Цели урока: | Повторение темы "Механическое движение и его виды. Скорость" путем решения занимательных задач с использованием компьютерной презентации, выполненной в программе Microsoft Word PowerPoin. |
Задачи урока: | Образовательная: Повторить понятия: механическое движение, равномерное и неравномерное движение, траектория, путь, перемещение, скорость; Формировать умение переводить единицы измерения физических величин; Отрабатывать методы решения качественных и расчетных задач. Развивающая: Развивать мотивацию к изучению физики; Расширить кругозор учащихся. Воспитательная: Способствовать формированию ответственного отношения к учебе |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока: | В ходе урока учащиеся актуализируют понятия: механическое движение, равномерное и неравномерное движение, траектория, путь, перемещение, скорость; приобретут умение переводить единицы измерения физических величин, решать качественные и расчетные задачи по теме "Механическое движение и его виды. Скорость". |
Необходимое оборудование и материалы: | Ноутбук, мультимедийный проектор, доска. |
Ход урока
Орг. момент. Сообщение темы урока, его целей.
Мотивация. Вводное слово учителя.
Эпиграф:
Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой томись,
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет.
Фирдоуси
Вводное слово учителя: Сегодня мы с вами повторяем тему "Механическое движение и его виды, скорость, путь". Нам предстоит решить ряд задач, но задач не совсем обычных, каждое задание будет связано или со сказкой, или с мультфильмом, или просто с интересными фактами. Итак, начинаем.
Актуализация знаний: Повторение основных понятий темы "Механическое движение и его виды. Скорость". Презентация
(слайд 2,3)
Летит, летит лепесток,
Через запад на восток,
Через север через юг,
Обернется, сделав круг.
Лишь коснется он земли
Отвечай и не тяни!
"Отрывая" лепесток, вспоминаем следующие определения:
- Механическое движение;
- Равномерное движение;
- Неравномерное движение;
- Траектория;
- Путь;
- Перемещение;
- Скорость.
Решение задач:
1. (слайд 4)
Крокодил Гена и Чебурашка отправляются на отдых в Крым на поезде. Шапокляк крадёт их билеты, и Гене приходиться ехать на крыше поезда. Относительно каких тел движется Гена, а относительно каких находится в покое?
2. (слайд 5)
:Вот однажды, гуляя по лесу, Пух вышел на полянку. На полянке рос высокий-превысокий дуб, а на самой верхушке этого дуба кто-то громко жужжал: жжжжжжж...
Винни-Пух первым делом подошёл к одной знакомой луже и как следует вывалялся в грязи, чтобы стать совсем-совсем чёрным, как настоящая тучка. Потом они стали надувать шар, держа его вдвоём за верёвочку. И когда шар раздулся так, что казалось, вот-вот лопнет, Кристофер Робин вдруг отпустил верёвочку, и Винни-Пух плавно взлетел в небо и остановился там - как раз напротив верхушки пчелиного дерева, только немного в стороне.
- Ураааа! - закричал Кристофер Робин.
- Что, здорово? - крикнул ему из поднебесья Винни-Пух.- Ну, на кого я похож?
Можно ли считать Вини Пуха материальной точкой? В каком случае?
3. (слайд 6) Фонограмма песенки мамонтенка.
По синему морю, к зеленой земле
Плыву я на белом своем корабле.
На белом своем корабле,
На белом своем корабле.
Меня не пугают ни волны, ни ветер,-
Плыву я к единственной маме на свете.
Плыву я сквозь волны и ветер
К единственной маме на свете.
Плыву я сквозь волны и ветер
К единственной маме на свете.
Найдите ошибку в данной песне. Попробуйте исправить автора.
4. (слайд 7,8)
Что для зайца стометровка,
Как стрела бежит косой.
Вот, что значит тренировка
Вместе с тренером лисой.
Полярный заяц (лат. Lepus arcticus) - заяц, в основном приспособленный к обитанию в полярных и гористых местностях. Раньше он считался подвидом зайца-беляка, но сейчас выделяется как отдельный вид.
Скорость зайца 60 км/ч , а скорость стрелы - 70 м/с. Сравните эти скорости
5. (слайд 9)
Рыба-меч - самое быстрое животное в мире. Эта рыба способна развивать скорость до 130 км/ч. Если бы гепард, самый быстрый сухопутный зверь, смог бегать по воде, от рыбы-меч ему бы убежать не удалось.
Всё в рыбе-меч предназначено для того, чтобы развивать максимальную скорость: мускулистое тело, голое, без всякой чешуи, - для того, чтобы без всякого сопротивления скользить сквозь воду; каждый плавник, хвост в виде серпа; и особенно - замечательный нос в виде меча, рассекающий водные толщи.
Рыба-меч проплывает 2,96 км за 80 с. С какой скоростью она движется?
6. (слайд 10)
По реке плывет наш плот.
По нему гуляет кот
(Просто ходит взад-вперед).
Скорость отыщи кота - относительно столба.
И мальчишки - пастуха, оседлавшего коня.
Знаешь ты наверняка скорость кошки и плота,
И, конечно, пастуха.
Плот - конструкция для плаванья, из связанных совместно брёвен или стеблей камыша, тростника, скрученных в пучки. Средняя скорость плотов при сплаве по рекам составляет 30-50 км в день, а при благоприятных условиях превосходит 100 км.
Скорость кота 2 м/с, скорость пастуха 18 м/с.
7. (слайд 11)
Чемпионами по скорости роста среди растений у нас считаются грибы. Их скорость достигает 0,0000002 м/с. Какой высоты мы соберем грибы через 3 дня.
8. (слайд 12)
В известном произведении А. Дюма "Три мушкетера" Д?Артаньян должен был за 10 дней из Парижа добраться до Лондона, забрать подвески королевы и вернуться обратно в Париж. Для этого он по суше ехал на лошади, а по воде плыл на паруснике. Расстояние от Парижа до Лондона 344 км. Успеет ли Д'Артаньян выполнить просьбу королевы за отведенное время? (Предельная скорость лошади 18 м/с , а парусника 18,7 миль/ч, ширина Ла-Манша 44 км, в России 1 миля = 1852 м).
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Итак, на сегодняшнем уроке мы с вами вспомнили такие понятия, как: механическое движение, равномерное и неравномерное движение, траектория, путь, перемещение, скорость, повторили правила оформления расчетных задач, узнали некоторые интересные факты из жизни животных и растений, научились переводить единицы измерения физических величин. Спасибо всем за урок.
Домашнее задание: повторить 13 - 16, определения и формулы; придумать три занимательные задачи на данную тему.
Используемая литература и источники:
- А.В. Перышкин Физика 7 класс. Москва "Дрофа" 2000 г.
- В.А. Бетев, С.В. Ливанов, И.А. Шунин Задачи по физике. г. Самара 1994 г.
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Полярный_заяц
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Плот
- http://live.1001chudo.ru/japan_940.html