Внеклассное мероприятие "Я и моя семья"

Разделы: Внеклассная работа


Цель мероприятия: сплочение детского коллектива и родителей.

Основные задачи:

  • показать основы для дальнейшего изучения истории поколений, способствовать возрождению нравственных устоев и традиций нашего народа;
  • развивать потребность узнавать историю своей семьи, индивидуальные творческие и коммуникативные способности учащихся, инициативу, любознательность и самостоятельность, гражданственность и патриотизм;
  • воспитывать уважение к отцу и матери, родным, чувство ответственности к своей семье;
  • повысить интерес учащихся к исследовательской деятельности.

Оборудование:

  • выставка проектов учащихся “Я и мое имя ”, “Моя родословная”, “Герб семьи”, “Моя семья – мое богатство”;
  • презентация “Наши семьи”;
  • эмблема праздника “Аисты в гнездышке”;
  • фонограммы песен, мелодий.

Предварительная подготовка: учащиеся совместно с родителями создавали проекты “Я и мое имя”, “Моя родословная”, “Герб семьи”, “Моя семья – мое богатство”.

Ход мероприятия

Учитель: Добрый день, наши хранители семейных очагов, гости и приглашенные! Мы приветствуем вас на семейном празднике “Я и моя семья”. А проходит он под девизом…

Дети (хором): Мы умеем предками гордиться! (Приложение 1.)

Учитель: А пригласили мы вас для того, чтобы немного отвлечься от будничных дел, увидеть, какие чудесные и талантливые дети, чтобы дети увидели, как родителям и бабушкам интересно быть рядом с вами, чтобы вы почувствовали себя семьей. Ведь впервые дети открывают мир для себя в семье. Символом нашего праздника являются аисты в гнездышке. Пусть они принесут всем счастье и удачу.

Учитель: Из всех человеческих отношений семья – самое древнее и самое великое. Основные законы его – верность, любовь, воспитание детей – служат самыми прочными основами всякого человеческого блага. Слово “семья”, как и слова “хлеб”, “вода”, не требуют расшифровки, оно впитывается нами с первых мгновений жизни. Вот она рядом с каждым из нас, в каждом из нас, со своим неповторимым духом, видом, стилем. Семья – это муж и жена, это дом, родители и дети, бабушки и дедушки. Это заботы и радость, несчастья и печали, это привычки и традиции, это любовь.

Ученик:

Любовь рождается в жизни на заре,
Горит в семье счастливой до заката,
Познав восторг весны, грусть в сентябре,
Лихие годы и тоску солдата.

Пройдя дороги суеты сует.
Потерь тяжелых, горечь расставанья,
Горит любовь, не гаснет сотни лет
В сердцах людей, как солнце, как деревья.

Издревле – так преданья говорят –
Любовь была священна.
Но тем священней в миллионы крат,
Коль удалось ее сберечь семейно.

А начнем мы наш семейный праздник, открыв первую страницу праздника – “Я и мое имя”

(Приложение 1.)

Родился ребенок. Родители дают ему имя.

Ученик 1.

Что имя – звук, оброненный случайно,
В котором нет ни смысла, ни значенья,
Конечно, нет.
И в именах есть тайна,
И таинство есть имя нареченье.

Ученик 2.

И вот мы сами, силами своими,
Осознаем в начале нашего века:
Не человек себе находит имя,
А имя выбирает человека.

Учитель: О том, как давались имена расскажут наши ребята.

Ученик 1. Имена давались по внешнему виду человека: Черный, Чернавка, Мал.

Ученик 2. Имена давались по характеру: Добр, Смеян, Умник.

Ученик 3. Имена давались и по тому, в какое время года рожден ребенок: Зим, Вешняк, Мороз.

Ученик 4. Имена давались в честь бабушки или дедушки, в честь святого, чтобы тот был его хранителем.

Учитель: Одних имена обязывают быть благородными, других жить в мире, не ссориться, а если у человека в единстве и те, и другие качества, то от этого его “доброе имя только выигрывает”.

Давайте послушаем, какую историю описал в своем шутливом стихотворении Юрий Благов.

Ученик 1.

Дед стараясь для внучонка,
Нахватал из разных мест
Ряд имен, звучащих звонко:
Говий…Муций…Свен…Орест.

Ученик 2.

Зять решил по ходу прений
Повернуть вопрос ребром:
– Назовем посовременней –
Гелий…Атом…Космодром…

Ученик 3.

