Цели:
- Образовательные
– выяснить, чем обусловлено давление газа, сформировать умение применять положения МКТ для объяснения давления газа при различных условиях , изучить закон Паскаля. - Развивающие
– развивать познавательный интерес к предмету, внимание и любознательность, мыслительные умения учащихся (сравнение, обобщение, анализ); - Воспитательные
– воспитание устойчивого интереса к предмету, навыков коммуникативности, экологическое воспитание, воспитание нравственных качеств личности (настойчивость, трудолюбие, точность) на примере жизни Блеза Паскаля.
I. Организационный момент (задача – создание психологического настроя).
II. Актуализация опорных знаний учащихся (задача – повторить и углубить знания, необходимые для усвоения нового материала, прием обучения – эвристическая беседа, форма организации познавательной деятельности – фронтальная, метод обучения – репродуктивный).
Ход урока
На прошлом уроке мы говорили о давлении, которое оказывают на опору твердые тела, о значении давления в природе и технике.
Вопрос 1. Какая кнопка быстрее входит в дерево – острая или тупая? Почему?
Вопрос 2. Почему человек, идущий на лыжах, не проваливается в снег?
Вопрос 3. Зачем у комбайнов, тракторов и других с/х машин колеса делают очень широкими?
А знаете ли вы, что сейчас, чтобы не истирался в пыль верхний плодородный слой почвы, стараются применять мини-трактора и машины средней мощности. А у нас на Куршской косе запрещено движение крупнотоннажного транспорта, чтобы сохранить уникальный природный заповедник и не нарушить его экологию.
До начала урока я раздала вам карточки с таблицей. В ходе урока мы ее заполним, а вы дома вклейте ее в тетрадь. (Учитель заранее, чтобы сэкономить время, раздает не заполненную таблицу.)
Агрегатное состояние | Подвижность молекул | Передача давления | Рисунок |
Таблица заполняется в ходе урока.
Вопрос 1. В каких еще состояниях, кроме твердого состояния, может находиться вещество? (Ответы записываем в таблицу, которая есть и на доске.)
Вопрос 2. Тело принимает форму того сосуда, в котором находится и заполняет весь сосуд. В каком состоянии находится вещество, из которого состоит тело? (В газообразном.)
Вопрос 3. Какие еще свойства газов вы знаете? (Легко сжимаемы.)
Вопрос 4. Как движутся молекулы газа? Что можно сказать о расстоянии между молекулами? (Беспорядочно, непрерывно, быстро, расстояния большие.)
Итак, молекулы газа движутся непрерывно и беспорядочно, постоянно ударяясь друг о друга, и их число в газе огромно. Так почему газ оказывает давление?
Сегодня мы ответим на этот вопрос.
Запишите тему урока: Давление газа. Закон Паскаля.
Цель нашего урока выяснить, чем обусловлено давление газа, и от чего оно зависит. Как происходит передача давления внутри жидкостей и газов?
III. Освоение нового материала.
Да, молекула газа очень мала. И когда она ударяет о стенку сосуда, ее удар очень слаб и незаметен. Но мы сказали, что молекул в газе очень много. Так, о каждый кв.см поверхности стола, парты, учебника за 1с ударяется 100000000000000000000000 молекул.
Как вы считаете “заметит” ли стенка сосуда удары такого огромного числа молекул? Конечно, да. Так чем вызывается давление газа на дно и стенки сосуда?
Вывод: давление газа на стенки сосуда (и на помещенное в него тело) вызывается ударами молекул. (Записать в тетрадь.)
Далее демонстрация опыта на стр. 83 рис. 91.
Давайте попробуем объяснить этот опыт. Есть ли молекулы воздуха внутри шара? А снаружи? Почему же до откачивания он сохранил свою форму? Так почему раздувается шарик? А как вы считаете, почему оболочка приобрела шарообразную форму?
Вывод: давление газа по всем направлениям одинаково и является следствием беспорядочного движения огромного числа молекул. (Записать в тетрадь.)
