таблице “Температурный режим”. “Рисунок 1”
Естественная среда обитания комнатных растений тропики, т.е. влажные леса с высокой температурой. Но, поскольку в наших домах и света меньше, чем в тропиках, и влажность воздуха значительно ниже, то и температура воздуха должна быть несколько ниже, чтобы не нарушать баланс равновесия. Почти все наши комнатные растения приучены к температуре от 13 до 23 градусов, а большинство прекрасно растет при температуре, которая для человека кажется прохладной. Есть, конечно, и исключения из этого правила: многие горшечные и некоторые декоративнолистные растения требуют еще более низкой температуры в зимний период. А некоторые нежные растения не вынесут понижение температуры чуть ниже 16 градусов. Многие из комнатных растений неприхотливы, могут спокойно перенести температуру несколько выше или ниже обычной, или температурный перепад в 2-3 градуса. Но не внезапный резкий – например в 6-8 градусов – это может погубить растение. Исключение из этого - кактусы и другие секкуленты, то есть, растения пустынь. Почему? (В естественной среде обитания растения привычны к таким перепадам, ведь днем в пустыне очень жарко, а ночью – очень холодно)
Прошу прокомментировать рисунки на таблице “Сигналы опасности”: нарушение температурного режима “Рисунок 2”. Ответы 1-2 учащихся у доски.
А теперь сформулируем общее правило: Комнатные растения требуют относительно постоянной и умеренной температуры в период роста и более прохладных условий в период покоя.
СВЕТ
Работа по таблице “Световой режим”. “Рисунок 3”
Правильный световой режим – еще одна, необходимая для жизни растения потребность. Здесь нужно отметить два важных момента. Первый: длина светового дня, она примерно для всех растений одинакова – 12-16 часов. Но в зимний период световой день очень короткий, чем можно компенсировать недостаток солнечного света? (Искусственным освещением). А можно ли для освещения использовать обычные лампочки? (Нет, листья растений могут получить ожоги). Надо использовать люминесцентные лампы, но и тут надо следить за тем, чтобы растение не страдало от ожогов и сухости воздуха.
Второй момент: интенсивность. Помните, мы говорили о светолюбивых и теневыносливых растениях. Давайте распределим знакомые нам комнатные растения, пользуясь карточками с названиями по рекомендуемым местам, с помощью шкалы освещенности. Ребятам раздаются по 2-3 карточки с названиями знакомых растений, и дается задание при помощи таблицы указать, где же должно стоять это комнатное растение.
Прошу прокомментировать рисунки на таблице “Сигналы опасности”: недостаток света “Рисунок 4”, избыток света “Рисунок 5”. Ответы 1-2 учащихся у доски.
А теперь сформулируем общее правило: Самые светолюбивые растения – это кактусы и другие секкуленты. Растениям с пестрыми листьями нужно больше света, чем с зелеными. Цветущим растениям нужно некоторое количество прямых солнечных лучей. Декоративнолистные требуют яркого рассеянного света, многие из них переносят полутень. НО: существует множество исключений из этих правил, поэтому, нужно точно знать какие конкретно у данного растения требования к свету.
ВОДА
Работа по таблице “Полив”. “Рисунок 6”
Комнатное растение не может жить без воды. Но это не значит, что его нужно ежедневно поливать. Чем грозит растению избыток воды? (У него могут загнить корни, потому что вода не дает корням дышать). У каждого растения свои требования к поливу. От чего зависят эти требования? (От величины растения, от размера горшка, от условий окружающей среды, от времени года).
А какой водой рекомендовано поливать растения? (Отстоявшейся водой комнатной температуры). Самая лучшая вода – дождевая или снеговая, которую собирают в чистые емкости. Нельзя поливать растения застоявшейся водой.
Прошу прокомментировать рисунки на таблице “Сигналы опасности”: недостаток воды “Рисунок 7”, избыток воды “Рисунок 8”. Ответы 1-2 учащихся у доски.
А теперь сформулируем общее правило: Корням нужна не только вода. Но и воздух. Поэтому важно почву не переувлажнять. Некоторые растения требуют, чтобы почва между поливами подсыхала, другим это вредно. Все растения поливают значительно меньше в период покоя.
ВЛАЖНОСТЬ ВОЗДУХА
Работа по таблице “Влажность воздуха”. “Рисунок 9”
Холодный воздух быстро насыщается парами. Поэтому зимой воздух достаточно влажный. Но по мере нагревания, влажность понижается. Очень немногие растения переносят сухой воздух. Для того чтобы создать влажный микроклимат вокруг растения, можно использовать следующие способы:
- Опрыскивание. Опрыскивают растения теплой водой. Обычно в утренние часы. Для того чтобы к ночи вода испарилась. До появления маленьких капелек, сплошь покрывающих листья. А вы знаете, чем еще полезно опрыскивание растений? (Спасает от перегрева в жару, защищает от насекомых вредителей, смывает пыль с листьев)
- Группировка. Поставить влаголюбивые растения на поддон, наполненный слоем гальки. На дно поддона наливается немного воды, которая испаряясь, обеспечивает влажность воздуха вокруг растений. Но при этом важно следить за тем, чтобы растения не стояли слишком близко друг к другу, иначе их листья могут загнить от слишком высокой влажности.
- Двойной горшок. Горшок с цветком помещают в водонепроницаемый контейнер. Промежуток между ними заполняется торфом, который регулярно увлажняют. Это не только повышает влажность воздуха. Но предохраняет почву в горшке с растением от переохлаждения.
Прошу прокомментировать рисунки на таблице “Сигналы опасности”: слишком высокая влажность воздуха “Рисунок 10”, слишком низкая влажность воздуха “Рисунок 11”. Ответы 1-2 учащихся у доски.