Дочь, захваченная спором,
Шумно лезет на рожон
С целым импортным набором:
Эдвин…Мельвин…Сельвин…Джон…

Ученик 4.

Бабка с нехристями знаться
Не желает, и сама
Вносит лепту, глядя в святцы:
Псой…Сысой…Кузьма…Фома…

Ученик 5.

Сочинительством премудрым
Занимались вчетвером.
Ночь проспорили, а утром
Мальчик назван был Петром.

Учитель: О происхождении своего имени, о том, что оно означает, расскажут ребята (защищают свои проекты 2 ученика).

Анна: “Мне мои родители дали имя Анна. В своем проекте я отметила, что Анна в переводе с древнегреческого – благодать, милостивая. В России это имя было всегда распространено и сейчас находится в первом десятке имен. Имя человека – это “бесценный дар”. Родители меня назвали Анной в честь святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы Марии. Святые, имена которых мы носим, называются нашими ангелами. Мы называем их ангелами – хранителями потому, что они, со времени наречения нас их именем делаются особыми нашими покровителями, молитвенниками за нас перед Богом. Имя святой праведной Анны указывает мне на мою обязанность чтить и любить ее, подражать примеру ее жизни. Я внимательно стараюсь изучать жития и других святых, имя которых я ношу.

Иван: “Мое имя Иван. Это имя старинного происхождения. Обозначает – Бог смилостивился. Слово Иван производит впечатление хорошего, красивого, светлого, радостного. А назвали меня так в честь прапрадедушек по линии мамы”.

Учитель: Наши девочки провели исследование, узнав какие же имена преобладают у учащихся нашего класса и начальной школы. (Приложение 1.)

Результатом явилось то, что самые распространенные имена в начальной школе – это:

  • Александр – 10 учеников;
  • Никита, Юлия, Анастасия, Ольга – 8 учеников;
  • Дмитрий, Дарья – 7 учеников.

В нашем классе на 1 месте имя Никита, его носят 4 ученика, 3 человека имеют имя Андрей, по 2 человека зовут Дарьей, Юлией и Иваном.

Звучит песня “Сто имен”. Стихи Ю. Полухина, музыка Е. Ботярова (Приложение 2).

Следующая страница “А вы откуда родом?”. (Приложение 1.)

Учитель: Имя вам дали родители. Отчество – от отца. А фамилия? К вашему отцу она пришла от деда, к деду – от прадеда. Но кто же первый в роду так назывался и почему?

Ученик 1.

В фамилиях различных лиц,
Порою вам знакомых,
Звучат названья рыб и птиц,
Зверей и насекомых…

Ученик 2.

Лисичкин, Раков, Индюков,
Селедкин, Мышкин, Телкин,
Мокрицын, Волков, Мотыльков,
Бобров и Перепелкин.

Учитель: Сейчас мы с вами попадем в театр – импровизированный, но все же театр. Дети представят нам сценку, из которой станет ясно, откуда произошли некоторые фамилии.

Дети представляют сценку “У плетня” (Приложение 2.)

Учитель: Третья страница называется “Моя родословная”.

Сейчас мы отправимся в прошлое. Каждому человеку нужно знать и чтить своих предков. Это дань благодарности, дань памяти. Вы видите на стенде прекрасные родословные. Ваши предки, ваши корни – ваша родословная. Родители и вы – часть, причем верхняя часть, чудесного родословного древа. В дальнейшем вы станете родоначальниками новых ветвей, и внуки будут гордиться такими предками, как вы.

Родословная ведется
С очень – очень давних лет.
Открывает галерею
Никиты прадед.

(3 учащихся защищают проекты “Моя родословная”, рассказывая о своих дедушках, прадедушках.)

Никита: Я хочу рассказать о своем прадедушке, дедушке моей мамы. Он участник Великой Отечественной войны. Родился 24 ноября 1924 года в Чувашской АССР в деревне Катергино Козловского района. Участвовал в боях с 1944 года, когда ему было 23 года. Мой прадедушка был стрелком в 26-ом стрелковом полку. 2 марта 1945 года был ранен в правую руку.

За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, был награжден медалью “За победу над Германией”. Кроме этой, у него еще есть медали. Среди них – “Медаль Жукова”, награда “Фронтовик” и еще 13 юбилейных медалей.

Юлия: Моего прадедушку зовут Павел Иванович Боев. Родился он в 1922 году 12 августа в Курской области Медвенского района Амосовского сельсовета в деревне Амосовка.