Давайте посмотрим это на опыте. Попробуйте медленно выдуть мыльный пузырь (На партах стоят металлические сосуды от калориметров с мыльным раствором и соломинкой) Какую форму он имеет. Почему?
А теперь выясним, от чего зависит давление газа?
- От объема (демонстрация опыта рис. 92).
- От температуры.
- От массы.
Для хранения и перевозки газы сжимают, от этого давление возрастает, следовательно, газы заключают в толстостенные стальные баллоны.
Что вы можете сказать о движение молекул жидкости по сравнению с твердыми телами? (Подвижность молекул большая.) Записываем в таблицу. Поэтому отдельные слои и мелкие частицы жидкости и газа могут свободно перемещаться относительно друг друга по всем направлениям. Достаточно подуть на поверхность воды в озере, чтобы появилась рябь. Подвижностью частиц газа и жидкости объясняется, что давление, производимое на них, передается не только в направлении силы, а в каждую точку жидкости или газа.
Разбор рисунка 94 стр.86. (Заполняем таблицу.) Формулируем закон Паскаля.
Закон Паскаля: давление, производимое на жидкость или газ, передается без изменения в каждую точку жидкости или газа. (Записать в тетрадь)
Границы применимости закона Паскаля. Для каких веществ он справедлив?
Сообщение о Паскале.
1-й ученик. Знаменитый французский физик, математик и философ Блез Паскаль родился 19 июня 1623 года в городе Клермоне. Уже в детстве Паскаль отличался необыкновенными способностями и в 12 лет стал автором многих теорем геометрии, а в 16 лет написал целый трактат “Опыт конических сечений” и изобрел автоматические счеты для выполнения четырех арифметических действий.
2-й ученик. Блез Паскаль открыл закон, получивший его имя, установил принцип действия гидравлического пресса, доказал, что воздух имеет вес, подтвердил предположение Торричелли о том, что давление воздуха на вершинах гор меньше, чем у их подножия, открыл, что барометр можно использовать для предсказания погоды.
Учитель. Паскаль был человеком слабого здоровья, почти всю свою жизнь болел. В 1646 году его разбил паралич, но, не смотря на это, Паскаль упорно продолжал заниматься наукой. Умер Блез Паскаль 19 августа 1662 года в возрасте 39 лет. Паскаль утверждал, что поступает в жизни так, будто бы существует бог; если это лишь выдумка, то и так все кончается с моментом смерти, а если оказалось бы правдой, то можно выиграть всю ставку бессмертия. И он ее выиграл – люди во всем мире знают и помнят его имя.
На основе закона Паскаля легко объяснить следующие опыты (опыты с шаром Паскаля рис.95, рис 96, опыт с мыльными пузырями).
IV. Закрепление нового материала (задача – закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся; метод обучения – репродуктивный; прием обучения – беседа).
1. Ребята, а вы знаете, как делают сыр? Сначала готовят “тесто” для сыра. Затем полученную массу уплотняют под большим давлением и заполняют специальные формы, где сыр “созревает”. В этот период он “бродит”. Внутри образуется углекислый газ, который выделяется в виде пузырьков. Так почему дырки в сыре круглые? (Можно продемонстрировать кусок сыра с большими дырками.)
2. Если из малокалиберной винтовки выстрелить в вареное яйцо, в нем образуется отверстие. Если же выстрелить в сырое, то оно разлетится. Как объяснить это явление?
V Выявление результатов урока (задача – получить информацию о степени усвоения нового материала учащимися – рефлексия, форма организации познавательной деятельности – индивидуальная, прием обучения – упражнение с выбором ответа, задание “Светофор”).
Задание “Светофор” (Приложение 1).
Учащиеся выбирают правильный ответ на вопрос и поднимают карточку нужного цвета (красную, желтую или зеленую). Учитель комментирует правильные и неправильные ответы.
VI. Информация о домашнем задании.
Домашнее задание: § 35, 36 [1], 933 [2], 934 [2], 936 [2].
Литература:
- Перышкин А.В. Физика, 7-й класс. – М.: Дрофа, 2006.
- Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике. – М.: Просвещение, 2009.