Цели урока: построить биологические знания о строении цветка в процессе познания, научить видеть красоту в мире природы и беречь ее.
Оборудование: модели цветков, гербарий, живые цветы, таблица “Цветок”, набор открыток, презентация “Мир цветов”.
Ход урока
Сонастройка друг на друга и на изучаемую тему урока.
Работа в группах.
Я прошу рассказать заранее продуманную информацию о любимом цветке.
Начинаю сама:
Цветы, как люди, на добро щедры.
И щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.
(К. Жанэ).
Если бы среди нас был Петр Ильич Чайковский, – говорю я, – он сказал бы нам: “Царем цветов я признаю ландыш, к ним у меня особое обожание!
На музыку стихи Чайковского положил другой композитор:
О, ландыш! Отчего так радуешь ты взоры?
Другие есть цветы, роскошней и пышней,
И ярче краски в них, и веселей узоры,
Но прелести в них нет таинственной твоей!
Продолжают разговор о цветах заранее подготовленные учащиеся.
В работу вступает индуктор-презентации о цветке, живые цветы.
Каждая группа получает свой набор открыток, моделей цветка, гербарий.
Учащиеся должны записать вопросы, чувства, ассоциации, которые у них возникли в ходе рассматривания цветов.
Мы останавливаемся на анатомическом строении цветка. Перед учащимися ставим познавательную задачу: для кого и для чего важна красота цветка.
Для решения этой задачи ребята, работая с дополнительной литературой на уроке, находят ответ:
Красота важна для самого цветка, для насекомых.
Следующий этап мастерской – социоконструкция.
Каждая группа создает свой цветок. Для работы приготовлены ножницы, клей, нитки, различная гофрированная и обычная цветная бумага, пенопласт – чем разнообразнее материал, тем больше будет разбужена фантазия детей.
По ходу изучения строения цветка ребятам предлагается сравнить свою модель цветка с живым цветком и найти детали, упущенные в процессе конструирования.
Возможностей для работы мысли в этой мастерской много.
Например, в начале работы детям выдается синий лист картона с желтой стрелкой и текстом на ней:
“Если на большом куске синего картона поместить небольшое желтое пятно, то пчелы садятся преимущественно на это пятно”.
Ставится вопрос перед ребятами: “Подумайте, что может дать вам этот факт для усовершенствования модели цветка?”.
Высказываются мнения:
– Средина у цветка должна быть желтой!
– Цвет разных частей цветка должен быть контрастным!
Так в работе с гипотезами идет уточнение знаний.
Изученное строение цветка теперь запишем в виде формулы.
Вводится биологическая символика в виде формулы цветка.
Завершается социализация знаний написанием мини-рассказа на тему: “Как мне повезло!” от имени цветка. На этом этапе самоконструкции каждый еще раз переберет всю информацию, выделит нужную и попробует примерить на себя роль одного из узелков в этой чудесной природной вязи.
На последнем этапе – рефлексии я показываю важность самооценки участия каждого в процессе познания.
– Скажите, что вы чувствовали, сто переживали?
– Вы красоту увидели?
А ведь очень хорошо по этому поводу сказал Эдуард Асадов:
“Ведь тот, кто вобрал в себя красоту – плохим человеком уже не станет”.
– Говорят, красота в глазах того, кто смотрит. Спасибо вам за то, что вы смогли сегодня многое увидеть!
А я увидела, как раскрылся каждый, кто был причастен к рождению своего цветка.
Д/з: “Цветок”, дополнительная информация, биологическая задача.