На фронт ушел в 1942 году, когда ему было всего 20 лет. Воевал в артиллерийской разведке, которая координировала огонь тяжелой артиллерии (орудия калибра 152–302 мм). Он был телеграфистом на передовой. Прошел всю войну, воевал в Венгрии, Польше, Чехословакии, дошел до Берлина. За форсирование реки Одер награжден Медалью “За отвагу”. Так же награжден Орденом Красной Звезды, Медалями “За взятие Берлина”, “За освобождение Варшавы”, Орденом Отечественной войны 2 степени. Прадедушке сейчас 85 лет, он живет в городе Курске. Я горжусь своим прадедушкой.

Анна: У каждого человека есть своя семья: мама, папа, бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки. А много ли мы о них знаем? Вот ответ на этот вопрос я и хотела получить, создавая свой проект “Моя родословная”. От бабушки и своих родителей я узнала сведения о себе, своих братьях, сестрах, бабушках, дедушках, прабабушках и прадедушках, их фамилии и имена, род их занятий, места их жительства. Всю эту информацию я с помощью мамы обработала и составила свое генеалогическое древо, на ветвях которого разместила всех родственников по поколениям. Я нашла 43 родственника, дойдя до 6 колена, узнав, что по линии папы и мамы прадедушки были участниками Великой Отечественной войны, прабабушки имели отношение к земле, иначе говоря, были крестьянами, а жили и работали они в колхозе и кормили народ плодами своего труда и способствовали процветанию России. Любовь к земле передавалась из поколения в поколение. Дедушка Федотов Михаил Трофимович и бабушка Разбойникова Ольга Емельяновна, были педагогами и всю свою жизнь проработали в сельской школе. Бабушка по линии мамы Тихонькина Елизавета Федоровна работала ветеринаром, а дедушка Тихонькин Петр Афанасьевич был мастером широкого профиля и выполнял самую трудную работу в колхозе. Несмотря на все трудности того времени, мои родственники донесли любовь к земле и до моих родителей. Я горжусь тем, что родители папы вырастили и воспитали 7 детей: 5 девочек и 2 мальчика (один из которых мой папа). Благодаря этому и я имею по линии папы 7 двоюродных сестер и 7 братьев. По линии мамы у меня 2 тети, 3 двоюродных сестры и 2 брата. Мне бы очень хотелось, чтобы, несмотря на различие и значение наших фамилий, мы берегли друг друга и заботились друг о друге. В дальнейшем я хочу узнать о других родственниках, об их занятиях, увлечениях и семейных традициях.

Ученик 1.

“Молодая бабушка”, – люди говорят,
Я за нашу бабушку очень рад,
Я, ребята, бабушке не грублю,
Потому что бабушку я люблю.

Ученик 2.

Будем нашим бабушкам
Помогать с тобой.
Улыбайся, бабушка,
Всегда будь молодой!

(1 учащаяся защищает проект “Моя родословная”, рассказывая о своей бабушке.)

Родионова Елена: Моя двоюродная бабушка – Аланина Анастасия Ивановна – участница Великой Отечественной войны. Она была призвана в ряды защитников Отечества 19 июня 1942 года в качестве сандружинницы на Калининский фронт. Великая Отечественная война была очень кровопролитной, много солдат погибло, и тысячи было ранено. Раненых нужно было лечить, заботиться о них, эту очень важную работу осуществляли наши советские женщины, девушки. Одной из них и была моя бабушка Настя. Она выносила раненых с поля боя, перевязывала, ухаживала за бойцами. Была участницей битвы на Курской Дуге, поэтому в 1943 году была награждена медалью за “Боевые заслуги”. Вместе с медсанбатом они прошли всю Белоруссию, Украину, переплавлялись через Днепр. Особенно кровопролитной была переправа через реку Сош. День и ночь сандружинницы ухаживали за ранеными, спали по полчаса в сутки. Дошла до Польши, в 1944 году вернулась домой.

Учитель:

Для веселых весенних ветвей
Корни более, чем родня…
Берегите пожилых людей
От обид, холодов, огня…
За спиной у них годы тяжких трудов и битв…
Но у старости силы не те.
Берегите старых людей,
Ведь без них не было б вас!

Звучит песня “Вот какая бабушка!” Слова И. Черницкой, музыка Т. Попатенко

(Приложение 2, Приложение 3.)

Учитель: Давайте вспомним о наших предках добрыми словами и зажжем эти маленькие свечи в их память! Они станут незримой ниточкой, связывающей день прошлый и сегодняшний.

