Физико-математическая игра "Слабое звено"

Разделы: Математика, Физика


Счастлив в наш век, кому победа
Далась не кровью, а умом,
Счастлив, кто точку Архимеда
Сумел сыскать в себе самом.

Цель игры: повышение познавательной активности учащихся; повышение интереса к математике и физике; расширение кругозора учащихся; воспитание воли к победе; воспитание культуры поведения.

Правила игры. Правила игры аналогичны правилам телевизионной игры. В игре участвуют семь учащихся. 1 раунд длится 2 мин. 20 сек. Следующие – на 10 сек. меньше. Последний раунд – “Лицом к лицу”. Приз – денежное вознаграждение в “школьной валюте”. Ведущий. Жюри. Члены жюри следят за временем, количеством ошибок. Комментируют их.

Оборудование: стойки; досочки (для счета по математике); мел; тряпочки; гонг; часы с секундной стрелкой.

Вопросы

  1. Наименьшее натуральное число. (Единица.)
  2. Чему равна площадь прямоугольника со сторонами а и b ? (а b)
  3. Зачем стапели, по которым с берега спускают судно в воду, обильно смазывают жиром? (Чтобы уменьшить силу трения.)
  4. Число разрядов в классе. (Три.)
  5. Как найти неизвестное слагаемое? (Из суммы вычесть известное слагаемое.)
  6. Может ли при умножении получиться 0? (Да.)
  7. Почему еж колется? (“Колючка” ежа имеет малую площадь поверхности, что позволяет небольшой силой создавать большое давление.)
  8. Чему равна ¼ часть часа? (15 минут.)
  9. Чему равен объем куба с ребром а? 3)
  10. Как взаимодействуют одноименные электрические заряды? (Отталкиваются.)
  11. Как найти неизвестное делимое? (Частное умножить на делитель.)
  12. Можно ли электрический заряд делить бесконечно? (Нет.)
  13. Что легче: 1кг ваты или 1 кг железа? (Одинаково.)
  14. Может ли при делении получиться 0? (Да.)
  15. Площадь квадрата 36 см2. чему равна его сторона? (6 см.)
  16. Чем объяснить, что все тела падают на Землю? (Вследствие силы тяжести – силы, с которой Земля притягивает к себе все тела.)
  17. Как называется отрезок, соединяющий точку окружности с ее центром? (Радиус.)
  18. 112 (121)
  19. С какой целью применяют парашют? (Чтобы уменьшить скорость движения к земле.)
  20. Как найти неизвестное уменьшаемое? (Сложить вычитаемое и разность.)
  21. Место, занимаемое цифрой в записи числа, называется….(разряд).
  22. Число, обращающее уравнение в верное числовое равенство, называется…(корнем уравнения).
  23. Выходя из воды, животные встряхиваются. Какой физический закон используется ими при этом? (Закон инерции.)
  24. Чему равен объем 1кг воды? (1 литр.)
  25. 23 (8)
  26. Бежала тройка лошадей. Каждая лошадь пробежала по 5 км. Сколько километров проехал ямщик? (5 км.)
  27. Почему трудно удержать в руках живую рыбу? (Трение рыбы о руки мало, поэтому она выскальзывает из рук.)
  28. Как найти неизвестный делитель? (Делимое разделить на частное.)
  29. 152 (225)
  30. К натуральному числу справа приписали три нуля. Во сколько раз увеличится число? (В 1000 раз.)
  31. Как называется единица электрического заряда в системе СИ? (Кулон.)
  32. Имеются два сосуда. Объем первого сосуда – 1 литр, второго – 10 дм3. Вместимость какого сосуда меньше? (Первого.)
  33. В классе 20 учащихся. 10 человек пошли в поход. Сколько процентов учащихся пошли в поход? (50 процентов.)
  34. 43 (64)
  35. Древнегреческое название янтаря. (Электрон.)
  36. Площадь квадрата равна 100 см2. Чему равен его периметр? (40 см.)
  37. Чему равно произведение 13 ∙ 25 ∙ 0 ∙ 0,1? (0)
  38. Шла старуха в Москву. Навстречу ей три старика. Сколько человек шло в Москву? (Одна старуха.)
  39. Почему щука плавает значительно быстрее многих других рыб? (Заостренная форма головы щуки испытывает малое сопротивление воды, поэтому щука плавает очень быстро.)
  40. К однозначному числу, большему 0, приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличится число? (В 11 раз.)
  41. Как назвать одним словом сумму длин всех сторон прямоугольника? (Периметр.)
  42. Чему равна одна двенадцатая часа? (5 минутам.)
  43. Масса кирпича 1 кг и еще полкирпича. Найдите массу кирпича. (2 кг.)
  44. Если тело заряжено положительно, то чего больше: протонов или электронов? (Протонов.)
  45. Что идет, не двигаясь с места? (Время.)
  46. Сколько сотен содержится в 48 десятках? (4 сотни.)
  47. На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (0)
  48. Что меньше 18 ∙ 51 или 51 ∙ 17? (51 ∙ 17)
  49. Как называется единица напряжения в системе СИ? (Вольт.)
  50. Чем кончаются день и ночь? (Мягким знаком.)
  51. 53 (125)
  52. Сколько десятков получится, если два десятка умножить на три десятка ? (60)
