Цель: развивать у детей интерес к аппликации, упражняться в составлении изображения из частей на плоскости, развивать зрительно - двигательную координацию, мелкую моторику рук.
Материал: плотная бумага или картон голубого цвета(1 на каждого ребенка), шаблоны силуэтов дерева (ствола и веток), квадраты красной цветной бумаги, прямоугольники из коричневой цветной бумаги, прямоугольники из красной и черной цветной бумаги, прямоугольники из белой сервировочной салфетки, квадрат желтой цветной бумаги, клей, кисточки для клея, баночки для клея, подставка для кисточки, клеенка для работы с клеем, тряпочка, простой карандаш.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением птиц, лепка снегиря на ветке из пластелина, наблюдение за птицами на прогулке, чтение художественной литературы о птицах.
Ход занятия
На доске расположена иллюстрация с изображением снегирей.
Летели две птички, собой невелички.
Как они летели, все люди глядели.
Как они садились, все люди дивились.
Воспитатель: Вы догадались, что сегодня на занятии мы будем с вами делать птичек. Птичек, которые прилетают к нам с вами только зимой. Скажите, как они называются и какой у них окрас?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, дети. А делать мы с вами их будем необычно - без ножниц. Мы будем только мять бумагу и рвать ее.
Сначала мы с вами сделаем дерево, на котором будет сидеть наш снегирь.
Изготовление дерева:
Воспитатель: нам необходимо взять коричневую бумагу и обвести силуэты деталей дерева
(ствола и веток). Помните, что бумага должна располагаться к нам белой стороной. После того нам необходимо пальчиками аккуратно оторвать детали дерева прямо по линиям. Старайтесь работать аккуратно и не торопиться. (Воспитатель показывает, как необходимо делать обрывание и при затруднениях помогает детям.) Дерево располагаем на листе возле левого края и затем его приклеиваем.
Изготовление снега на дереве:
Сейчас нам необходимо сделать снег на дереве. Ведь как мы с вами помним - снегири живут в наших краях только зимой. Берем полоски белой сервировочной бумаги, сминаем ее в кулачке, затем расправляем и выкладываем на дерево и ветки как снег. Дерево почти готово!
Изготовление ягод на дереве:
Дети, возьмите квадраты из красной бумаги и плотно - плотно скатайте их в кулачке. У нас получились шарики. Теперь эти шарики располагаем как гроздья рябины.(При необходимости воспитатель помогает детям расположить ягоды.)Теперь дерево готово, осталось дождаться когда на него прилетят снегири. А пока мы их будем ждать, давайте разомнемся:
Физкультминутка:
Снег-снежок, снег-снежок
По дорожке стелется (движения опущенными вниз руками вправо-влево)
Снег-снежок, снег-снежок - белая метелица.("барабан")
Снег-снежок, снег-снежок замело дорожки.(хлопают)
Снег-снежок, снег-снежок тает на ладошке. (стряхивают руки)
Мы налепим снежков, вместе поиграем.(лепят снежки)
И друг в друга снежки весело бросаем (бросают)
Нам тепло на дворе не замерзнут ушки (машут - "жарко", показывают уши)
Накатаем мы снег в белый ком большущий (движения руками от себя, показывают "большой ком")
Изготовление снегиря:
Берем красный прямоугольник и сминаем его в кулачке так же как делали ягодки. Теперь выпремляем прямоугольник и придаем ему овальную форму, подгибая уголки на обратную сторону. Это получилось туловище снегиря. Теперь размещаем его на ветке дерева и приклеиваем. Дети, а какие еще части тела есть у снегиря?
Ответы детей:
Воспитатель:Правильно! Есть еще голова, хвост, крылья и клювик. Все части, кроме клювика мы с вами изготовим из черной бумаги. Нам надо взять прямоугольники из черной бумаги, смять их поочереди в кулачке, а потом придать им форму головы, хвоста и крылышка. Сначала мы с вами разместим голову возле туловища снегиря, затем хвост, затем крыло и приклеим их.
Теперь нам осталось сделать нашим птичкам клювик и глазик. Возьмем приготовленную желтую бумагу и сомнем ее так, чтобы получился клювик, расположим его и приклеим. Теперь из маленького кусочка белой салфетки сомнем в кулачке шарик и приклеим его туда, где должен находиться глаз. Все! Наши снегири готовы.
В конце занятия воспитатель предлагает детям рассмотреть все работы, высказать свое мнение о своей работе и о работе товарищей. Затем воспитатель организовывает выставку детских работ в группе, чтобы дети могли любоваться своими работами.
Список литературы:
- Волшебные комочки: Пособие для занятий с детьми / Авт. - сост. А. В. Белошистая, О. Г. Жукова.-М.: АРКТИ, 2008. - 32 с.
- Горькова Л. Г., Обухова Л. А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников (средняя группа).-М.: Вако, 2005. - 160 с.
- Рузанова Ю. В. Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физминуток.-СПб.: КАРО,2009.-160 с.