Цели урока:
- Научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;
- Развивать творческие способности детей: придумывать слова на данную орфограмму;
- Воспитывать интерес к богатству русского языка.
Оборудование: иллюстрации, слова-исключения, магнитофон, компьютер.
Ход урока
1. Вступление учителя.
Мы с вами, ребята, находимся вот уже много дней в гостях у кого? (У мастера Словообразования.)
Король этого княжества – Корней Корнеевич. Теперь вы можете сказать уверенно, чем же он занимается? (Образованием новых слов.)
При помощи чего? (При помощи суффиксов и приставок.)
Корней Корнеевич вышел нас встречать, он очень добрый и гостеприимный хозяин, надел шляпу – суффикс – як. Что это значит?
/Он добряк, рад нас видеть и очень любит играть с гостями в разные игры – загадки. Попробуем отгадать:
Корень мой находится в цене.
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали.
Весь же – в дневнике я и в журнале. /Оценка/
2. Разминка. “Четвертое лишнее”:
Все ли слова будут однокоренными?
- Выросли, подрастать, оросили, росточек.
- Растение, растяпа, растительный, возраст.
- Роскошный, подросли, вырос, выращенный.
У Корнея Корнеевича в гостях бабушка Орфографушка с внучкой Орфограммушкой. Вы не забыли, кто это такие? Внучка очень любит прятаться в словах, бабушке приходится постоянно ее искать. Давайте поможем найти баловную внучку. Индивидуальная работа по перфокартам.
Перфокарты: (лаг – лож), (раст – рос) (2 ученика).
3. Ввод нового материала.
(Магнитофон – запись шипения змея.) Иллюстрация на доске – Змей Горыныч о 4-ех головах: ж, ш, ч, щ.
Корней Корнеевич приготовил нам сюрприз. К нам кто спешит на урок и так грозно шипит? (Змей Горыныч начитанный о 4-ех головах.) Вы все слышали, как шипит змея. 4 согласных звука похожи на звуки, издаваемые змеей. Вот почему эти звуки и называют шипящими.
Какое правило мы уже знаем после шипящих? (Буквы и, у, а после шипящих в корне слов.) Вспомним это правило!
Создание словарного диктанта по картинкам. (Запись на доске и в тетради с обозначением орфограммы № 4.)
4. Объяснение нового материала. (Таблица на компьютере.)
Буквы е и о после шипящих в корне |
|
Шелк – шелковистая | шов |
Щеки – щека | капюшон |
Шепот – шепчет | крыжовник |
Желтый – желтеть | шорох |
Шерстка – шерстяной | шорты |
Посмотрите внимательно на примеры слов. (Зачитываются.)
Какие же буквы могут писаться после шипящих в корне слова? (е, е, о).
А теперь посмотрите внимательно на рисунок и попробуйте догадаться, когда же мы будем писать в корне после шипящих е?
Вывод о правописании слов: в корне под ударением после шипящих звук о обозначается буквой е, если есть однокоренная пара с е. Во всех русских словах для того, чтобы сохранить одинаковые буквы, обозначающие звуки о под ударением после шипящих пишется е. Ведь буквы е и е очень похожи.
А что же за слова с правой стороны? У этих слов нет однокоренных пар в нашем языке, поэтому в них пишется о. Эти слова будем считать исключениями. А чтобы их легче запомнить, послушайте и посмотрите такую сценку:
Наш “о” сегодня разозлен
Шов в капюшоне сделал он.
Накинув вышитый наряд,
Полез за ягодами в сад,
Но шов цеплялся за крыжовник,
И шорох услыхал садовник.
Вывод о правописании слов с е – о после шипящих.
5. Закрепление нового материала в форме “Поле чудес”.
По рисунку и лексическому значению слова попробуем подобрать слова на правило с данной орфограммой, запишем рядом однокоренные слова без ударения и обозначим орфограмму. (10 рисунков и 10 значений):
- Ткань из нитей, получаемых из коконов южного насекомого. (шелк – шелковый) Рис. 1.
- Плод дуба. (желудь – желудевый) Рис. 2.
- Лежит кучка поросят,
- Кто не тронет – завизжат. (пчелы – пчелиный) Рис. 3.
- Предмет для чистки зубов. (щетка – щетина) Рис. 4.
- Предмет, предназначенный для приведения волос в порядок.
- (расческа – чесать) Рис. 5.
- Человек, который модно одевается. (щеголь – щеголять) Рис. 6.
- Погладить котика по мягкой …(шерстке – шерстяной) Рис. 7.
- Маленькое отверстие в чем-либо. (щелка – щель) Рис. 8.
- Знак переноса слов (черточка – черта) Рис. 9.
- Цвет одуванчика (желтый – желтеть) Рис. 10.
6. Знакомство со словами-исключениями иностранного происхождения: (Сказка.)
В словах-исключениях иностранного происхождения всегда пишется буква “о” в безударном положении.
Чтобы легче запомнить эти слова, посмотрите на выделенные слова в компьютере и послушайте шуточный рассказ:
Автомобиль движется по шоссе в сторону страны Словографии. За рулем опытный шофер-шотландец. С ним рядом в машине – жонглер, жокей, переводчик Жора-обжора. Все они едут к нам в Россию на веселое шоу. Настроение у всех мажорное. Каждый занят своим делом. Жонглер жонглировал крыжовником. Жокей рассматривал новые шоры для лошади и обдумывал, какие лучше взять, ведь на скачках в Шотландии он слыл лучшим наездником лошадей. Жора пока не был занят своим профессиональным делом – переводом на русский язык, а поэтому он ел шоколад и запивал его крюшоном. Вдруг раздался шорох, все были шокированы происшедшим. Это у обжоры лопнул шов на шортах.
Беседа с классом:
- Кто ехал в машине?
- Куда ехали?
- Что ел и пил Жора?
- Какое настроение у всех было?
7. Рефлексия. Выборочный диктант. Найди слова на изученную орфограмму, выбери их , правильно запиши и обозначь орфограмму.
Солнце глянуло сквозь щелку,
Свесив огненную челку.
Вышел еж с сапожной щеткой,
Занялся работой четкой.
(Ммагнитофон.) Выписать слова из “Сказки о попе и работнике его Балде”.
Жили-были в лесу две елочки,
Одевались они с иголочки.
Натирались смолой душистою,
Утирались травой пушистою.
А на старом крутом пригорке,
Там, где спрятался желудь в норке,
Дуб стоял. Бородастый. Бурый.
Очень жилистый, очень хмурый.
И смеялись над дубом елочки,
Распустив смоляные челочки.
И забыли они, что ночью,
В час, когда поднялась гроза,
Он прикрыл их от смерти. Молча,
Встретив бурю глаза в глаза.
8. Подведение итогов. Домашнее задание по выбору:
- Составить шуточный рассказ со славами-исключениями и с буквой е после шипящих – “Шипящий детектив”.
- Упр. № 444.