  53. В семье у каждого из пяти братьев есть сестра. Сколько детей в семье? (6 )
  54. Для чего некоторые рыбы при быстром движении прижимают к себе плавники? (Чтобы уменьшить сопротивление движению.)
  55. Чем больше из нее берешь, тем больше она становится. Что это? (Яма.)
  56. В какой дроби числитель больше знаменателя и она не изменится, если ее перевернуть? (9/6)
  57. Угол в 1° рассматривают в лупу, дающую четырехкратное увеличение. Угол какой величины виден в лупу? (1° )
  58. Почему сильный ветер летом ломает деревья чаще, чем зимой? (Листва значительно увеличивает лобовую часть дерева, а в связи с этим возрастает действующая сила ветра.)
  59. Брат старше сестры во столько же раз, сколько ему лет. Сколько лет сестре? (1 год.)
  60. 33 (27)
  61. Ученик 1 класса живет на 10 этаже, но доезжает до 7, а потом идет пешком. Почему? (Мал ростом. – не дотягивается до кнопки.)
  62. Почему человек может поскользнуться, наступив на твердую сухую горошину? (Трение способствует перемещению человека. Сухая горошина, являясь как бы подшипником, уменьшает трение между подошвой обуви человека и опорой.)
  63. Разделите 50 на половину. (100)
  64. У трех трактористов был брат Андрей, а у Андрея братьев не было. Как это получилось? (Трактористы – сестры.)
  65. Когда мы смотрим на 2 , а говорим 10? (На часах – 2, говорим “10 минут”.)
  66. Два отца и два сына съели три яйца. По сколько съел каждый? (По одному.)
  67. Какие виды зарядов существуют в природе ? (Положительный и отрицательный.)
  68. Яйцо всмятку варится 2 минуты. Сколько времени потребуется, чтобы сварить 5 яиц всмятку? (2 минуты.)
  69. За книгу заплатил 10 рублей и еще половину стоимости книги. Сколько стоит книга? (20 рублей.)
  70. Портной имеет кусок сукна в 16 м, от которого он отрезает ежедневно по 2 м. Через сколько дней он отрежет последний кусок? (Через 7 дней.)
  71. Какой знак надо поставить между записанными рядом числами2 и 3, чтобы получилось число, большее двух, но меньшее трех? (Запятую.)
  72. Кому принадлежат слова “теперь я знаю, как выглядит атом”? (Э. Резерфорду.)
  73. Горело 7 электрических лампочек. Две погасли. Сколько лампочек осталось? (7)
  74. Летела стая из 25 гусей. Одного убили. Сколько гусей осталось? (1)
  75. НОД взаимно простых чисел равен…. (1)
  76. Вещество, непроводящее электричество. (Диэлектрик.)
  77. Частное двух чисел называется …. (Отношением.)
  78. Французский математик, чье имя носит система координат. (Рене Декарт.)
  79. Отношение длины отрезка на карте к длине отрезка на местности. (Масштаб.)
  80. Прибор для измерения углов. (Транспортир.)
  81. Частицы, из которых состоит ядро атома. (Протоны и нейтроны.)
  82. Один процент от рубля. (1 копейка.)
  83. Назовите наибольшее отрицательное целое число. (-1)
  84. Чему равен 1 пуд? (16 кг.)
  85. Разделите 100 на половину. (200)
  86. Каким словом обозначался миллион в Древней Руси? (Тьма.)
  87. Атом, потерявший или присоединивший один или несколько электронов. (Ион.)
  88. Чему равна масса 1м3 воды: 1тонне или 1 центнеру ? (1тонне.)
  89. 252 (625)
  90. Как называется число, делящееся без остатка на 2? (Четное.)
  91. Что называется пропорцией? (Равенство двух отношений.)
  92. Прибор, которым измеряют силу тока в цепи? (Амперметр.)
  93. Прибор для построения окружности. (Циркуль.)
  94. 203 (8000)
  95. Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками. (Противоположные.)
  96. Какая мера длины определяется двумя нотами? (Миля.)
  97. Прибор для измерения атмосферного давления. (Барометр – анероид.)
  98. Какие ноты при соединении обозначают только часть чего – либо. (Доля.)
  99. Есть две монеты на сумму 15 копеек и одна из низ не пятак. Что это за монеты? (10 копеек и 5 копеек.)
  100. Число, открытое Архимедом. (π “пи” )
  101. Название какой фигуры произошло от греческого слова “трапеза”? (Трапеция.)
  102. Древнегреческий ученый. (Архимед.)
  103. Назовите геометрическую фигуру, для которой любимым является число 3. (Δ)
  104. Сколько аров в гектаре? (100)
  105. Сколько золотых дал Карабас-Барабас для папы Карло? (5)
  106. Крыша дома несимметрична: левый скат составляет с горизонталью 60°, а правый – 70°. Если петух откладывает яйцо на гребень крыши, в какую сторону упадет яйцо? (Петух яйца не несет.)
  107. Явление сохранения скорости тела при отсутствии внешних воздействий. (Инерция.)
  108. Кто был автором первого учебника математики? (Евклид.)
  109. Отношение противолежащего катета к гипотенузе. (Синус угла.)
  110. Сформулируйте теорему Пифагора . (В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.)

