Урок-презентация по теме "Сера" для 9-х классов

Разделы: Химия, Информатика


Использование компьютера на уроках химии позволяет учителю решить сразу несколько задач:

  • усилить интерес учащихся к изучению предмета;
  • оптимально использовать время на уроке;
  • применять различные виды и формы учебной деятельности: получение информации, практические задания, контроль уровня знаний,
  • заменить демонстрацию части опытов на показ их на экране, что актуально в условиях нехватки химических реактивов, или получения “ароматных” продуктов реакции;
  • развивать познавательные и исследовательские навыки учащихся за счет интерактивных заданий;
  • развивать умение учащихся ориентироваться в информационном пространстве за счет заданий, связанных с поиском информации на заданные темы и обработкой ее средствами ИКТ.

На своих уроках я широко использую CD диски из образовательной коллекции “1С” “Химия для всех XXI”. Но основной упор делаю на разработки презентаций к урокам. Фактически презентация – это план моего урока, который я разбавляю другими динамическими средствами (показ опытов или демонстрация на экране).

Разработка презентации не занимает много времени, поскольку в Интернете есть масса открытых материалов по химии на различных сайтах. Используя эти материалы можно быстро подготовить материал к каждому уроку. Презентации мною используются не от случая к случаю, а выстроены в систему и предназначены для изучения предмета “с нуля” и до окончания курса.

Результаты использования компьютера на уроках видны очень быстро: повышается производительность урока, учителю видно как учащиеся реагируют на представленный материал, поскольку он не стучит мелом по доске, как было раньше, а обсуждает с учащимися каждый слайд, давая пояснения по ходу, если это нужно, или задавая вопросы ученикам. повышается наглядность урока, не надо тратить время на подготовку лаборатории достаточно несколько раз щелкнуть мышкой. Я не призываю совсем отказаться от эксперимента проводимого вживую, нет, но у меня были случаи наличия у детей аллергии на запахи некоторых реактивов, даже на запах горящего сухого горючего, и таких детей с каждым годом больше. Кроме того, из кабинетов химии постепенно исчезают такие реактивы как металлы первой и второй группы, соли серебра и бария, органические вещества, а учителей химии обязали отчитываться за использования каждого грамма соляной и серной кислот, перманганата калия, если эксперименты с ними показывать в маленьких объемах, то они перестают быть зрелищными и у учащихся теряется интерес к химии как к науке о превращениях веществ. Использование программы “Виртуальная лаборатория” не дает эффекта присутствия при эксперименте, поэтому я предпочитаю использовать фрагменты фильмов, на которых химический эксперимент представлен завлекательно.

Цель урока:

  • изучить физические и химические свойства серы, вспомнить явление “аллотропия”
  • продолжить формирование у учащихся исследовательских навыков: проведение экспериментов, наблюдение, обобщения, умение делать выводы;
  • формировать у учащихся интеллектуальные умения: сравнивать, обобщать, анализировать.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний.

На прошлом уроке мы изучили химические свойства и получение кислорода, предлагаю решить почти практическую задачу (слайд 1). (Приложение 1) У вас – 5 минут (ответ на листочках, подписать фамилию, класс, № варианта, условия задачи не переписывать, мне сдать в конце урока вместе с тренировочными упражнениями).


Рис. 1

Сера, как и кислород, относятся к главной подгруппе VI группы Таблицы Менделеева. Общее название для этих элементов – халькогены. Исходя из свойств кислорода, прошу предсказать кратко физические и химические свойства серы. (Ответ 2 мин.)

II. Изучение нового материала.

(Слайд 2) Атом серы, как и атом кислорода, содержит на внешнем электронном уровне 6 электронов. Cера не является таким же сильным окислителем как кислород... Почему? (Ответ учащегося.)

На слайде № 3 мы видим, что сера существует в 3-х аллотропных модификациях. Что означает “Аллотропия”, какие еще элементы образуют аллотропные модификации, назовите эти вещества (кислород – озон; сажа – графит – алмаз – фуллерен).


Рис. 2

У меня в пробирке находится ромбическая сера. Это твердое, желтое кристаллическое вещество. Попробуем его нагреть в пробирке без доступа воздуха. Пока я нагреваю закрытую пробирку с серой, посмотрим на экране фрагмент фильма “Горение серы в кислороде” из образовательной коллекции “Химические опыты со взрывами и без”.

Наблюдаем в пробирке превращение серы в пластическую форму. Вы видите, что вещество изменило цвет и агрегатное состояние, а вот интересно, прошла ли химическая реакция и, если да, то какая? Правильно, нет. Я выливаю расплавленную серу в воду, и оставляю ее до следующего урока. Посмотрим, что с ней произойдет.

Бросим щепотку ромбической серы в воду, она не растворяется и даже не смачивается водой. Давайте посмотрим действие магнитного поля на смесь порошка серы и железных опилок из образовательной коллекции “Химические опыты со взрывами и без” (продолжительность 2 минуты). Как называется способ разделения веществ с помощью магнита? А теперь вспомним ответ о предсказанных (фамилия ученика) физических свойствах серы. Все подтвердилось?

(Слайд 4). Вернемся к строению атома серы. Исходя из него, для серы будут характерны степени окисления -2, +2, +4 и +6. (Пояснение о возбужденном состоянии атома серы по слайду).


Рис. 3

Поэтому в химических реакциях сера может выступать как окислитель (степень окисления минус два) смотрим слайд 5, перепишите уравнения реакций и дайте названия соединениям. Также сера может являться восстановителем (степени окисления плюс два, четыре, шесть) смотрим слайд 6. Запишем уравнения реакций. Для последних двух реакций попробуйте составить электронный баланс. Обратите внимание, что с йодом сера не проявляет степень окисления +2, а какую проявляет? Почему? Напишите уравнение реакции в тетради, а к доске выходит...

Посмотрим на экране фрагмент фильма образование сульфида железа (продолжительность 2 минуты) из образовательной коллекции “Химические опыты со взрывами и без”.


Рис. 4


Рис. 5

Сера способна растворяться в концентрированном растворе щелочи. Запишите реакции со слайда 6. Почему эти реакции называются реакциями диспропорционирования? Для тиосульфата натрия я привела схему, из которой видно, что в молекуле тиосульфата сера имеет две разных степени окисления, т.е. один из атомов является окислителем, а другой – восстановителем. Составьте электронный баланс для нижнего уравнения.


Рис. 6

III. Тренировочные упражнения.


Рис. 7

Приложение 1 (слайд 7). Если осталось время записать последнюю реакцию как ионную. Оцените свое участие в уроке на листочке с тренировочными упражнениями по 10-балльной шкале и сдайте их.

Решение:

1. Находим количество серы, на объем помещения 100 * 24 = 2400 г.

2. S + O2 → SO2 мольное соотношение по уравнению реакции 1:1, находим количество молей серы n = m/M = 2400/32 = 75 моль, значит и SO2 получится столько же, считаю массу: m = n * M = 75 * 64 = 4800 г = 4,8 кг.

S → SO2 → SO3 → H2SO4 → CaSO4
S + O2 → SO2
2SO2 + O2 → 2SO3
SO3 + H2O → H2SO4(разб)
Са(OН)2 + H2SO4(разб) → СаSO4 +2Н2О

IV. Организация домашнего задания.

§ 21, № 1, 2, 3. По желанию доклад или презентация на тему “Применение серы”.

Литература

Учебник Габрелян О.С. “Сера”, 9-й класс.