Мастерская построения знаний. Тема "Цветок"

Разделы: Биология


Цели урока: построить биологические знания о строении цветка в процессе познания, научить видеть красоту в мире природы и беречь ее.

Оборудование: модели цветков, гербарий, живые цветы, таблица “Цветок”, набор открыток, презентация “Мир цветов”.

Ход урока

Сонастройка друг на друга и на изучаемую тему урока.

Работа в группах.

Я прошу рассказать заранее продуманную информацию о любимом цветке.

Начинаю сама:

Цветы, как люди, на добро щедры.
И щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.
(К. Жанэ).

Если бы среди нас был Петр Ильич Чайковский, – говорю я, – он сказал бы нам: “Царем цветов я признаю ландыш, к ним у меня особое обожание!

На музыку стихи Чайковского положил другой композитор:

О, ландыш! Отчего так радуешь ты взоры?
Другие есть цветы, роскошней и пышней,
И ярче краски в них, и веселей узоры,
Но прелести в них нет таинственной твоей!

Продолжают разговор о цветах заранее подготовленные учащиеся.

В работу вступает индуктор-презентации о цветке, живые цветы.

Каждая группа получает свой набор открыток, моделей цветка, гербарий.

Учащиеся должны записать вопросы, чувства, ассоциации, которые у них возникли в ходе рассматривания цветов.

Мы останавливаемся на анатомическом строении цветка. Перед учащимися ставим познавательную задачу: для кого и для чего важна красота цветка.

Для решения этой задачи ребята, работая с дополнительной литературой на уроке, находят ответ:

Красота важна для самого цветка, для насекомых.

Следующий этап мастерской – социоконструкция.

Каждая группа создает свой цветок. Для работы приготовлены ножницы, клей, нитки, различная гофрированная и обычная цветная бумага, пенопласт – чем разнообразнее материал, тем больше будет разбужена фантазия детей.

По ходу изучения строения цветка ребятам предлагается сравнить свою модель цветка с живым цветком и найти детали, упущенные в процессе конструирования.

Возможностей для работы мысли в этой мастерской много.

Например, в начале работы детям выдается синий лист картона с желтой стрелкой и текстом на ней:

“Если на большом куске синего картона поместить небольшое желтое пятно, то пчелы садятся преимущественно на это пятно”.

Ставится вопрос перед ребятами: “Подумайте, что может дать вам этот факт для усовершенствования модели цветка?”.

Высказываются мнения:

– Средина у цветка должна быть желтой!

– Цвет разных частей цветка должен быть контрастным!

Так в работе с гипотезами идет уточнение знаний.

Изученное строение цветка теперь запишем в виде формулы.

Вводится биологическая символика в виде формулы цветка.

Завершается социализация знаний написанием мини-рассказа на тему: “Как мне повезло!” от имени цветка. На этом этапе самоконструкции каждый еще раз переберет всю информацию, выделит нужную и попробует примерить на себя роль одного из узелков в этой чудесной природной вязи.

На последнем этапе – рефлексии я показываю важность самооценки участия каждого в процессе познания.

– Скажите, что вы чувствовали, сто переживали?

– Вы красоту увидели?

А ведь очень хорошо по этому поводу сказал Эдуард Асадов:

“Ведь тот, кто вобрал в себя красоту – плохим человеком уже не станет”.

– Говорят, красота в глазах того, кто смотрит. Спасибо вам за то, что вы смогли сегодня многое увидеть!

А я увидела, как раскрылся каждый, кто был причастен к рождению своего цветка.

Д/з: “Цветок”, дополнительная информация, биологическая задача.