А теперь сформулируем общее правило: Комнатным растениям нужен менее теплый и более влажный воздух. Тонкие листья требуют более высокой влажности воздуха, чем толстые кожистые. Требуется особый уход за растениями в зимний период, когда помещения отапливаются обогревателями, иссушающими воздух.
ПОДКОРМКА
Работа по таблице “Минеральное питание”. “Рисунок 12”
Мы знаем, что всем растениям, как комнатным, так и растущим в открытом грунте требуется определенное количество азота, фосфора, калия и микроэлементов, только тогда растения могут быть здоровыми и образовывать цветы и листья нужной величины. Почва в горшке содержит ограниченный запас питательных веществ, поэтому растения, особенно декоративнолистные и декоративноцветущие, необходимо подкармливать, особенно перед периодом цветения. В продаже много разнообразных подкормок, важно знать, какие из них необходимы для растения. Давайте проанализируем с помощью таблицы, какое удобрение необходимо для растения. Работы с таблицей “Рисунок 12”, обобщение ответов детей.
Прошу прокомментировать рисунки на таблице “Сигналы опасности”: недостаток минеральных веществ “Рисунок 13”, избыток минеральных веществ “Рисунок 14”. Ответы 1-2 учащихся у доски.
А теперь сформулируем общее правило: Если комнатное растение растет в плодородной почве, то подкормка не рекомендуется. Нельзя подкармливать растения в период покоя. Чаще всего растения подкармливают одновременно с поливом, в период роста или цветения, учитывая величину растения и размер горшка.
ПОКОЙ
Почти у всех комнатных растений есть период глубокого покоя, который обычно приходится на зиму. Рост у них замедляется, а у некоторых отмирает надземная часть. В этот период поливают значительно реже, подкормки прекращают, обеспечивают прохладные условия. Начало роста весной служит сигналом, что период покоя закончился. Но не все растения требуют зимнего покоя. Есть те, которые отдыхают летом. Это зимнецветущие горшечные растения, их зимой и поливают и подкармливают.
СВЕЖИЙ ВОЗДУХ
В отличие от домашних животных, комнатным растениям не нужно специально предоставлять свежий воздух для дыхания. Почему? (Зеленые листья сами вырабатывают кислород). Поэтому некоторые растения могут расти в закрытых специальных емкостях. Но тем не менее. Некоторые нуждаются в притоке свежего воздуха, потому что свежий воздух понижает температуру в жару, понижает влажность воздуха, препятствуя появлению серой гнили, уничтожает следы токсичных испарений. Растениям вредны запахи коксовых и угольных каминов, свежей краски, масляных обогревателей и зрелых яблок. Особенно страдают растения с нежными листьями. Что нужно сделать, чтобы проветрить помещение? (Открыть окно или дверь). Но при этом нельзя чтобы растение стояло на сквозняке:
Бальзамин, кактусы и другие секкуленты,
Пеларгония, толмия и др.
Некоторые растения проветривать недостаточно, их нужно выставлять на свежий воздух:
Акация, гранат, жасмин, лавр.
Тропические кактусы, цитрус, юкка, и др.
Задавая вопросы детям и получая от них ответы, необходимо подчеркивать, все ли сказанное в ответе было верно, если есть у кого-то дополнения их необходимо выслушать. Каждому ребенку, отвечающему на вопросы, вручается жетончик. В конце теоритичекой части жетоны подсчитываются, и дается оценки работоспособности, как индивидуальных учеников, так и всего коллектива в целом.
А сейчас для того чтобы снять с вас напряжение и усталость давайте просто поиграем в веселую игру “Рука к руке”. Описание: В этой игре должно быть нечетное количество участников. Если число детей четное, ведущий принимает участие в игре наравне с остальными.
Для игры выбирается водящий, который должен подавать команды (“рука к руке”, “нос к носу”, “спина к спине”, “хвост к хвосту” и т.д.). По этой команде играющие быстро выбирают себе пару, и становятся так, как сказал водящий. Водящий тоже старается выбрать себе пару. Тот, кто остался без пары, становится водящим.
Практическая часть:
Настал момент, когда мы можем проследить, правильно ли мы ухаживаем за своими растениями, хорошо ли им у нас, ведь мы несем за их ответственность. Проверьте, может некоторые их них необходимо переставить на другое место, полить, очистить от пыли их листья, убрать отмершие части. В помощь вам я предлагаю вот этот справочник, где вы сможете найти очень сжатую и конкретную информацию по уходу за каждым растением.
Учащиеся выполняют задание. При необходимости консультирую их, поправляю. Помогаю. Когда все растения приведены в порядок, подводится итог занятия:
А теперь вернемся на свой Корабль. Все требования растений мы учли? Тогда наш Корабль знаний может спокойно отправляться в путь. А я вас хочу спросить. Что на сегодняшнем занятии показалось вам трудным и непонятным? Что было самым интересным?
А сейчас каждый из вас похвалит себя. За что похвалить? Да за все. Что вам в себе сегодня больше всего понравилось. Игра “Самопохвала”. Описание: Участникам предлагается встать на какое-нибудь возвышение, например, на стул, и похвалить себя за то, что выполнял такие трудные задания. Это упражнение очень важное, так как помогает участникам осознать, что самопознание – тяжелый труд.
Используемая литература
- “Все о комнатных растениях” Д. Г. Хессайон. ООО изд. “Кладезь – Букс” (русское издание), 1996 год.
- “Обучение жизненно важным навыкам” Н.П. Майорова, Е. Е. Чепурных, С. М. Шурхут. Изд. “Образование – Культура”, 2002 год.