Ученье с увлечением

Разделы: Физика


Многие факторы определяют успешность образования: профессионализм учителя, индивидуальные особенности ученика, уровень оснащения школы, социальный заказ общества, отношение семьи к вопросам и уровню образования их детей и т. д. Но, я бы на первое место все-таки поставила любопытство и любознательность самих учащихся, умение удивляться, озадачиваться, задавать себе и окружающим вопросы и пытаться самостоятельно искать ответы и решения. Учитель может и должен стимулировать эти процессы, создавать условия и поощрять своих учеников к занятиям такого рода творчества. Наверняка многие учителя ведут такую работу, используя разные методы, приемы и способы. Хочу поделиться своим скромным профессиональным опытом. В начале каждого учебного года на первом уроке физики (это стало уже традицией) мои ученики получают задание на дом:

  1. Сформулируй, запиши и сдай в редакцию школьной газеты “Физика – поэзия науки” интересный вопрос, на который ты не можешь сам найти ответ.
  2. Напиши сочинение на тему “Это удивительно”.

О чем будет сочинение и каков будет его объем, решает сам автор творческой работы.

Выполненные ребятами задания публикуем в газете “Физика – поэзия науки”, которая вывешивается в кабинете физики, на общешкольном стенде новостей и информации, в библиотеке. Поэтому все желающие знакомятся с материалами.

После того как задание выполнено, и материалы опубликованы (примерно через две недели) ученики получают другое задание:

  1. Выбери самый, по-твоему, интересный вопрос и дай свою версию ответа.
  2. Прокомментируй самое интересное, может, чем-то необычное, по-твоему, мнению сочинение.

По рейтингу, который определяется выбором ребят, объявляются победители конкурсов “Лучший вопрос”, “Ты – оригинал” (за неожиданный и интересный ответ), “Самый наблюдательный”.

Вопросы, которые иногда на первый взгляд кажутся простыми и незамысловатыми, оказываются неожиданно сложными. Такие вопросы помогают не только стимулировать интерес к физике как науке, но и служат отличным подспорьем при планировании отдельных уроков.

В течение нескольких лет и вопросов, и ответов, и сочинений накопилось немало. Приведу примеры. Очень простой на первый взгляд вопрос был как-то задан семиклассником – почему капля росы похожа на шарик? Другой семиклассник предложил версию ответа: “Капля росы имеет форму шарика, как и большие планеты и звезды. Мне кажется, у них одинаковая причина для этого. Что-то стягивает частицы, из которых они состоят, к центру. Снаружи частицы тогда располагаются на равных расстояниях от центра. А если вмешаются какие-то другие действия, то форма шарика исказится”.

А вот еще вопросы ребят:

– Почему бывает радуга и летом и иногда даже в морозные дни зимой?

– Шум в лесу бывает из-за ветра или ветер дует в лесу из-за того, что шумят деревья?

– Чем сильнее отталкивается спортсмен от Земли, тем выше он прыгает. А с какой силой он должен оттолкнуться, чтобы допрыгнуть до космического корабля?

Приведу еще один пример ответа, который предложил ученик седьмого класса, вопрос про шум в лесу. “Я провел дома опыты про шум и разные звуки. Что только я не делал, но воздух не двигался, ветра нет было. Я делаю вывод, что деревья шумят из-за ветра, а не наоборот. А теперь я хочу понять, почему из-за шума не появляется ветер. Что же такое звук?”

Вопросы в основном любят задавать ученики седьмого класса, а охотно отвечают ребята разного возраста, в том числе и старшеклассники, особенно те, которые сохранили интерес к физике и собираются после школы продолжить физическое образование или получать профессиональную подготовку, связанную с физикой. При использовании на уроках вопросов и ответов ребят удается разбудить интерес к теме урока сначала по причине интереса к авторам вопросов и версий ответов на них, так как в сельской школе все ребята знают друг друга. А после этого более эффективно происходит поиск истинного ответа, анализируются версии ответов, предложенных самими ребятами, иногда удается понять причины ошибочных идей и представлений.

Но самая главная задача любого учителя – научить своих учеников думать, думать и еще раз думать. Не бояться ошибаться во время поиска ответов и решений, а получать радость, удовольствие от процесса размышлений. Вторая задача учителя – научить учеников общаться. А для этого научиться слушать и слышать собеседника, уметь отстоять свою точку зрения. Эмоциональная окраска даже самых трудных теорий, вопросов, проблем побуждает учеников к изучению этих теорий, к поиску ответов и решений.