В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ – родительский дом!
В семейном кругу все корни твои!
И в жизнь ты выходишь из семьи!

Мы попадаем на страницу “Моя семья – мое богатство” (Приложение 1.)

Андрей: Создать семью нелегко, а сохранить еще труднее. Беды, радости бывают в каждой семье, и достойно нам не всегда удается их преодолеть, не хватает житейской мудрости. До начала 20 века семья состояла не из одного поколения (не случайно же и слово такое образовалось: “семь” и “я”). В ней были дедушки, бабушки, мама, папа, дети, внуки, правнуки. Жили дружно, друг другу помогали. Семьи были большие и крепкие. “Мой дом – моя крепость”, “Моя семья – мое богатство” – эти выражения я считаю правильными потому, что у каждого человека должен быть дом, где его ждут, понимают, принимают таким, каков он есть, место, где ему тепло и уютно. А тепло и уют нам создает семья.

Учащиеся готовили заранее пословицы о роде и семье. Проводится конкурс – “Добрая пословица ко времени молвится”. В течение 3 минут по очереди учащиеся называют найденные ими пословицы:

Лад да согласье – первое в семье счастье.
На что и клад, когда в семье лад.
Своя семья – самые верные друзья.
Как родители наши жили, так и жить нам велели.
Русский человек без родни не живет.
С детьми дом содом, без детей – пустота.
Семья крепка ладом.
Имя дают родители, славу добываешь сам и т. д.

Учитель: Обратите внимание на проекты, созданные вашими одноклассниками “Моя семья – мое богатство”.

Учитель: Но у нас есть своя классная семья (Приложение 1).

Учитель:

Мы большущая семья –
25 всех вас и я,
Любим мы писать, читать,
Плавать, прыгать и играть.
Любим песни, пляски,
Хоккей, футбол, салазки.
О нашей классной жизни вам
Расскажем без подсказки.

Мы благодарим родителей за помощь в классных и школьных делах.

Переходим к следующей странице “Герб и девиз нашей семьи” (Приложение 1).

Прошу ребят показать герб и рассказать о нем. Выслушиваются рассказы 4 учащихся о гербе своей семьи.

Екатерина: На гербе нашей семьи вы видите предметы, связанные с землей: яблоки, помидоры, грибы. А изобразили мы их потому, что все любим землю, любим, работать в саду. После работы всей семьей ездим купаться на озеро Кичиер. Девиз нашей семьи: “Землю красит солнце, а человека труд”.

Никита: На гербе нашей семьи изображены предметы, связанные с теми профессиями, которые имеются у членов моей семьи и их занятиями:

змея – символ здоровья,
обезьяна – символ отдыха и веселья,
лошадь – символ работоспособности и силы,
тигр – символ защиты семьи,
лучи восходящего солнца – символ любви к жизни, солнцу, природе.

Дарья: На нашем гербе мы изобразили костер – символ семейного очага, он согревает всех в нашей семье. Нарисованными предметами мы показали увлечения и занятия нашей семьи: спорт, лес, игры.Наш девиз:

“1–2 – голубые, 3–4 – небеса,
Мы пройдем моря и горы, реки и леса.
Не страшны нам неудача, дружба, сердце закалит.
Мы не можем жить иначе – наша дружба – монолит”.

Анна: На гербе указана дата рождения нашей семьи – 1997 год и изображены предметы, связанные с увлечениями нашей семьи:

книга – символ образованности, ума, знаний;
скрипичный ключ – любовь к музыке;
мольберт – любовь к живописи;
рыба – любимое занятие папы – рыбалка.

Общим для всей семьи является любовь к жизни, солнцу, природе, поэтому нарисована голубая лента.

У всех владельцев герба должен быть фамильный девиз, который отражает мир семьи. Поэтому мы выбрали девиз семьи: Землю красит солнце, а человека труд”.

Анастасия знакомит с изображением герба класса (Приложение 1).

Учитель: Подошел к концу наш праздник. Сегодня хочется поблагодарить всех, кто принимал участие в создании проектов. Большое спасибо за улыбки и ваше активное участие в празднике. Я желаю, чтобы в ваших семьях царили мир, покой, добро и благополучие. Несмотря на различие и значение наших фамилий, берегите друг друга и заботьтесь друг о друге. Не забывайте, что покой и уют в семье – настоящий клад.

Дети и родители исполняют песню “Вместе весело шагать”.