Цели.
- Углублять знания по фразеологии – разделу науки о языке.
- Учить детей употреблять фразеологизмы в речи с целью ее обогащения.
- Привлекать учащихся с активной познавательной деятельности для расширения их лексического запаса.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
Работа с рисунками, на которых изображены свободные словосочетания: ходить по струнке, жить на ножах, прикусить язык и т.п.
– Почему вам стало весело, когда вы рассматривали их?
Учащиеся объясняют, что лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом, отдельные слова в нем теряют свою самостоятельность.
– Кто мог так нарисовать?
(Дети, не знающие фразеологизмов; иностранцы, не знакомые с фразеологией русского языка, производящие дословный перевод.)
2. Сообщение темы и цели урока.
– Сегодня мы продолжим путешествие в удивительную страну Фразеологию.
К каждой букве слова ФРАЗЕОЛОГИЯ назовите фразеологизм и объясните его значение.
Варианты ответов.
Ф – Фома неверующий (человек, склонный не верить на слово кому-либо или чему-либо, прежде чем не убедится сам);
– филькина грамота (невежественный, безграмотно составленный или не имеющий юридической силы документ).
Р – раз-два и обчелся (так мало, что можно пересчитать);
– раз плюнуть (очень просто, не составляет труда сделать).
А – ахиллесова пята (уязвимое место, слабая сторона);
– альфа и омега (основа всего, самая значительная).
З – зарубить на носу (твердо запомнить);
– засучив рукава работать (много и усердно, не жалея сил).
Е – ездить верхом на ком-то (угнетать, издеваться, использовать в своих интересах);
– ешь (пей) не хочу (всего вдоволь).
О – обводить вокруг пальца кого-то (ловко, искусно обманывать);
– один к одному (один лучше другого).
Л – легок на помине (приходит как раз тогда, когда о нем думают, говорят, вспоминают);
– ломать голову над чем-то (напряженно думать, стараясь понять что-то сложное).
Г – гоняться за двумя зайцами (стремиться выполнить сразу два разных дела);
– гол как сокол (крайне беден).
И – играть в бирюльки (заниматься пустяками);
– иголке негде упасть (очень тесно, многолюдно).
Я – яблоко раздора (причина ссоры);
– язык подвешен (хорошо умеет говорить).
Так как эта работа достаточно объемная, можно предложить сильным учащимся заранее подобрать фразеологизмы на эти буквы, в случае затруднения обратиться к “Школьному фразеологическому словарю русского языка” (Сост. В.П. Жуков, А.В. Жуков).
В качестве примера в классе можно называть лишь один фразеологизм на каждую букву.
– Почему возникают в языке фразеологизмы, несмотря на то, что их значения можно выразить отдельными словами?
3. Из данных фразеологизмов выбрать те, которые имеют литературную основу:
Кот наплакал; а Васька слушает да ест (И.Крылов); остались кожа да кости; а воз и ныне там (И.Крылов); ни на йоту (Евангелие от Матфея:5,18); ни в какие ворота не лезет; остаться у разбитого корыта (А.Пушкин); ахиллесова пята (греч. мифология); а ларчик просто открывался (И.Крылов).
4. Фразеологический зоопарк.
– Угадайте, о каком животном идет речь. Составьте предложения с этими фразеологическими оборотами.
чувствовать себя как … в воде … отпущения денег … не клюют … скребут на душе … слезы … на ухо наступил делать из … … живут как … с … |
(рыба) (козел) (куры) (кошки) (крокодиловы) (медведь) (муха, слон) (кошка с собакой) |
5. Игра “Кто больше?”
Подбор к слову синонима-фразеологизма.
Мало – кот наплакал; капля в море; по пальцам пересчитать; раз-два и обчелся; с гулькин нос.
Быстро – на всех парах (парусах); во весь дух; сломя голову; во всю прыть; во все лопатки; во весь опор, со всех ног.
6. Подбор синонимичных и антонимичных пар к фразеологизмам.
- Два сапога – пара (один другого не лучше).
Синонимы: одного поля ягода; одним миром мазаны; на один покрой; на одну колодку.
Антоним: как небо и земля (полная противоположность). - Хоть отбавляй (слишком много).
Синонимы: хоть пруд пруди; куры не клюют; как из рога изобилия; вагон и маленькая тележка.
Антоним: хоть шаром покати.
Вывод. К фразеологизму, как и к слову, можно подобрать синонимы и антонимы.
7. Тест.
1) Найти фразеологизм.
1 вариант.
А) спрятать нос
Б) вытереть нос
В) повесить нос
Г) лечить нос
2 вариант.
А) оставить надолго
Б) оставить с носом
В) оставить в классе
Г) оставить с сестрой
3 вариант.
А) показать руки
Б) надеть на руки
В) вымыть руки
Г) умыть руки
2) С каким из слов может сочетаться фразеологизм.
1 вариант. С пеной у рта
А) думать
Б) уходить
В) ожидать
Г) доказывать
2 вариант. До последней капли крови
А) подниматься
Б) защищаться
В) ударяться
Г) стремиться
3 вариант. На птичьих правах
А) временно
Б) постоянно
В) немедленно
Г) моментально
3) Подобрать синоним к фразеологизму.
1 вариант. Держать ухо востро
А) глядеть в обо
Б) держать язык за зубами
В) вставлять палки в колеса
Г) наступать на пятки
2 вариант. Бабушка надвое сказала
А) седьмая вода на киселе
Б) втирать очки
В) пятое колесо в телеге
Г) вилами по воде писано
3 вариант. Два сапога – пара
А) как на подбор
Б) один к одному
В) тютелька в тютельку
Г) один на один
4) Подобрать антоним к фразеологизму.
1 вариант. Бить баклуши
А) работать
Б) бездельничать
В) обидеть
Г) надоедать
2 вариант. Засучив рукава
А) упорно
Б) усердно
В) прилежно
Г) спустя рукава
3 вариант. За тридевять земель
А) рукой подать
Б) только его и видели
В) как ветром сдуло
Г) одна нога здесь, другая там
8. Задание на дом.
Вспомнить как можно больше фразеологизмов о каком-либо животном. Составить предложения, указать, каким членом предложения является фразеологизм.
Сильным. Написать рассказ или стихотворение, в котором дается объяснение значения одного из фразеологизмов.
9. Итоги урока.
– Чем различаются фразеологизмы и свободные словосочетания?
– Можно ли рассказать о чем-то только с помощью фразеологизмов? Почему?
– С какой целью используются фразеологизмы в речи?