1. Общие положения.
Настоящая программа предназначена для обучения школьников в кружке “Юный спасатель” и рассчитана на два года. Программа составлена с учетом требований, предъявляемых к квалификации спасателей, согласованных с Министерством труда и занятости населения РФ, положения о системе подготовки кадров, а также Федеральных законов “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” и “Об аварийно спасательных службах и статусе спасателей”.
В ходе обучения школьники должны изучить основные правовые документы в области защиты от чрезвычайных ситуаций и ведения аварийно-спасательных работ, приобрести опыт прохождения туристских маршрутов и навыки основ выживания в экстремальных условиях, изучить инструменты и приборы для ведения спасательных работ, средства защиты от поражающих факторов, способы оказания первой медицинской помощи, меры безопасности при ведении аварийно-спасательных работ, получить психологическую закалку.
Подготовка предполагает три основных направления:
- теоретическое,
- техническое,
- физическое.
Теоретическая подготовка проводится по специально разработанным методическим материалам и пособиям в соответствии с учебной программой и расписанием занятий и предполагает изучение законов, подзаконных актов и изучение основ аварийно-спасательных работ.
Техническая подготовка проводится на спортивном ядре школы и в актовом зале по методике специальной подготовки спасателей.
Физическая подготовка проводится согласно требованиям, предъявляемым к членам спортивных секций и школ выживания в экстремальных условиях.
Изучение “Основ применения ПЭВМ” предполагает получение навыков в работе и использовании ПЭВМ в повседневной деятельности прогноза обстановки в чрезвычайных ситуациях.
2. Организационно-методические указания.
Программа разработана для учащихся, желающих получить начальную подготовку по специальности “Аварийно-спасательное дело”. Программа рассчитана на проведение занятий в течение 2-х лет. Занятия проводятся один раз в неделю в течение 1 учебного часа.
В ходе обучения школьники должны научиться вести аварийно-спасательные работы в зонах (районах) ЧС природного характера и оказывать помощь профессиональным спасателям при ведении аварийно-восстановительных работ при авариях и катастрофах техногенного характера, пользоваться средствами индивидуальной защиты, туристским снаряжением, оказывать первую медицинскую помощь, иметь навыки выживания в экстремальных условиях.
По окончании подготовки школьники должны
знать:
- функции спасательной службы и законодательную базу по ней;
- специфику аварий, катастроф и стихийных бедствий региона, их поражающие факторы и последствия;
- принципы организации и порядок ведения АСР при различных ЧС;
- способы поиска, извлечения и транспортировки пострадавших в различных условиях;
- основы применения специальных аварийно-спасательных средств, оборудования, приборов, инструментов, приспособлений;
- приемы и средства оказания первой медицинской помощи;
- особенности оказания первой медицинской помощи при переломах различной локализации;
- основы передвижения по различной местности;
- основы выживания в различных климатических и природных условиях;
- технику безопасности при выполнении АСР;
- свои индивидуально-психологические особенности;
- методы и приемы управления собственным состоянием;
- особенности психологического воздействия обстановки на людей при ЧС.
уметь:
- ориентироваться в законодательной базе по аварийно-спасательному делу;
- применять и эффективно использовать спасательную технику, приборы, оборудование, СИЗ и средства связи;
- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;
- работать с компасом и картой, ориентироваться на местности в любое время суток при различных погодных условиях;
- контролировать свое морально-психологическое состояние при ЧС;
- применять приемы управления своим состоянием.
иметь представление:
- об отечественном и зарубежном опыте ведения АСР в различных ЧС природного и техногенного характера;
- о природных явлениях региона;
- о процессе горения, пожаре и его развитии;
- об особенностях тушения пожаров различных категорий на различных объектах;
- об основах психологических знаний и особенностях поведения человека в ЧС.
3. Учебный план.
№ п/п | Наименование разделов | Всего | 1 год обучения | 2 год обучения |
1. | Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность аварийно-спасательных служб и формирований МЧС РФ | 1 | 1 | - |
2. | Общая подготовка | 4 | 3 | 1 |
3. | Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера | 2 | 1 | 1 |
4. | Техническое оснащение аварийно-спасательных формирований | 2 | 1 | 1 |
5. | Медицинская подготовка | 20 | 10 | 10 |
6. | Психологическая подготовка | 3 | 1 | 2 |
7. | Физическая подготовка | 10 | 6 | 4 |
8. | Основы автономного существования в различных климато-географических условиях | 10 | 4 | 6 |
9. | Основы здорового образа жизни | 4 | 2 | 2 |
10. | Радиационная, химическая и биологическая безопасность | 4 | 2 | 2 |
11. | Гражданская оборона и ее задачи | 6 | 3 | 3 |
12. | Основы применения ПЭВМ | 2 | _ | 2 |
ИТОГО | 68 | 34 | 34 |
4. Учебно-тематический план.
1-й год обучения
№ темы | Название темы | Кол. часов | Дата |
1. | Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность аварийно-спасательных служб и формирований МЧС РФ | 1 | |
2. | Общая подготовка | 3 | |
3. | Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера | 1 | |
4. | Техническое оснащение аварийно-спасательных формирований | 1 | |
5. | Медицинская подготовка | 10 | |
6. | Психологическая подготовка | 1 | |
7. | Физическая подготовка | 6 | |
8. | Основы автономного существования в различных климато-географических условиях | 4 | |
9. | Основы здорового образа жизни | 2 | |
10. | Радиационная, химическая и биологическая безопасность | 2 | |
11. | Гражданская оборона и ее задачи | 3 | |
ИТОГО |
34 |
Учебно-тематический план
2-й год обучения
№ темы | Название темы | Кол. часов | Дата |
1. | Общая подготовка | 1 | |
2. | Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера | 1 | |
3. | Техническое оснащение аварийно-спасательных формирований | 1 | |
4. | Медицинская подготовка | 10 | |
5. | Психологическая подготовка | 2 | |
6. | Физическая подготовка | 4 | |
7. | Основы автономного существования в различных климато-географических условиях | 6 | |
8. | Основы здорового образа жизни | 2 | |
9. | Радиационная, химическая и биологическая безопасность | 2 | |
10. | Гражданская оборона и ее задачи | 3 | |
11. | Основы применения ПЭВМ | 2 | |
ИТОГО |
34 |