Раунд “Лицом к лицу”

Вопросу первому финалисту

  1. Кому принадлежат слова “Математика – царица наук, а арифметика – царица математики”? (К.Ф.Гаусс.)
  2. Назовите фамилию известного ученого, открывшего атмосферу на Венере (зимой 1731 года пришел с обозом в Москву.) (М.В. Ломоносов)
  3. Великий ученый Древней Греции, определивший, сделана ли корона царя Гиерона из чистого золота, погибший от рук римлянина. (Архимед.)
  4. Кто подчинил алгебру геометрии, т.е. вывел геометрию на первое место? (Евклид.)
  5. Назовите название песни, в которой есть слова “…и подарит 500 эскимо” (“Песенка крокодила Гены”.)

Вопросы второму финалисту

  1. Кому принадлежат эти строки “Математику уже затем учить надобно, что она ум в порядок приводит” ? (М.В. Ломоносов)
  2. Этот ученый родился 8 февраля 1834 года в семье директора Тобольской гимназии. Учился на физико – математическом факультете Петербуржского педагогического института. Обратил внимание на периодичность в расположении атомных весов и повторяемости свойств элементов. Прообраз будущей периодической системы элементов явился ученому во сне. (Д.И. Менделеев)
  3. Рассказывают, что в трехлетнем возрасте он, поправив расчеты своего отца с каменщиками, удивил всех. А в 10 лет сложил все числа от 1 до 100, пока учитель диктовал задание. Кто это? (К.Ф.Гаусс)
  4. Кто впервые разделил числа на четные и нечетные, простые и составные? (Пифагор)
  5. Назовите название песни, в которой встречаются слова “….сотня юных бойцов…” (“Там вдали за рекой”)

Дополнительные вопросы

  1. Кому принадлежат слова “Математик должен быть в душе поэтом”? (С.Ковалевская)
  2. Отец современной алгебры (Ф. Виет)
  3. Его имя носит координатная плоскость. (Р.Декарт)